Семинар – практикум на тему: " Проблемы и задачи коррекционной работы".

  пт., 08.04.2011

Автор - составитель:

Чугина Е.А.

учитель – логопед.

МАУДО «Детский сад № 6»

Г. Ялуторовск,

Цель: Способствовать осознанию необходимости  и значимости взаимодействия с логопедом ДОУ для успешной коррекции речи детей.

Добрый вечер! Мы рады новой встрече с вами. Хорошо, что вы пришли, значит, вам хочется узнать о своем ребенке больше, помочь ему. Сегодня мы пригласили вас на семинар-практикум, тема которого: «Проблемы и задачи коррекционной работы». Исходя из темы, мы сформулировали цель семинара: «способствовать осознанию родителями необходимости и значимости взаимодействия с логопедом ДОУ для успешной коррекции речи детей».

Всю работу мы разделили на три блока.

1 блок – теоретический. Из него вы получите необходимую информацию о методах и приемах, используемых для устранения дефектов произношения.

2 блок – практический. В работе этого блока вы примете самое непосредственное участие. Вы познакомитесь с некоторыми упражнениями и играми, которые помогают ребенку своевременно овладеть правильным произношением. И сами будете выполнять эти упражнения.

3 блок – рефлексивный (обратной связи). В этом блоке вам предстоит ответить на вопросы, заполнив анкеты.

 

1 Блок. Теоретический

Возраст 5-6 лет – это период, когда дефекты произношения с помощью специалистов-логопедов можно устранить наиболее успешно. Формирования правильного произношения у детей – сложный процесс, так как ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В результате такой работы к 4-5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самоконтролю.

Наши дети неправильно произносят звуки, потому что у них недостаточно подвижны мышцы артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения помогают детям научиться делать язык широким, круглым, подвижным. Это необходимо для произнесения любого звука. Все эти упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Иначе ребенок не увидит свою ошибку и не закрепит правильное положение. Дома эти упражнения нужно выполнять только после того, как ребенок понял, как это делать. Следите, чтобы он не закреплял ошибочное положение. Для этого у каждого ребенка есть тетради, где написаны упражнения, необходимые именно вашему ребенку.

Развитие речи определяется степенью созревания речевых центров в коре больших полушарий мозга. Между этими центрами и движениями кистей и пальцев рук существует тесная связь. Действия рук стимулируют активность центров, оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга. Пальчиковые игры просты, но необходимы нашим детям.

Для закрепления звука во фразе, правильного употребления его в речи, для выработки четкой дикции, вы можете предложить ребенку:

- многократно повторять чистоговорки ( используют также для развития артикуляционного аппарата, для тренировки в произнесении слов с различной громкостью: тихи, умеренно, громко, шепотом).

 Например. Мы видим на суку совят.

                    Совята вместе тут сидят.

                     Когда не спят, они едят.

                     Когда едят, они не спят.

- заучит и четко воспроизводить загадки ( рекомендуются кроме того, для развития слухового внимания, т.е. внимательно слушать речь говорящего, для развития фонематическое восприятия, т.к. ребенку предлагают определить в слове отгадке заданный звук), стихотворения, потешки, считалки, небольшие рассказы, насыщенные определенными звуками. Например.

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?        (Мороз)

При чтении стихотворений обратите внимание на то, чтобы ребенок воспроизводил их, учитывая средства выразительности: в зависимости от содержания читал стихи весело или грустно, торжественно, возвышенно или спокойно, быстро или медленно, тихо или громко. Интонационная выразительность взрослых при  чтении ребенку художественных произведений буде способствовать не только глубокому и правильному пониманию их содержания, но и воспитывать у ребенка потребность самому передавать текст выразительно, громко, не торопясь.

Так же в организации речевой работы с ребенком окажут помощь иллюстрации в книге. Особенно целесообразно их использовать для совершенствования некоторых элементов фонематического анализа, когда ребенку предлагают найти на картинке среди разных предметов только те, в названии которых есть заданные звуки. При подборе таких слов, ребенок учится различать звуки на слух, ясно произносить их в словах, выделяя голосом.

 Например. Иллюстрации к сказке «Колобок» - найти слова со звуком Л, к сказке «Теремок» - слова со звуками Ш, Л, Р.

Все игры и упражнения, проводимые с ребенком, должны быть направлены как на формирование правильного произношения, так и на развитие фонематического восприятия:

- одни из них направлены на закрепление звука;

- другие способствуют воспитанию умения услышать, узнать этот звук в слове;

- третьи способствуют формированию умения из группы разных слов выделить только те слова, в которых есть заданный звук.

Таким образом, работа по закреплению звуков должна идти параллельно с развитием фонематического восприятия.

Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, лепка, раскрашивание, выкладывание фигур из мелкого материала.

 Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, если не получается с первого раза.

Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.

Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.

На этом теоретическая часть закончена, переходим к практическому блоку.

2 Блок. Практический

Пальчиковая гимнастика.

На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Такая гимнастика помогает детям через тактильные ощущения соотносить речевые фразы с движениями пальцев, что положительным образом сказывается на развитии речи ребенка.

Мы во двор пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили.

(«Крошат хлеб» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(Ведут указательным пальчиком правой руки по ладони левой)

А еще в снегу валялись.

(Кладут ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли.

(Стряхивают «снег» с ладоней)

Съели суп, и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку).

 

Артикуляционная гимнастика.

Такая гимнастика нужна для развития артикуляционного аппарата, для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, все упражнения можно объединить в небольшую сказку.

Кто поможет воробью?

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из гнезда.

Птенчик.

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке росло.

Горка.

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог – маленький еще был, не научился летать. Сел воробышек и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

Веселая змейка.

«Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал». Ничего не ответила змейка, мимо проползла. Еще пуще заплакал воробышек. Вдруг видит, лягушонок прыгает, катушку катит.

Катушка.

Попрыгал лягушонок кругом,  да чем же он поможет? Услышала плач мама-воробьиха – летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка, подставила копыто.

 

Лошадка.

. Не смог воробышек пол копыту на дерево подняться. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат, рядом дятел стучит.

 

Барабанщик.

Позвали его совета попросить. Дятел подумал и решил, что надо ребятишек позвать, у них имеются руки, и они умеют по деревьям лазить. Вот они-то и помогут воробышке. Так и решили.

Загнать гол в ворота.

Попрыгал воробышек по ступенькам и видит: ребята в футбол играют, попросил у них помощи. Ребята взяли воробышка и унесли его в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетел к ребятам и весело чирикал возле них – благодарил, за свое спасение.

Упражнения, направленные на формирования правильного произношения у детей дошкольного возраста.

 

Назовите предметы ласковыми словами.

Это упражнение учит детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Я назову слово, а вы сделаете из этого слова – ласковое слово: флаг – флажок, друг – дружок, берег – бережок, луг – лужок и др.

 

Подними флажок.

Способствует формированию фонематического слуха, умению из группы разных слов выделить только те слова, в которых есть заданный звук.

Я буду называть предметы, вы поднимите флажок только тогда, когда услышите в слове звук (Ж): жук, паук, кот, рот, кожа, пчела, стул, пижама, шкаф, жираф, еж.

Покажи картинку.

Способствует воспитанию умения услышать, узнать место звука в слове: в начале, в середине, в конце.

Возьмите картинки, разложите их на столе. Посмотрите внимательно, поднимите ту картинку, в названии которой присутствует звук (Ш) в начале, в середине, в конце слова.

Доскажи словечко.

Обогащает активный словарь ребенка.

Я начну фразу, а вы ее закончите:

Ворона каркает, а воробей… чирикает

Сова летает, а заяц… прыгает

Собака лает, а змея… шипит

Самолет летает, а машина… едет.

Добавлялки.

Задания на договаривание слов в двустишиях или небольших стихотворениях помогает детям активизировать словарный запас, развивает память, мышление.

Я скажу, а вы добавьте:

Белокрылый альбатрос верен морю как… матрос.

Как бы мне пошла корона! Важно каркает… ворона.

Жарким летом по горам в шубе бегает… баран.

В реке большая драка – поссорились два… рака.

Слушай – выполняй.

Вы должны придумать действия, в названии которых встречается звук (Р): прыгать, играть, ронять, разбить,  продавать, кормить и др.

Составьте с придуманными словами предложения, состоящие из двух, трех слов: Повар кормит. Продавец продал барабан. Музыкант играет на гитаре. Мальчик разбил.

 

Расскажи сказку.

Развивает внимание, фонематическое восприятие.

Внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. Вам необходимо будет выбрать из этой сказки слова, в которых встречается звук (Л).

У слоненка был день рождения. Пришла к нему куклу Лола и подарила палочку. «Зачем мне палочка?» - удивился слоненок. «Это палочка не простая, а волшебная! – пояснила Лола. – Если ты захочешь поиграть, то тебе стоит назвать только слово и взмахнуть палочкой, игрушка сразу появится». Обрадовался слоненок, сказал «Юла» - сразу же появилась новая юла. Сказал «Стол», «Стул» - появилась мебель. Сказал «Колокольчик» - вот и колокольчик. Только скучно стало одному слоненку. Позвонил он в колокольчик и пригласил своих друзей из зоопарка.

Какие слова со звуком (Л) вы запомнили?

Придумайте, кто пришел в гости к слоненку?

Скажи слово.

Учит образовывать новые слова способом словосложения.

Я назову два слова, а вы составите из них одно слово.

Сам летает - … самолет

Сам катит - … самокат

Снег падает - … снегопад

Сено косят - … сенокос

Пыль сосет - … пылесос

Листья падают - … листопад

Лес рубит - … лесоруб.

Чистоговорки.

Используют для развития артикуляционного аппарата, для автоматизации звуков, для тренировки в произнесении слов с различной громкостью: тихо, умеренно, громко, шепотом.

Правильно и четко произнесите чистоговорку, с различной силой голоса.

Шепотом – чу – чу – чу – я зажгу свечу.

Тихо – ча-ча-ча - горит свеча.

Умеренно – чи-чи-чи -  сели мы вокруг свечи.

Громко – че-че-че – почитаем при свече.

Тихо – ча-ча-ча – догорела вся свеча.

 

3. Блок. Рефлексивный

Заканчивая наш разговор, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что развитие правильной и чистой речи – основная задача в логопедической группе. Если мы решим ее, то наши дети без особых проблем освоят чтение, будут правильно писать и естественно будут успешными в школе. В тетради, где записываются домашние задания, вложены картинки, игры, вопросы к детям, даны темы для наблюдений. Но не превращайте эти занятия в строго обязательную работу. Играйте с ребенком, наблюдайте по дороге в детский сад, в магазин, разговаривайте на кухне, пока готовите еду. И все у нас с вами получится!

И, последнее. Нам, педагогам важно, знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.     

                                   Анкета.

  1. Интересна ли была тема семинара-практикума?
  1. Что полезного для себя Вы узнали?
  1. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
  1. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5943
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.