«Маша и медведь» многофункциональное логопедическое пособие |
Участники выставки - конкурса: Ивасюк Лилия Николаевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория Филиал МАУ ДО «Сорокинский центр развития ребёнка-детский сад №1» - «Сорокинский центр развития ребёнка-детский сад №4» |
Многофункциональное логопедическое пособие «Маша и медведь»
Коррекционно – развивающая среда в логопедическом кабинете, играет большую роль в речевом и психическом развитии детей с речевым нарушением. В настоящее время издается достаточное разнообразие пособий для развития речи детей, но в своей работе стараюсь использовать пособия, сделанные своими руками. Одним из таких является многофункциональное логопедическое пособие «Маша и медведь».
За его основу взяла сделанный ящик из фанеры, обтянутый тканью. Сделала дом для мишки, огород, улей, деревья, ёжика, цветы, полянку, на которой расположены различные предметы, каждый из которых связан с коррекционным процессом.
Цель-коррекция и профилактика речевых нарушений детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Повышение личностной, речевой активности.
2.Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.
3.Расширение словарного запаса, грамматического строя речи, совершенствование слоговой структуры.
4.Формирование правильной воздушной струи.
5.Развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
Методическая ценность логопедического пособия «Маша и медведь» заключается в многофункциональной направленности, которая позволяет решить задачи различного характера, в зависимости от возраста детей, речевого нарушения и поставленной цели.
Пособие можно использовать, как на индивидуальных, так и на фронтальных логопедических занятиях, которое предназначено для детей младшего и старшего дошкольного возраста. Оно является переносным, что позволяет его использовать не только в логопедическом кабинете, но и в группах. Условия игры могут изменяться.
Область применения - речевое развитие.
Игры, используемые в пособии (описание игр в приложении):
1.Игры, направленные на развития артикуляционной гимнастики. Гимнастика для Язычка.
«Ключик к сказке подбери…», «Помоги мишке рассортировать морковку», «Помоги пчёлке», Сказка про весёлый Язычок.
2.Игры, направленные на развития мелкой моторики: «Су-джок», «Малину из корзины выбирай…», «Угощение», «Дорога к другу», «Помоги ёжику», «Собери урожай»
3.Игры, направленные на развитие воздушной струи, фонематического слуха, автоматизацию, дифференциацию звукопроизношений:
«Футбол», «Ромашки», «Подуй на листики», «Морковь» «Собери урожай», «Помоги Маше и мишке»«Подбери слова к звуку», «Подбери слова к схеме», «Мы малину собираем-слова с нужным звуком подбираем», «Посчитай-ка» игра с Машей, «Собери урожай», «Домик», «Что лишнее», «Выложи дорогу к другу», «Определи первый звук в слове», «Путаница»
4.Игры, направленные на совершенствование слоговой структуры:
«Найди место звука в слове», «Посчитай – ка», «Сколько слогов в слове, столько и ромашек», «Посчитай слоги» (варианты игр представлены в приложении)
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии игр, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Все предметы, картинки легко снимаются и прикрепляются. Данное пособие можно использовать при работе над лексическими темами, проводить лексико-грамматические упражнения. Кроме того можно широко использовать пособие при обучении детей грамоте. На домик мишки помещаются картинки с буквами или слогами, а дети составляют слова.
Опыт показывает, что данное пособие достаточно эффективно в коррекционном процессе.
Приложение
Содержание игр
1. «Ключик к сказке подбери…» - развитие мелкой моторики.
Инструкция: чтобы в сказку нам попасть, нужно ключик подобрать….
2.Гимнастика для Язычка
Цель – совершенствование артикуляционной моторики
Инструкция:
К дому мишке подойдём, верно звук произнесём
Постараемся и сможем, ведь гимнастика поможет!
Ведь она для язычка, очень важна и нужна.
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
В карман окошка помещаются карточки с образцами артикуляционных упражнений. Игра заканчивается, когда все запланированные упражнения выполнены.
3.Су-джок терапия
Цель – развитие мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста
Инструкция: шарик возьмём в ладошки, поиграем с ним немножко….
«Ёжик»
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну
«Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.
Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.
«Мы колечки надеваем»
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
Массажировать и
закреплять название пальцев.
4. «Помоги мишке рассортировать морковку» - развитие мелкой моторики пальцев рук
Инструкция:
Есть у мишки огород, на грядке там морковь растёт!
Урожай ты собери, по корзинкам разложи!
5.Домик- автоматизация звукопроизношения в словах
Инструкция:
В этой сказочной избушке, проживают не зверушки
Не смешные человечки, а различные словечки.
Раз, два, три
Расселить их помоги!
В карман окошка помещаются карточки с автоматизируемым звуком. Игра заканчивается, когда все запланированные картинки названы правильно.
6.Помоги пчёлке - развитие мелкой моторики пальцев рук.
Инструкция: пчелка мёд собрала и по сотам разнесла.
7. «Малину из корзины выбирай…» - развитие мелкой моторики пальцев рук, автоматизация звукопроизношений.
Инструкция: малину на палец свой надевай, правильно и красиво за мной повторяй.
8. «Футбол» - развитие воздушной струи.
Инструкция:
Поиграем мы в футбол, и забьём с разбега гол, очень сложная задача, загонять в ворота мячик.
9. «Дорога к другу» - развитие мелкой моторики, автоматизация звукопроизношений.
Инструкция:
Дорогу к другу проложи и красиво слово назови….
10. «Собери урожай» - дифференциация звукопроизношений.
Инструкция:
Миша к яблоне позвал, урожай собрать сказал
С веток яблочки сними и правильно всё повтори…
11.Игра с Машей – автоматизация звукопроизношений.
Инструкция:
Маша Мишу позвала: «Пойдем играть со мной в слова!»
видеоролик организации игры