Конспект родительское собрание «Семья самоё тёплое место на Земле».

  ср., 20.02.2013

Авторы:

Нижельская Алла Ивановна,

 педагог-психолог,  

Коткова Наталья Геннадьевна,

старший воспитатель

МКДОУ «Детский сад «Родничок»

город Надым ЯНАО

Цели собрания: целевая установка - главным воспитателем является семья; расширить  у родителей знания и умения о формированиижизненных навыков их детей: обучать умению эффективно строить общение и взаимодействие со взрослыми и со сверстниками; обучение умению решать проблемы и принимать ответственные решения, формирование позитивной самооценки, воспитание духовно – нравственной личности, обучение осознания собственных и семейных ценностей, дать некоторые сведения о психоактивных веществах, в соответствии с возрастом ребёнка, развитие самостоятельности и эмоционально - волевой сферы, обучение бесконфликтному поведению.

Предварительная работа:

  1. Изготовление плаката «Семья самое тёплое место на Земле!»
  2. Выставка детских и семейных фотографий «Все кого люблю».

3. Памятка для родителей «Послание ребенка своему родителю».

4. Памятка для родителей «Первые шаги антинаркотического воспитания в сказках и рассказах»- «Правдивая история про злого оборотня Ал Коголя и горожан, которые его победили».

5. Тестирование родителей  «Тест - опросник родительского отношения», которое поможет расширить знания родителей в вопросах воспитания, правильно организовать дискуссию.

На интерактивной доске плакат  «Семья самое тёплое место на Земле!»

Перед началом собрания родители знакомятся, с материалами фотовыставки и с высказываниями Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили», «Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня? Ведь она такая таинственная и неизведанная…», «Взрослый, мой самый лучший друг», «Светильники надо беречь. Порыв ветра может их погасить», «Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают, если у них есть шипы. Их все боятся»        

Ход собрания

Педагог:  Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, как защитить своего ребёнка от наркотиков. Перед собранием я вам предложила небольшой тест, который поможет вам взглянуть на воспитание вашего ребёнка немного с другой стороны. (О результатах анкетирования и тестирования).

         Как и многие родители, вы, возможно, никогда не думали о себе, что можете быть активно вовлечены в процесс антинаркотического воспитания своих детей. Многие люди думают, что профилактика наркомании - это удел врачей. Мы зачастую неосознанно избегаем разговоров о наркотиках со своими детьми. Надеемся, что наши дети вырастут и нам никогда не придется сталкиваться с проблемой наркомании. Увы, это не всегда так. Сегодня проблема наркотиков не может затрагивать отдельно взятого человека и семью, она пронизывает все слои общества Дети - зеркало нашего общества, поэтому именно они и становятся жертвами наркомании сегодня.  Каждый ребенок хочет быть защищенным и ощущать себя в безопасности. Это ощущение подкрепляется теплой атмосферой в семье. Если этого нет, то ребенок может начать искать убежище в мире наркотиков, в мире иллюзий. Помните старую английскую пословицу «Мой дом - моя крепость»? Страшно, когда родительский дом становится угрозой для ребенка. По данным анонимного опроса подростков (в исследовании приняли участие 3567 респондентов в возрасте 14 - 17 лет) многие из них испытывают родительскую агрессию: физическую - 19,3%, эмоциональную (оскорбления) - 58,7%, психологическое давление - 53,6%, небрежность (безразличие) - 32, 8%, сексуальное насилие - 0,7%.

         Семья – главный воспитатель. Велика зависимость детей от родителей ведь именно она, осуществляет социальный контроль над поведением детей и подростков. Родители передают детям семейные ценности, модели поведения, создают условия и помогают само реализовываться, формируют у них навыки здорового образа жизни, конструктивного разрешения конфликтов, учат противостоять негативному давлению среды, принимать самостоятельные нравственные решения.

     Дискуссия с родителями. С целью активизации родительского внимания к теме собрания предлагают родителям ответить на вопросы:

- Будущее ребёнка, каким оно будет, как вы видите?

- Какие проблемы Вас как родителей больше всего волнуют, пугают и даже страшат?

-Чего бы Вы, не хотели для своего ребёнка в будущем?

- Как вы считаете можно ли начинать антинаркотическое воспитание в дошкольном возрасте?

- Считаете ли вы, что проблема наркотиков может коснуться Вашего ребёнка?

- Как вы думаете, кто должен выполнять главную защитную функцию детей, в том числе и обеспечить защиту детей от наркотиков?

Текст для информации во время дискуссии:

         Как же защитить своего ребенка от наркотиков и когда следует начинать анинаркотическое обучение ребёнка в семье?

         «Воспитание как дружеская помощь» - это и есть антинаркотическое воспитание. Антинаркотическое обучение - часть воспитательного процесса. Познавая мир, ребенок раньше или позже встречается с различными химическими веществами (алкоголем, табаком, наркотиками, таблетками, летучими веществами бытовой химии).

         Что и как говорить?

Это зависит от двух факторов:

  • возрастных особенностей ребенка,
  • уровня накопления знаний о наркотических веществах в определенном возрасте.

         В каком возрасте разговаривать с ребенком о химических веществах; о правилах адекватного поведения и многих других значимых вещах, то есть, проводить антинаркотическое обучение, используя все направления антинаркотического воспитания?

         Начинайте как можно раньше, с дошкольного возраста, и оставайтесь открытыми для общения на долгие годы.

         Уровень накопления знаний о психоактивных веществах. В дошкольном возрасте, как правило, ребята сами легальные наркотики (алкоголь, табак, лекарственные препараты без ведома взрослых) не употребляют. Тем не менее, они видят, что для некоторых взрослых и ребят постарше - это обычное дело, норма. И в игровой деятельности могут начать копировать такое поведение. Помните мечту «Когда я буду взрослым...». Именно в этом возрасте начинается формирование представлений о ценностях. И если кто-то из близких взрослых включил алкоголь и табак в свою систему ценностей, то есть вероятность повторение этого ребенком.

         Как выработать к ним свое адекватное решение, удовлетворив при этом любопытство?

  • Не накладывайте табу в разговоре с детьми на эти темы. Сегодня ребенок может получить определенные знания и сведения о наркотиках от ровесников, ребят постарше. Эти знания отрывочны и недостоверны, рождают среди ребят массу «мифов» об алкоголе, табаке, наркотиках.
  • Вы должны дать ребенку адекватную, достоверную информацию, разбить эти мифы. Мы понимаем опасения некоторых родителей, которые избегают разговора с детьми на эти темы, боясь разбудить лишнее любопытство у ребенка по принципу «не буди лихо, пока спит тихо». Другие откладывают разговоры из-за незнания, а третьи уверены, что эта проблема никогда не коснется их детей. Но сегодня ситуация в Тюменской области настолько остра, что промедление непозволительно. Исследования показали, что около 73% родителей не догадывались, что их дети уже значительное время употребляли наркотики (или боялись признаться себе в этом?)

         Следуйте следующим рекомендациям.

         Поощряйте творческое начало в детях.

  • Поощряйте творческие игры ребенка (интерес и увлеченность музыкой, живописью, спортом, хобби), важно уже в этом возрасте поддержать его здоровые интересы.
  • Используйте свое свободное время для совместной творческой деятельности, включая и домашнюю работу.

         Больше общайтесь с ребёнком.

  • Приобщайте ребенка к семейным традициям, праздникам. Нарисуйте вместе с ребенком генеалогическое древо, расскажите о предках.
  • Побеседуйте о любимых сказочных или литературных героях своего ребенка, спросите, что привлекает его в них, какие качества, поступки, поведение, что отталкивает. Одобрите такие ценности как справедливость, честность, ответственность, самостоятельность, дружба, взаимовыручка, любовь, здоровье, свобода, сила духа и др.
  • Обсудите с ребенком проблему отношений человека и животных («Можно ли приносить из леса животных домой?Можно ли обращаться к животному по своему усмотрению»). Вы поможете развить у ребенка сострадание, ответственность, обязательность, если научите его заботится о четвероногом друге, который живет рядом.
  • Поговорите с ребенком об особенностях человеческого тела, организма, что помогает ему быть здоровым и что разрушает. Что нужно делать каждый день, чтобы быть выносливым, крепким, здоровым. Еще лучше, если вы вместе с ребенком будете вести активный здоровый образ жизни, начиная с раннего утра.
  • Поиграйте с ребенком в игру «Незаконченное предложение». Вы начинаете предложение («Я радуюсь, когда...», «Я смеюсь, когда...», «Я счастлив, когда...», «Я горжусь, когда », «Я злюсь, когда...», «Я ненавижу, когда...», «Я плачу, когда...», «Я обижаюсь, когда...»и др.). Вам будет понятно, что ценно в данное время для вашего ребенка . Возможно, придется что-то изменить в его воспитании и пересмотреть свои взгляды и поведение.

     Соблюдайте семейные правила.

  • Побеседуйте с ребенком, что такое правила поведения и почему так важно их соблюдать, чтобы не было хаоса. Разъясните, какого поведения вы от него ожидаете. Можно лист ватмана разделить на две полосы, на 1 зеленым фломастером вместе нарисовать (если ребенок не умеет читать) или написать, что можно, на 2 - запреты и ограничения. Нарисуйте с ребенком режим дня и каждый вечер отмечайте удачи-неудачи. Не забывайте хвалить и одобрять за ответственность и обязательность.

Необходимо выработать и соблюдать четкие антинаркотические семейные правила.

  • Запрет на употребление детьми легальных и нелегальных наркотиков.
  • Разъяснение детям необходимости запрета, его целей, правил ожидаемого поведения, необходимых для соблюдения его.
  • Последовательность и настойчивость: дети должны четко и ясно понимать, что запрет «никакого алкоголя и никаких наркотиков» остается незыблемым всегда и везде дома, у друзей, на дискотеке, в походе, при любых обстоятельствах.
  • Обсуждение с детьми серьезные последствия нарушения запрета, цели и способы наказания (Не физическое насилие, угрозы, скандалы!)
  • Благоразумие: используйте только оговоренные заранее методы наказания за нарушение запрета, о которых хорошо знал ребенок.
  • Соответствие между вашими словами и поступками: не может быть двух моралей, вы сами (ваше поведение) служит положительной или отрицательной ролевой моделью для ребенка, принимающего решение четко соблюдать антинаркотические семейные запреты или нет. Если вы сами не употребляете алкоголь, наркотики, не курите - это и будет положительной ролевой моделью для ваших детей.
  • Обязательное обсуждение с детьми проблем употребления алкоголя, табака, наркотиков, начиная с дошкольного возраста. Не нужно бояться обсуждать с детьми острые и болезненные темы: они должны знать, что могут доверять и полагаться на вас. К сожалению, отрицательные модели и образцы поведения они могут найти в окружающей их среде (другие взрослые, сверстники, ребята постарше). Употребление алкоголя и курение табака является социально приемлемой нормой в разных слоях общества. Осознание, принятие, соблюдение антинаркотических семейных правил и ценностей поможет им сделать ответственный выбор.
  • Проведение семейных праздников без алкоголя, особенно если на них дети.
  • Дети очень наблюдательны и замечают, как семейные ценности влияют на поведение родителей. И постепенно перенимают ваши убеждения, установки, стереотипы поведения.

Семейные ценности, помогающие антинаркотическому обучению.

  • Наличие установок и убеждений, не допускающих употребления алкоголя и наркотиков ни при каких обстоятельствах. («Пить - значит не быть»)
  • Следование здоровому образу жизни («В здоровом теле - здоровый дух»)
  • Самостоятельность принятия решений, независимость от негативного влияния среды, умение отстоять свою позицию, самоуважение («Своя голова на плечах», «Свобода дороже», «Сам себе хозяин»)
  • Ответственность, обязательность («Дал слово - держи», «Взялся за гуж - не говори, что не дюж»)
  • Взаимопонимание («С полуслова, с полувзгляда»)
  • Взаимодоверие («Как самому себе»)
  • Духовность («Не хлебом единым жив человек»)
  • Творческая деятельность (цель ее - привить интерес и создать сильную мотивацию для выбора в жизни здоровых альтернатив).
    • Другие значимые общечеловеческие ценности.

          Педагог резюмирует: уберечь детей от наркотиков может только семья, ведь это самое тёплое место на свете, где ребёнку уютно, спокойно, не страшно, здесь его любят и понимают. Семья «зонт любви», который защищает от житейских невзгод, бурь и дети должны об этом знать. Родители всегда должны любить и оберегать ребёнка, только их безоценочная любовь и безусловное принятие ребёнка могут спасти его в этом сложном, бушующем мире. Об этом говорит наш плакат «Семья самое тёплое место на Земле!».

 Приложение

Возрастные особенности дошкольников (3 - 7 лет).

Ребенок познает мир отношений взрослых, разные виды деятельности, социальные роли. Ребенку при всем его желании пока не доступно включиться во взрослую жизнь, но у него уже есть сильное стремление к самостоятельности, которое требует поддержки родителей.

Ведущая деятельность для ребенка - творческая игра, одна из основных потребностей. Дети берут на себя роли взрослых и в условиях игры копируют их действия, поведение, отношения (до 5 лет - реальных близких людей, к 7 годам -социальные роли: врач, солдат, учитель и т.д.). В игре развиваются мотивы и цели деятельности, потребности ребенка, появляется собственный опыт, осваиваются правила поведения (в игре поведение его контролируется другими детьми и он должен следовать определенным правилам), начинают формироваться навыки принятия решений, отказа, эффективного общения, решения споров, складываться представление о ценностях, взаимоотношениях, развиваться самоуважение, самостоятельность.

Ребенок в этом возрасте мыслит образно, только начинает логически правильно рассуждать, но взрослая логика ему еще недоступна. Задачи, которые вы ставите перед ним, должны быть ему понятны и интересны. Богатое воображение в этом возрасте часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает, поэтому ему необходимо пояснение и разъяснение взрослого (не забудьте при этом, что дети в этом возрасте не способны и не любят долго слушать, они предпочитают творчески играть, действовать)

Все, что делает ребенок (игра, рисование, подготовка к школе, помощь маме, чтение книги и т.д.) должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе он бросит занятие. Ребенок просто не способен делать то, что ему неинтересно. Опирайтесь на эмоциональное воображение ребенка («мне было бы приятно...», «давай построим дом, вот папа обрадуется...», а не на сознательность (призывы к совести, запугивание, уговоры и т.д.). Ребенку важны положительные эмоции со стороны близких, они стимулируют активность, деятельность. Затормозить неприятную деятельность помогут опять же не команды, приказы , а ваши эмоциональное неодобрение («мне неприятно то, что ты сейчас делаешь, давай вместе попробуем...», «мне обидно...»).

Наиболее сильный для дошкольника мотив - поощрение, получение приза, более слабый- наказание (исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребенка (а как мы часто говорим : «пообещай, что...»), самый слабый - прямое запрещение каких-либо действий, не подкрепленное другими мотивами. Требовать от ребенка обещаний и бесполезно, так как они, в основном, не выполняются. Неисполненные клятвы, заверения подкрепят беспечность и необязательность.

О моральных качествах ребенок судит, в основном, по своему поведению, которое или согласуется с правилами семьи, коллектива сверстников, или не нет. Его самооценка практически всегда совпадает с внешней оценкой,прежде всего - близких взрослых. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых (как важно учесть это родителям). Если оценка и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными (истоки низкого самоуважения). Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные моральные качества, умения.

Характерна половая идентификация ребенка: он осознает себя как мальчика или девочку, приобретая представления о разных стилях поведения. У ребят появляются специфические игры - только для мальчиков и только для девочек.

Памятка для родителей №1

Любите ребёнка таким, какой он есть

потому что, если ребёнок живёт в атмосфере понимания и дружелюбия, он учится любить и находить любовь в этом мире.

  • Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  • Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
  • Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
  • Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
  • Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
  • Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
  • Если ребёнка хвалят, он учится быть благородным.
  • Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
  • Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
  • Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.

 

Памятка №2

«Послание ребенка своему родителю...»

Родители должны помнить, что дисциплина это тоже проявление любви.

  • Не балуйте меня, Вы меня этим портите.
  • Я очень хорошо, знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую.
    • Я просто испытываю вас.
    • Не бойтесь быть твердым со мной Я предпочитаю именно такай подход Это позволяет мне определить свое место
    • Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной. Это приучит меня к тому что, считаться нужно, только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
    • Не будьте непоследовательными Эта сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во.всех случаях оставлять последнее слова за собой
    • Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Это может поколебать маю веру в вас.
    • Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что - то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то, я попытаюсь достичь еще больших побед.
    • Не расстраивайтесь слишком сильно. Когда я говорю, что Я вас ненавижу, я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
    • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это став, плаксой и нытиком.
    • Не делайте для меня и за меня того,  что я в состоянии сделать для себя сам, а то у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.
    • Не обращайте внимания на мои дурные привычки. Это - меня портит.
      • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз
      • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание действовать с вами заодно пропадает.
      • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как я великолепно, знаю, что такое хорошо, и что такое плохо.
      • Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки не ощущая, что я ни на что не годен.
      • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня: Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться: притворяясь глухим.
      • Не требуйте от меня объяснений: зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
      • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко, превращаюсь в лжеца.
      • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
      • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок: я учусь на собственном опыте.
      • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори: я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко, мне столько внимания.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы Если вы не будете на них отвечать, вы увидите что, я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где- то на стороне. Психоактивные вещества и здоровье.

Что должны знать взрослые о наркотиках.

Основные виды легальных (табак, алкоголь, летучие вещества бытовой химии) и нелегальных наркотиков (героин, анаша, экстази, кокаин и другие), их симптомы, внешние признаки употребления, последствия для человека, сленг (специальные названия веществ в наркотической среде).

  • Уметь распознавать признаки алкогольного и наркотического опьянения.

 Вовремя замечать изменения в поведении, внешнем виде вашего ребенка и другие социально-психологические признаки.

  • Эффективную тактику поведения при обнаружении признаков употребления наркотиков.
  • Лечебно-диагностические центры (адреса, телефоны), куда вы и ваши дети можете обратиться за помощью.

Наркотики и закон (медицинское освидетельствование)

Что должен знать ребенок.

  • Храните все химические опасные вещества в недоступном для детей месте.
  • Когда вы занимаетесь бытовыми делами (стираете, красите, очищаете, выводите пятна, клеите и т.д.) привлекайте к совместной деятельности детей, показывайте им различные товары бытовой химии (лаки, краски, растворители, порошки и т.д.), объясняйте ребенку их назначение, способы использования, вредное влияние на здоровье человека.
  • Предложите ребенку нарисовать предупреждающие об опасности этикетки для различных упаковок веществ бытовой химии, лекарств.
  • Сформулируйте ребенку правила безопасного использования лекарственных препаратов: «Никогда не брать лекарства (таблетки, порошки, витамины, жвачки) из рук незнакомых людей», «Лекарства дает только мама (папа, бабушка, дедушка), когда ты болен и их назначил врач». Объясните, когда лекарства могут принести пользу и когда вред для здоровья.
  • Побеседуйте с ребенком о проблеме употребления алкоголя и табака (к сожалению, наши дети, если не в родительской семье, то в других видят отрицательные ролевые модели). Расскажите ребенку нижеприведенную сказку и обсудите ее.
    •  

Памятка№3 Сказка для дошкольников о вреде алкоголизма.

«Правдивая история про злого оборотня Ал Коголь и горожан, которые его победили».

«Было это на востоке давным - давно. Однажды, поздним вечером в город въехала крытая повозка. Лошадьми правил, редкобородый мужчина с маленькими глазками и фиолетовым носом. Стража пропустила его. На вопрос о том, кто он и что везет, приезжий отвечал, что зовут его Ал Коголь и везет он обычный товар.нитки, гвозди, горшки и миски.

Приезжий остановился в гостинице, снял лавку на одной из городских улиц, разложил в ней свой товар и стал торговать. Вначале никто из горожан не обратил внимания на приезжего торговца. Вел он себя тихо и никому не мешал. Но вскоре в городе стали происходить странные, невиданные до той поры вещи.

Отправилась женщина к сапожнику забрать туфли. Туфли были починены, но как? Вместо набоек на каблуках пряжки. А по бокам туфель вместо пряжек набойки. Очень удивилась женщина, смотрит на сапожника, а тот, как видно, и стыд потерял. Еще и говорит: «Вы же сами просили, чтобы я вам починил туфли именно так».

Был в том городе прекрасный зубной лекарь. Свое дело он знал отлично. Но с приездом торговца по имени Ал Коголь люди стали бояться ходить лечить зубы к лекарю. Одному пациенту он вырвал здоровый зуб вместо больного, другому вместо зубов стал лечить уши, третьему вместо лекарства насыпал в рот перец.

Но хуже всего было то, что некоторые жители города, которые раньше были добрыми, трудолюбивыми, вдруг изменились до неузнаваемости. Плотник подрался со своим соседом парикмахером. Каменщик ругался на улице и задевал прохожих. Портной, дворник, продавец восточных сладостей стали обижать своих жен, детей, которых раньше очень любили. И женщины, и дети плакали по ночам.

Стекольщик и пекарь, всегда аккуратные, однажды утром были найдены спящими - один в пыли у дороги, другой - в кустах городского парка.

Все эти люди очень сильно изменились и внешне, глаза у них стали маленькими и бесцветными, или наоборот налились кровью. Носы стали красными и фиолетовыми, руки тряслись, ходили они шатаясь, и производили впечатление больных. Горожане заметили, что некоторые люди часто стали заходить в лавку приезжего торговца по имени Ал Коголь, но покупали они там не гвозди, миски и горшки, а высокие тонкие бутылки.

Когда люди пили жидкость из этих бутылок, они сначала морщились, а потом глаза у них наливались кровью, ходили они, шатаясь, говорили грубыми голосами, часто ругались и даже дрались. Казалось, что какой-то злой джин переселялся из бутылок в этих людей, и тогда они, прежде добрые и умные, становились злыми и вели себя глупо и некрасиво. Горе и слезы, беда пришли в дома людей.

В тоже время жили в городе мудрые старцы - люди много повидавшие, бескорыстные и добросердечные. Горожане обратились к ним за помощью, и вот что ответили мудрецы: «В мире где живут люди всегда есть борьба между добром и злом, правдой и ложью, справедливостью и насилием. Люди честные и добрые противостоят людям лживым и злым. Борьба эта не замирает ни на минуту. Добрые люди опираются в этой борьбе на совесть честь, злые – на обман и невежество, корыстолюбие и зависть. Не всегда, к сожалению, побеждает добро. Особенно трудно бывает бороться со злом, когда ему на помощь приходит злой оборотень - Ал Коголь».

- Ал Коголь!- воскликнули горожане, - да ведь так зовут приезжего торговца.

- Да ответили мудрецы, - он и есть злой оборотень.

«Ал Коголь» на одном из древних восточных языков значит «дурманящий». Именно злым дурманом заполнены бутылки Ал Коголя. Жидкость эту называют вином или водкой. Она дурманит головы людям: добрые становятся злыми, умные – начинают делать глупости, честные лгут. Люди перестают быть самими собой.

      В давние времена существовала легенда, что тот, кто выпьет рюмку алкогольного зелья превратится в орла, но в орла этого без труда заклюёт курица, тот кто выпьет две рюмки, превратится в безмозглого баран, а тот, кто выпьет три рюмки станет свиньёй. Он никогда не увидит зелени деревьев, сияния звёзд в небе…  Если мы хотим жить счастливо и достойно, если не хотим горя и слёз, то давайте  объединимся выгоним эту нечисть из нашего города.

Люди вняли совету мудрецов и изгнали из города злого оборотня АлКоголя с дурманящей отравой. Снова мир, согласие, спокойствие и счастье воцарились в старом городе.

Тест - опросник родительского отношения А.Я.Варга.

(Е. А. Ничипорюк «Диагностическая работа в детском саду»).

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера в личности ребенка, его поступков. Опросник включает пять шкал. «Принятие-отвержение» - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка. Старается быть с ним на равных. Родитель доверяет своему ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. «Симбиоз» - отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать. Что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, т. е. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказываю. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

   «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника.

1.Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3.Я уважаю своего ребенка.

4.Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6.Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7.Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8.Мой ребенок часто неприятен мне.

9.Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.

13.Мне кажется , что дети потешаются над моим ребенком.

14.Мой ребенок часто совершает поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15.Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16.Мой ребенок ведет себя плохо специально – чтобы досадить мне.

17.Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

18.Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всём старании.

19.Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человеку.

20.Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21.Я принимаю участие в своем ребенке.

22.К моему ребенку «липнет» все дурное.

23.Мой ребенок не добьётся успеха в жизни.

24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25.Я жалею своего ребенка.

26.Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свободное время.

28.Я часто жалею о том, сто мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31.Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32.Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка.

33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.Я всегда считаюсь с ребенком.

38.Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39.Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41.Самое главное – чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.

42.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45.Я понимаю огорчения своего ребенка.

46.Мой ребенок часто раздражает меня.

47.Воспитание ребенка сплошная – нервотрепка

48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.Я не доверяю своему ребенку.

50.За строгое воспитание дети благодарят потом.

51.Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52.В моём ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интерес своего ребенка.

54.Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и делает, то обязательно не так.

55.Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56.Мой ребенок нравится мне таким какой он есть.

57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю это от него.

61.Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

1-я шкала. «Принятие-отвержение»:

«да» - 4,8,10,12,14,15,16,18,23,24,26,29,39,40,42,44,46,47,49,51,52,55,60;

«нет» - 3,20,27,37,38,43,45,53,56.

Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируются.

По остальным шкалам учитывают только положительные ответы.

2-я шкала. «Кооперация»: 6,9,21,25,31,33,34,35,36.

3-я шкала. «Симбиоз»:1,5,7,28,32,41,58.

4-я шкала. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2,19,30,48,50,57,59.

5-я шкала. «Маленький неудачник»: 9,11,13,17,22,28,54,61.

Порядок подсчёта тестовых баллов.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающие с ключом.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1.отвержение, 2. социальная желательность, 3.симбиоз, 4.гиперсоциализация, 5.инфантилизация.Есть основания считать, что идеальным для первой шкалы является ранг, соответствующий 7 баллам, для второй – 9, третьей – 2, пятой – 0.

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентальных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

1шкала2шкала   

Сырой

балл

Процен-

тальный

ранг

Сырой

балл

Процен-

тальный

ранг

Сырой

балл

Процен-

тальный

ранг

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

31.01

53,79

68,35

77,21

 

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25-32

84,17

88,6

90,5

92,4

93,67

94,3

95,5

97,46

98,1

98,73

98,73

99,36

100

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80,93

4 шкала                   5 шкала                                                    3 шкала

Сырой

балл

Процен-

тальный

ранг

Сырой

балл

Процен-

тальный

ранг

Сырой

балл

Процен-

тальный

ранг

Сырой

балл

Процен-

тальный

ранг

1

2

3

4

5

6

7

 

4,41

13,86

32,13

53,87

69,3

83,79

95,76

-

0

1

2

3

4

5

6

7

14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

98,83

99,37

8

100

0

1

2

3

4

5

6

7

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65

 

Литература:

1. Вассерман Л.И., Горьковская И.А. Ромицына Е.Е. «Психологические тесты для исследования семейных отношений.  Тюменский областной наркологический диспансер, Тюмень, 2001г.

2 .С.В. Глебова. «Детский сад- семья: аспекты взаимодействия». ТЦ «Учитель».Воронеж. 2007

3. Казанцев И.И.. Караваева Н.С. «Рука в руке». Областной наркологический диспансер, Тюмень, 2001г.

4. И.М. Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми». Речь. Санкт-Петербург.2006.

5. Е.А. Ничипорюк. «Диагностическая работа в детском саду». Ростов на Дону Феникс. 2005.

 

 «Свидетельство о публикации»  Серия А  №  0000897-0000898,  дата отправки 21 февраля 2013 г.,     №  квитанции  62502658075626  

 

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 10539
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.