Родительское собрание Гайт-парк «Особенности эмоционального развития детей и коррекция его неблагоприятных вариантов»

  пн., 04.10.2010

Ульянова Людмила Анатольевна,

зам.директора по ВМР МАУДО

«Центр развития ребенка – Детский сад»

 г.Ялуторовск

 

Цель: расширение знаний детей о негативных проявлениях эмоционального мира детей, причинах и  путях коррекции.

Материал: зал оформлен в виде площадки парка, памятки по темам игровых площадок, листки для обратной связи в виде чемодана.

 Ход

1. Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на собрание, которое пройдет в необычной форме, в форме гайт-парка.

Тема встречи «Особенности эмоционального развития ребенка и коррекция его неблагоприятных вариантов». Тема эта очень актуальна в последнее время, поскольку отмечается увеличение числа детей с нарушениями в эмоционально-личностном развитии: у многих повышен уровень тревожности, занижена самооценка, у кого-то поведенческие проблемы. Помочь детям преодолеть эти трудности в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще мал, т.к. с возрастом проблемы усугубляются, многие становятся чертами личности. Поэтому наряду с развитием интеллекта, нельзя забывать о развитии эмоциональной сферы.

Сегодня в нашем гайт-парке работают три аттракциона:

  • «Не тревожьтесь понапрасну»
  • «Уроки добра»
  • «Дети – катастрофы»

 Не тревожьтесь понапрасну

Материалы: цветные листочки с признаками тревожности, развешенные по группе, карточки «Причины тревожности», карточки «Направления работы», стул, корона, музыкальное сопровождение игр, коробка, мяч, памятка по количеству участников, мольберт или доска.

Ход

Предлагаем вам отправиться на площадку нашего парка «Не тревожьтесь понапрасну». А отправимся мы туда на паровозике (игра «Паровозик с именем»).

В кругу

Все стоят в кругу, ведущий идет по кругу – он паровозик и называет свое имя, останавливается возле одного из участников. Следующий участник теперь становится паровозиком, а ведущий – вагончиком и т.д. Паровозик идет по кругу и называет свое имя. Игра проводится до тех пор, пока все участники не побывают в роли паровозика.

- Как вы думаете, что такое тревожность?

Да, тревожность – это склонность человека к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, беспокойство в разных ситуациях, даже в тех, которые к этому не располагают.

- Каковы проявления тревожности? Чтобы ответить на этот вопрос, найдите в группе на цветных листочках ответы и прикрепите их к мольберту. Итак, пока звучит музыка, вы выполняете задание. Будьте внимательны, вам могут встретиться ложные утверждения.

  • Ребенок не улыбается
  • Подавлен
  • Безынициативен
  • Не играет со сверстниками
  • Плохое настроение
  • Постоянное беспокойство
  • Раздражительность
  • Трудности концентрации внимания
  • Мышечное напряжение
  • Нарушения сна
  • Плохой аппетит
  • Могут быть тики, заикание
  • Заторможенное состояние
  • Страхи
  • Неврозы.

На стульях в кругу

 

Все утверждения закрепляются на мольберте, зачитываются ведущим, обобщаются.

- В чем причины тревожности?

После ответов родителей вывесить карточки и сделать вывод

Подсказка для педагогов.

  • Способы  общения родителей, воспитателей (гиперопека). Чрезмерный контроль, много ограничений, авторитарный стиль. Ребенок неуверен в себе, боится отрицательной оценки, негативного отзыва, боязнь ошибок.
  • Эгоцентрический тип воспитания. Ребенок – кумир семьи. Тревожно-мнительное воспитание. Родители заражают детей своими страхами.
  • Авторитарный стиль. Чрезмерные и неадекватные требования, непоследовательные требования, негибкий подход, негативные требования, унижающие ребенка. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, что требуют от него папа и мама. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию.
  • Частые упреки ребенка.
  • Отрицательное отношение к ребенку, эмоциональное неприятие его взрослыми.
  • Индивидуальные особенности ребенка.

Вывод: на ребенка оказывает  влияние каждая секунда протекающего времени. Ему необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него все в порядке, что в него верят.

Как же помочь тревожному ребенку? Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожным ребенком в трех направлениях (повесить карточки):

1. Повышение самооценки.

2. Обучение умению управлять собой.

3. Снятие мышечного напряжения.

В кругу на стульях

Игра «Волшебный стул»

Как повысить самооценку ребенка? У нас есть волшебный стул. Кто на него садится, тот становится королем. Все остальные говорят ему комплименты, восхищаются им.  Выбрать  короля сегодня нам поможет музыка.

. Участники стоят по кругу, в центре стул. Ведущий идет за кругом пока звучит музыка. Когда музыка остановится, ведущий надевает корону тому участнику, напротив которого он остановился. На стул пригласить одного папу, одну маму, двоих детей.

Назовите  короля  ласково.

Какой вывод можно сделать из этого упражнения, как можно повысить самооценку?

Вывод: Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его за  все успехи, даже незначительные в присутствии других людей, а ругайте наедине.

В состоянии тревоги люди очень волнуются, не могут справиться со своим волнением. Также чувствуют себя и дети, но они не всегда могут рассказать о своих переживаниях.

Как же справиться со своими переживаниями? Нам поможет игра «Копилка трудностей».

Ведущий предлагает участникам сказать, что их волнует, чего они боятся, что для них трудно и положить в коробку – копилку трудностей.

Сложим в коробку все наши трудности, волнения, страхи и назовем их. Например, я боюсь..., мне трудно..., я не могу..., я не умею... и т.д.

Вот какая полна коробка. Сейчас я выброшу эти трудности в мусорную корзину.

А сейчас поиграем в «Похвалилки». Расскажите, что у вас лучше всего получается, назовите свое лучшее качество и т.д.

Игра с мячом.                                                                                         

Вывод: чтобы научиться управлять своими эмоциями, нужно научиться о них рассказывать, проговаривать их с ребенком, говорить ребенку о своих чувствах. А ещё можно предложить ребенку «выпустить пар» в играх типа «Драка», «Каратисты» и т.д.

Мышечное напряжение – один из показателей, указывающий на состояние тревожности. Для его снятия используют игры на релаксацию, массаж, дыхательные упражнения. Предлагаем вам надуть воображаемый шарик. Надуваем, у кого больше. Покажите свои шарики. Вот какие большие. Красивые, отпустите их в небо. Что вы чувствовали, когда надували шар? Что почувствовали, когда отпустили?

А сейчас мы будем силачами. Поднимем «штангу». Вот какие силачи. Отпустите  штангу. Еще раз поднимем её. Она стала тяжелее.

Что чувствовали, когда поднимали штангу, когда опустили?

Наш аттракцион завершает работу, но у нас остался еще «Волшебный сундучок». Пусть каждый из вас возьмет из него то, что хочет и скажет об этом всем. Это может быть смелость, удача, здоровье, радость, счастье и т.д.

Чтобы вам легче было в воспитании ваших детей,  мы приготовили памятки.

 скачать:

 

Уроки добра

 

Материал: цветные листочки по количеству участников (красный, черный, синий, желтый, оранжевый, белый, зеленый) – 2 комплекта, силуэт дерева настроения - 2 шт, воздушные шарики по количеству участников, музыкально произведение А.Лядова «Баба Яга», спокойная музыка, памятка по количеству участников, мольберт или доска, кукла би-ба-бо Баба яга.

Ход

В кругу

Прежде чем начать работу нашего аттракциона, расскажите о своем настроении с помощью разноцветных листочков. Выберите листок, который соответствует по цвету вашему настроению. Расскажите о нем: какое оно? Какого цвета? На  что похоже?

 А сейчас прикрепите листочки к дереву настроения.

Вот с таким разным настроением мы и начнем игры аттракциона.

- как вы думаете,  что такое агрессия?

Да, агрессия – это осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб  другому человеку.

Агрессивное поведение – это реакция на физический или психический дискомфорт, стрессы, фрустрации (препятствия). Агрессивное поведение может выступать в качестве достижения цели, повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

В кругу

- Каковы причины агрессии? Ответить на этот вопрос вам помогут воздушные шарики. Возьмите по одному шарику, лопните его. В каждом шарике 2 листочка. На одном правильный ответ, на другом – ошибочное утверждение. Выберите правильный ответ и прикрепите его на мольберте.

Ведущий зачитывает ответы, обобщает.

Подсказка для педагога

Причины агрессии:

  • Агрессии, как всякой другой реакции можно научиться через подражание. Дети дошкольного возраста, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии, впоследствии подражали действиям взрослых, включая самые необычные: избиение куклы, выкалывание у неё глаз, выдергивание волос. Дошкольник, впадая в ярость и озлобленность, с жестокостью бьет братика или сестренку ногами, сыплет песком в глаза своему товарищу, избивая его по голове совком или другим предметом. В ответ на замечания взрослого проявляет такую же агрессию по отношению к нему.
  • Такому подражанию способствуют СМИ. После просмотра фильмов агрессивной тематики дети плохо засыпают, спят тревожно, днем раздражительны и агрессивны.
  • Существует огромное количество исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в семье и агрессией. Если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если ребенок не находит опеки и положительной поддержки, то вероятность девиантного поведения уже в дошкольном возрасте существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.
  • Между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует прямая зависимость, которая распространяется и на те случаи, когда распространяется  и на те случаи, кода наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение, т.е. используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности.
  • На становление агрессивного поведения влияют семейные взаимоотношения. В семьях, где между родителями существуют разногласия и происходят ссоры, дети более раздражительны и вспыльчивы. Если родители часто проявляют нерешительность (купить или нет игрушку0, то ребенок, скорее всего начнет манипулировать взрослыми с целью достижения желаемого.

Вывод: таким образом, агрессии ребенок учится от нас взрослых через простое подражание. У человека нет врожденных механизмов торможения агрессии - торможение обеспечивается лишь культурными нормами.

Как помочь агрессивному ребенку избавиться от негативных чувств, научить приемлемым формам выражения отрицательных эмоций? На нашем аттракционе мы попробуем ответить на эти вопросы.

В кругу на стульях

Послушайте музыкальный фрагмент. ( А.Лядов «Баба Яга»).

Включить магнитофон

- Какое настроение у музыки?

- Какие чувства вы испытали, слушая музыку?

- Приходилось ли вам злиться?

- Расскажите, когда вы злитесь и сердитесь. А начинать будем так: я сержусь, когда....; я злюсь, когда....

Игра с мячом в кругу, ведущий начинает игру с себя.

- Какого цвета злость?

- На какую погоду она  похожа?

- Назовите злых героев сказок.( волк, Бармалей, баба Яга...)

Выставляем в середину круга бабу Ягу – игрушк би-ба-бо.

Чтобы разозлить бабу Ягу,  давайте её подразним:

                                         Баба Яга, костяная нога,

                                         Печку топила, кашу варила...

Рассердилась баба Яга. Давайте покажем злую бабу Ягу. А сейчас изобразите веселую бабу Ягу.

- Какая баба Яга вам больше нравиться? Как ласково её назовем?

- Что вам хочется сделать, когда вы рассержены?

- Что вы делаете для того, чтобы избавиться от злости и гнева?

 В кругу

1. Одним из способов избавления от негативных эмоций является физкультура, физические упражнения. Чтобы избавиться от злости, можно просто потопать ногами.

Давайте потопаем.

2. А еще можно надуть воображаемый шарик злостью. Давайте надуем. Отпустите его в небо, посмотрите, как ваша злость далеко улетела, и вы стали веселыми и добрыми.

3. Можно рассмешить самого себя, глядя в зеркало и строя рожицы. Поиграем в игру – дразнилку. По кругу передавайте разные рожицы. Тот, кому их передают, повторяет выражение лица, а затем другому участнику показывает новую маску.

Игра «Маски». Ведущий начинает с себя, завершает веселым выражением лица.

Вот с таким добрым  выражением лица мы продолжим нашу встречу.

Включить спокойную музыку фоном.

4. Вы слышите музыку? Нравится она вам? Почему? (спокойная, мелодичная и т.д.). Может ли такая музыка успокоить человека? (да). Какой вывод можно сделать? (хорошая  музыка может успокоить человека).

5. Можно смыть дурные чувства, приняв душ или просто умыв лицо и руки.

6. Можно рассказать о своих чувствах: я злюсь и т.д.

7. Можно поиграть в веселую игру, например, «Жмурки».

Участники в кругу, выбирается «жмурка», встает в центр круга, его раскручивают и приговаривают:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Играют 2-3 раза.

Наш аттракцион заканчивает свою работу. Выберите еще раз листочки – настроения. Что изменилось в вашем настроении? Каким оно стало?. Расскажите о своих эмоциях от нашей встречи. Прикрепите листочки к дереву. Сравним деревья, которые мы украсили в начале и сейчас. Предлагаем вам памятки по теме нашего аттракциона. Возможно,  они пригодятся вам в воспитании ваших детей

 

 скачать:

Дети – катастрофы

 

Материалы: жетоны трех цветов, три мишени трех цветов, соответствующие цвету жетонов, карточки с симптомами гиперактивности, импульсивности, дефицита внимания, карточки «Причины СДВГ», мольберт – 2 шт., стулья, рисунки геометрических фигур – 2 шт., клубок ниток, памятки по количеству участников.

Ход

В кругу на стульях

Наш аттракцион приветствует вас. Он называется «Дети-катастрофы». Но прежде, чем начать разговор, выберите себе жетон.

Родители выбирают жетоны трех цветов и прикрепляют к одежде.

Начнем мы с небольшой истории.

«В одном детском саду жил мальчик (или девочка), который всегда все ставил с ног на голову. Он все время двигался, толкал других ребят и постоянно получал и получал замечания от всех взрослых. И никак у этого мальчишки не получалось усидеть на месте как он ни старался. Все расстраивались: и любимая мама, и любимая воспитательница, и сам мальчик больше всех. Он очень-очень переживал, но Ника не мог остановиться. А главное, почему-то он лучше запоминал и понимал все, когда двигался, а когда пробовал сидеть спокойно, как другие дети, он почти ничего не понимал и не запоминал, потому что все силы уходили на сиденье...»

Я думаю, такая история знакома многим папам и мамам.

У детей с такими проявлениями отмечается синдром дефицита внимания и гиперактивности. 

Ученые выделяют три мишени этого синдрома:

  • Гиперактивность
  • Импульсивность
  • Дефицит внимания

 Разбейтесь на три группы в соответствии с цветом жетона. На наших мишенях уже написаны  различные проявления гиперактивности, импульсивности и дефицита внимания. Каждая группа выбирает мишень своего цвета,  и на мишени оставляет только те проявления, которые соответствуют типу мишени, а остальные уберите.

Подсказка для педагога

Гиперактивность - проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок вовсе не замечает. Для детей характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая продолжительность сна, обнаруживаются нарушения координации, несформированность мелкой моторики.

Дефицит внимания  проявляется в трудностях его удержания, в частой отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое, непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей, избегание заданий, требующих длительных умственных усилий.

Импульсивность – ребенок часто действует, не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, он не умеет регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеет ждать, часто повышает голос, часто меняет настроение (эмоционально лабилен).

Известно: у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам.

Участники по окончании работы озвучивают свои мишени.

Каждый из вас, наверное, примерил эти симптомы на своего ребенка и сделал какие-то выводы.

 В кругу

- В чем причины СДВГ? (ответы родителей)

Основными причинами являются (вывешиваются таблички):

  • 84% случаев возникновения гиперактивности связано с особенностями протекания беременности и родов
  • неблагоприятные экологические условия
  • общение будущей матери с электроприборами
  • работой за компьютером
  • 57% - генетические факторы

Как же  помочь детям с СДВГ? На этот вопрос мы попробуем ответить с помощью игр.

Итак,   первая мишень – гиперактивность.

Главное в борьбе с гиперактивностью – снятие излишней двигательной активности, умение её контролировать.

Для решения этих задач поиграем в игру «Слушай хлопки».

Все участники идут по кругу. Когда ведущий хлопнет один раз все встают в «позу аиста», если хлопнет два раза – принять «позу лягушки», на три хлопка – возобновить ходьбу.

А сейчас разобьемся на 2 команды и посоревнуемся. Игра  «Слалом – гигант».

Из стульев делаются две параллельные «трассы слалома», которые соревнующиеся должны преодолеть, двигаясь спиной вперед. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

Вторая мишень – импульсивность.

Цель борьбы с импульсивностью – научить детей концентрации внимания, контролю импульсивных действий.

Для борьбы с импульсивностью поиграем в эстафету «Ритмический рисунок»

(участники уже разбиты на две команды). Даны рисунки с повторяющимися геометрическими фигурами. Необходимо по очереди подходить к мольберту и аккуратно закрашивать  по 2 кружка. Эстафету передавать карандашом.

Третья мишень – дефицит внимания.

Цель: развивать внимание, наблюдательность, учить контролировать внимание.

Для борьбы с этим недугом поможет игра «Чужие колени».

Участники сидят в кругу. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей.

Будем хлопать по коленям соседей по цепочке. Будьте внимательны, не сбейтесь!

Такие и подобные игры и упражнения, выполняемые регулярно, помогут погасить некоторые симптомы СДВГ.

СДВГ – это патология, требующая современной диагностики и комплексной коррекции: психологической, педагогической и медицинской.

Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте до 9 лет.

Помочь в воспитании гиперактивного ребенка вам помогут памятки, которые мы подготовили.

скачать:

Игра «Связующая нить»

А сейчас мы предлагаем вам передать клубок ниток так, чтобы он постепенно разматывался, и все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передавая клубок, расскажите о своих эмоциях, чувствах, мыслях, которые возникли у вас в ходе общения.

Вот также, как связала нас эта нить, вместе, общими усилиями мы сможем победить этот недуг – СДВГ. Этот процесс длительный и сложный, но результат оправдает затраченные усилия: спокойные воспитатели, спокойные родители, а главное – счастливый ребенок. От нас  с вами зависит,  чем закончится история про мальчика или девочку, которые жили в одном детском саду...

Итог собрания

Наша встреча заканчивается. Сегодня было много интересного, полезного, нового. 

Предлагаю вам собрать «Чемодан в дорогу» и написать несколько слов, что дала вам сегодняшняя встреча, о чем заставила задуматься, выразите свой эмоциональный отклик, ваши вопросы и пожелания.

На столиках лежат памятки по темам аттракционов. Возьмите их в помощь себе в воспитании детей. Спасибо!

Литература

1.      Школьный психолог №16, 2008г.//Три мишени.

2.      Управление ДОУ №6, 2006г// Дети-катастрофы

3.      Обруч №1, 2008г.//Гиперактивность как фактор риска

4.      Дошкольное воспитание №8, 2007гДетская гиперактивность: причины, рекомендации

5.      Управление ДОУ №3, 2008г//Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

6.      Дошкольное воспитание №5, 2008г//Агрессивное поведение дошкольника

7.      Дошкольное воспитание №10 2007//Тревожный ребенок

8.      Дошкольное воспитание №9, 2007г//Тревожный ребенок

9.      Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.- М.:АРКТИ, 2005.

10.  Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

 

Автор: Ульянова Людмила Анатольевна

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6499
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.