Дополнительная образовательная программа по обучению дошкольников основам грамоты и письма

  сб., 25.02.2012

Автор:

Гуменюк Алла Николаевна

учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 105

города Тюмени

«Основная задача обучения грамоте в подготовительной группе- формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова»

(Л.Е.Журова, Н.С. Васнецова «Обучение дошкольников грамоте». М., 2001)

 

 

Пояснительная записка

  Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие  в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.

   Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

   Обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

    Основная цель:  Подготовка детей к школе.

   Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений.

  Основными задачами данной программы является:

1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова.

- Обучать детей звуковому анализу слов.

- Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.

- Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.

- Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.

- Учить обследовать звуковую структуру слова.

- Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.

- Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.

2. Ознакомление со слоговым строением слова.

- Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.

3. Ознакомление со словесным составом предложения. 

- Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.

4. Подготовка руки к письму.

- Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.

5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Продолжительность занятия 30 минут, количество занятий 2 раза в неделю.

 1 квартал

 Звукопроизношение.

 1. Уточнить произношение гласных и наиболее лёгких согласных звуков у вновь поступивших детей.

2. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.

 Работа над слоговой структурой слова.

 1. Продолжить работу над трёхсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, апельсин).

2. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост).

3. Работать над двухсложными словами с двумя стечениями согласных (планка).

 Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

 1. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласных звуки.

2. Закрепить представления о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости.

3. Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей в выделении звука из слова.

4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: мак, осы, лес.

5. Учить производить анализ и синтез слов типа: мама, слон, мост, лиса, лист.

6. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлога.

Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составлять их графические схемы.

 Развитие общих речевых навыков.

 1. Продолжить работу по развитию речевого дыхания.

2. Продолжить работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

3. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.

4. Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх-драмматизациях.

5. Учить детей говорить в спокойном темпе.

6. Продолжить работу над чёткостью дикции, интонационной выразительности речи.

Грамота.

 1. Упражнять детей в «печатании» и чтении слогов, слов с пройденными буквами.

2. Познакомить детей с буквами: У, А, И, Э, П, Т, К, М, О, Х, Й, Ы, С.

3. Упражнять в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисовании букв в воздухе.

4. Уточнить представление детей о том, чем звук отличается от буквы.

5. Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных АУ, УА, ОИ, ИА…., в чтении закрытых слогов типа: АП, УК, ОТ; потом в чтении открытых типа: ПИ, КО, ТА….

6. Учить читать слова:

кот             ток             мама

кит             мок             папа

кок             мак             пума

ком             как              мука и т.д.

7. Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображённых с недостающим элементом.

8. Упражнять в нахождении правильно изображённых букв в ряду, состоящем их правильно и зеркально написанных букв.  

 Обучение связной речи.

1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

2. Продолжать обучать составлению предложения по картинкам, учить распространять предложение.

3. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.

4. Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.

6. Совершенствовать навык составления рассказов по картине и по серии картин.

Развитие грамматического строя речи.

1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Животные», «Одежды», «Обувь», «Головные уборы»).

2. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).

3. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги: из-под, из-за.

4. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (подкармливать, пригибать, подвязывать…) и начать обучать их образованию и практическому употреблению.

5. Совершенствовать умение согласовывать числительные два, пять с существительными.

 Художественно-творческая деятельность.

 1. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.

2. Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковой гимнастике, занимательных упражнениях, в работе с мозаиками, конструкторами; трафаретами, обводками по контуру.

3. Развивать художественное восприятие произведений искусства.

 Физическое развитие.

 1. Формировать у детей потребность в ежедневной, активной двигательной деятельности.

2. Формировать правильную осанку.

3. Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов.

4. Развивать у детей глазомер.

5. Совершенствовать основные движения, путём введения новых сложно координированных видов. 

 2 квартал

 Звукопроизношение.

 1. Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения звуков у всех детей.

2. Формировать правильное произношение шипящих и сонорных звуков у вновь поступивших детей.

 Работа над слоговой структурой слова.

 1. Работать над четырёхсложными словами из открытых слогов (кукуруза)

 Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

 1. Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.

2. Упражнять детей в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.

3. Совершенствовать навыки выделения заданного звука из слова.

4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: папа, стол, куст, липа.

5. Учить производить анализ и синтез слов из пяти звуков.

6. Совершенствовать навык звукового анализа слов, анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

Развитие общих речевых навыков.

 1. Продолжить работу по развитию речевого дыхания.

2. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

3. Совершенствовать навык голосоведения, на мягкой атаке, в спокойном темпе.

4. Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

 Грамота.

 1. Совершенствование у детей навыков  «печатания» и чтения слогов, слов и предложений с пройденными буквами.

2. Познакомить детей с буквами: З, Н, Ц, Б, В, Д, Г, Ш, Е, Л, Ж, Ф, Ё, Р.

3. Упражнять в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисовании букв в воздухе.

4. Обучать детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов, изографов.

5. Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «дописывать» незаконченные буквы, наложенные друг на друга.

Обучение связной речи.

 1. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана; по серии картин, по картине.

2. Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.

3. Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Развивать коммуникативную функцию речи. Создавать условия для общения детей в игре.

4. Совершенствовать навык пересказа.

5. Учить правильно строить и использовать в речи сложно-подчинённые предложения.

 Развитие грамматического строя речи.

 1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.

2. Познакомить детей со способами словообразования.

3. Продолжить работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными.

4. Учить правильному употреблению в речи относительных притяжательных прилагательных.

5. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.

6. Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия. 

Художественно-творческая деятельность.

 1. Развивать умение придавать различным сооружениям в конструировании из готовых форм устойчивость; замещать детали, совмещать их.

2. Обучать способам работы различными инструментами.

3. Продолжать развивать творческую активность детей.

 

Физическое развитие.

 1. Совершенствовать координацию движений, равновесие.

2. Воспитывать честность, дружелюбие, самостоятельность в процессе подвижных игр и выполнения различных физических упражнений.

3. Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковых гимнастиках, обводках, штриховках, играх с конструкторами.

 3 квартал

 Звукопроизношение.

 1. Закончить автоматизацию и дифференциацию всех звуков у детей.

 Работа над слоговой структурой слова.

 1. Работать над трёх-, четырёх- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (градусник, перекрёсток).

 Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

 1. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных, выделении звука из слова.

2. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа: миска, машина.

3. Сформировать представление о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.

4. Совершенствовать навык слогового анализа. Учить членить на слоги четырёхсложные слова.

5. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

6. Закрепить знания известных правил правописания. 

 Развитие общих речевых навыков.

 1. Развивать длительность речевого выдоха.

2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.

3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса.

 Грамота.

 1. Закрепить навык «печатания» слогов, слов, предложений

2. Познакомить детей с буквами: Ю, Ч, Щ, Я, Ь, Ъ.

3. Упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.

4. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы; буквы, наложенные друг на друга.

5. Выучить алфавит.

6. Обеспечить формирование первоначальных навыков овладения письменной речью.

 Обучение связной речи.

 1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта.

2. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описание природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

4. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.

 Развитие грамматического строя речи.

 1. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными.

2. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.

3. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

4. Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.

 Художественно-творческая деятельность.

 1. Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах.

2. Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.

 Физическое развитие.

 1. Продолжать развивать моторику в пальчиковых гимнастиках, работах с трафаретами.

2. Формировать навыки правильной осанки при статичных положениях и передвижениях в играх.

3. Поощрять проявления самостоятельности детей в организации игр.

4. Поддерживать интерес к различным видам спорта.

 Сотрудничество с родителями дошкольников.

   Семья и образовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

   К сожалению, чаще всего работа с родителями в дошкольных образовательных учреждениях ведётся только по тем направлениям педагогической пропаганды, при которых семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьёй не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

   Для устранения этого пробела я использую такие модели взаимодействия с родителями:

1. Образовательная модель, ориентированная не только на формирование у родителей позитивного отношения к дополнительному образованию, но и на их активной участие в образовательном процессе.

   В рамках этой модели использую следующие формы взаимодействия с семьёй:

  • Занятия с родителями, предполагающие повышение их компетентности в области индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка и в сфере предлагаемых программой занятий. Родители должны понять, чем дети занимаются, и в силу своих возможностей развивать и поддерживать то, чему их учат.
  • Участие родителей в образовательной деятельности: родители выбирают тему из близкой им области знаний и готовят занятие вместе со своим ребёнком. Важно, чтобы это был не рассказ, а действо – конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно участвуют все дети.

2.  Модель чувственной коммуникации, предполагающая создание благоприятных условий для самовыражения, помогающих ребёнку обрести уверенность в себе, научиться открыто и искренне выражать свои чувства, причём как позитивные, так и негативные. Это помогает человеку жить в гармонии с самим собой, а следовательно и с окружающими. 

    Также в течение года по квартально проводятся «открытые» занятия для родителей.  

 Календарно-тематическое планирование

 

 

О к т я б р ь

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Закреплять понятие детей о слове. Выделение первого звука в слове.

1

8 зан.

 

 Пишем: I I I.

 

 

2.

Звук и буква А. Гласные звуки. Печатание буквы А.

1

 

 

Правило: Звуки мы слышим и говорим,

 

 

 

а буквы мы пишем и читаем!

 

 

3.

Звук и буква У. Письмо: Буква У, штриховка.

1

 

4.

Звуковой анализ и чтение АУ. Печатание: АУ, УА.

1

 

 

Первый звук в словах.

 

 

5.

Звук и буква И. Королевство гласных. Письмо изученных букв:

1

 

 

АУИ, ИУА, УИА, ИА. 

 

 

6.

Звуки А,У,И.

1

 

 

Правило: Сколько в слове гласных, столько же и слогов.

 

 

 

Деление слов на слоги.

 

 

7.

Звук и буква М.

2

 

 

Согласные звуки (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие)

 

 

 

Чтение слогов: АМ, УМ, ИМ И т.д.

 

 

 

Печатание буквы М; слогов: АМ, УМ,ИМ, МИ; слова МА-МА.

 

 

8.

Гласный звук и буква О. Назови последний звук в словах:окно, тепло

1

 

 

Печатание под диктовку: О,ОМ,МО,О.Чтение: ОМ, УМ, АМ, МО, 

 

 

 

МУ, МА. Звуко-буквенный анализ слогов.

 

 

 

 

Н о я б р ь

9.

Звуки Х,Хь. Буква Х. Выделение последнего звука в словах типа:

1

8 зан.

 

мох,пух… Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, МУХ. Печатание:

 

 

 

1) Буквы Х, 2) Слоги и слова под диктовку:АХ, МАХ, ОХ, МОХ, УХ,МУХ

 

 

10.

Буква Х (зан. №2). Деление на слоги (1,2,3 слога). Выделение звука

1

 

 

Х: а) в начале слова; б) в конце; в) в середине слова.

 

 

 

Печатание: а) слоги: АХ,ОХ,УХ, ИХ, ХА, ХО.

 

 

 

б) слова: МАХ, МОХ, УХО, МУХА.

 

 

 

Чтение слов и слогов.

 

 

11.

Звук и буква Ы.Образование множественного числа существительных.

1

 

 

Печатание: а) буквы Ы, б) слоги: ЫМ,ЫХ,МЫ, ХЫ; Чтение предложений

 

 

12.

Звуки: Н,НЬ. Буква Н. Гласные и согласные звуки. Нахождение места

1

 

 

звука в слове. Чтение слогов: АН,УН,ИН - НА,НУ.

 

 

 

Согласные: твёрдые и мягкие. Звуковой анализ: НИНА.

 

 

 

Печатание: 1) буква Н, 2) слоги: АН, НА, УН, НУ, ИН.

 

 

13.

Буквы М и Н. Закрепление изученного. Чтение слогов и слов.

1

 

 

Выделение начального согласного звука. Развитие мелкой моторики.

 

 

14.

Звуки: С,СЬ. Буква С. Звуковой анализ слов. Чтение слоговых таблиц.

3

 

 

Определение звука в слове. Упражнения с разрезной азбукой.

 

 

 

Составление предложений. Количество слов в предложении.

 

 

 

Печатание предложений. Правила:

 

 

 

1) Начинай предложение с большой буквы!

 

 

 

2) Слова пиши отдельно друг от друга!

 

 

 

3) В конце предложения ставь точку!

 

 

 

4) Имена людей пиши с большой буквы!

 

 

 

Чтение предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Д е к а б р ь

15.

Звуки П,Пь. Буква П. Развитие слухового внимания. Звуковой анализ

2

8 зан.

 

слов: СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН. Согласные звуки

 

 

 

(звонкие-глухие; твёрдые-мягкие). Чтение слоговых таблиц.

 

 

16.

Звуки К,Кь. Буква К. Чтение слогов, слов, предложений.

2

 

 

Игра "Живые звуки".

 

 

17.

Звуки Т,Ть. Буква Т. Правило: Имена людей пиши с большой буквы!

2

 

 

(повторение). Звуко-буквенный анализ слов: КОТ, КИТ.

 

 

 

Печатание под диктовку: кот, кит, киты,Ната, Тома.

 

 

 

Деление слов на слоги. Определение места звука в словах.

 

 

18.

Звуки Р,Рь. Буква Р. Чтение слогов и слов. Выделение заданного

2

 

 

звука из слов. Работа в прописях и с разрезной азбукой. Скороговорки

 

 

 

 

Я н в а р ь

19

Звук и буква Ш. Развитие слухового внимания в игре: "Запомни, 

1

8 зан.

 

повтори". Чтение звуковых таблиц. Звуковой анализ слов.

 

 

 

Печатание под диктовку слов: каша, кашка, кошка, мошка, мишка.

 

 

 

Чтение рассказа "Кошка и мышка". Пересказ.

 

 

20.

Закрепление. Правило: ши - всегда пиши с буквой И! Чтение слов со 

2

 

 

слогом -ши-. Чтение и печатание предложений.

 

 

21.

Дифференциация с/ш. Шипящие и свистящие звуки. Игра: "Наоборот"

2

 

 

(замена с на ш). Скороговорки. Чтение предложений с заданными

 

 

 

словами. Игра: "Собери предложение".

 

 

22.

Звуки Л,Ль. Буква Л. Определение места звука в словах. Чтение слов,

2

 

 

слогов, предложений. Работа в прописях.

 

 

23.

Дифференциация р/л. Развитие фонематического слуха. Скороговорки.

1

 

 

Звуко-буквенный анализ слов.

 

 

 

 

Ф е в р а л ь

24.

Итоговое занятие. Гласные и согласные буквы. Чтение рассказа.

1

8 зан.

 

Отгадай и допиши буквы.

 

 

25.

Звуки Б,Бь. Буква Б. Определение количества и последовательность

1

 

 

звуков в словах и слогах. Звуковой анализ слов: БИМ, БОМ, БАНТ,

 

 

 

БИНТ. Профилактика дисграфии. "Буквы сломались".

 

 

 

Звонкие согласные.

 

 

26.

Дифференциация п/б. Звонкие и глухие согласные.

1

 

 

Профилактика дисграфии. Собери предложение.

 

 

 

Игра "Какая буква пропущена?" (п/б)

 

 

27.

Звуки З,Зь. Буква З. Звуко-буквенный анализ слов: зубр, Зина, зонт.

1

 

 

Игра: "Закончи слово". Работа в прописях.

 

 

28.

Дифференциация з/c. Звонкие и глухие согласные. Предлоги С,ЗА.

1

 

 

Составление рассказа-описания. Работа в прописях.

 

 

 

Чтение слов, слогов, предложений.

 

 

29.

Звуки В,Вь. Буква В. Развитие фонематического слуха в игре:

1

 

 

"Запомни и повтори". Деление слов на слоги. Чтение слоговой

 

 

 

таблицы. Кроссворд. Чтение небольшого рассказа. Ответы на вопросы.

 

 

30.

Звуки Д,Дь. Буква Д. Скороговорки. Звуко-буквенный анализ слов.

1

 

 

Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Чтение небольшого

 

 

 

рассказа и пересказ. Схема предложения.

 

 

31.

Дифференциация д/т. Звонкие и глухие согласные. Подбор слов к

1

 

 

схеме. Игра: "Наоборот" (развитие фонематического слуха)

 

 

 

 

М а р т

32.

Звуки Г, Гь. Буква Г. Составление слов из слогов. Профилактика

1

8 зан.

 

дисграфии. Множественное число существительных. Кроссворд.

 

 

33.

Дифференциация г/к. Единственное число существительных.

1

 

 

Составление вопросов. Работа в прописях.

 

 

 

 

 

 

 

34.

Звук и буква Ж. Определение места звука в словах. Чтение слов и

1

 

 

слогов. Правило: Жи, как и Ши пишется с буквой И!

 

 

 

Изменение глагола по времени. Уменьшительно-ласкательные

 

 

 

суффиксы. Игра: "Потерялась буква". Скороговорка о жуке.

 

 

 

Подбор слов к схеме.

 

 

35.

Дифференциация ш/ж. Чтение слов, слогов, предложений.

1

 

 

Слова-предметы, слова-действия. Составление предложений.

 

 

36.

Гласный звук Э. Гласные звуки. Чтение слов, предложений.

1

 

 

Работа в прописях.

 

 

37.

Буква Е. Сложные гласные буквы. Чтение. Составление вопросов.

1

 

 

Подбор предметов к действию. Слова-признаки.

 

 

 

Составление слов из слогов.

 

 

38.

Мягкий согласный Й (мой,твой). Подбор признаков. Изменение слов

1

 

 

по образцу. Подбор слова к схеме.

 

 

 

Разучивание отрывка из стихотворения.

 

 

39.

Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Существительные мужского и

1

 

 

женского рода. Родственные слова. Чтение рассказа, составление

 

 

 

вопросов, пересказ.

 

 

 

 

А п р е л ь

40.

Дифференциация с/ц. Чтение слоговых рядов.

1

8 зан.

 

Профилактика слоговых рядов. Работа над предложением.

 

 

41.

Буква Ф. Чтение слов и предложений. Сосотавление слов из слогов.

1

 

 

Работа в прописях.

 

 

42.

Дифференциация в/ф. Звонкие и глухие согласные. Профилактика

1

 

 

дисграфии. Графический диктант.

 

 

43.

Гласная буква Я. Твёрдые и мягкие согласные. Звуко-буквенный

2

 

 

анализ слов. Составление и письмо предложений (моя, мой, моё)

 

 

 

Чтение рассказа и пересказ.

 

 

44.

Звук и буква Ч. Звуковой анализ слов. Образование отчеств.

1

 

 

Чтение и письмо. Чистоговорка.

 

 

45.

Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. Письмо. Чистоговорка.

2

 

 

Измение предложений по образцу. Изменение слов по смыслу.

 

 

 

Составление слов из слогов.

 

 

 

 

М а й

46.

Буква Ю. Мягкие согласные. Изменение предложений по образцу.

2

8 зан.

 

Чистоговорки. Профилактика дисграфии. Работа в прописях.

 

 

47.

Ь знак. Твёрдые и мягкие согласные. Чтение и пересказ небольшого

1

 

 

рассказа. Схема предложения. Единственное и множественное

 

 

 

число существительных.

 

 

48.

Звук и буква Щ. Правило: Запомни, что звук Щ, как и Ч, вегда мягкий!

1

 

 

Чтение слов и скороговорки. Изменение действий по образцу.

 

 

 

Образование названия людей по профессии.

 

 

49.

Буква Ъ. Изменение слов по образцу.

1

 

 

 

 

 

60-62-64 часа

П о с л е б у к в а р н о е  ч т е н и е

 

Чтение и пересказ небольших текстов.

 

 

 

Ребусы, кроссворды, загадки, чистоговорки.

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое занятие.

 

 

 

 

 

 

 

Всего: 64 занятия.

 

 

 

 

 

 

 Мониторинг

 Обследование детей по данной программе осуществляется 3 раза за срок обучения (в начале, в середине и в конце).

   Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований, а затем проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, наметить пути их исправления. В своей диагностике я основываюсь на основной программе воспитания и обучения в детском саду по ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (М.; «Мозаика – Синтез» 2005), программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (Москва, 2010 год) Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.

   А также наблюдения за детьми, вопросы, отдельные тестовые задания (Е.В.Колесникова «Тесты для детей 6-ти лет»,  «Готов ли ваш ребёнок к школе?». – М.: «Ювента», 2001)

   Обследуется речь по следующим признакам:

- Звукопроизношение и фонематическое восприятие;

- В (высокий) – произносит все звуки;

- Д (достаточный) – не произносит 1-2 звука;

- С (средний) – не произносит от 2 до 5 звуков;

- К (критический) – не произносит более 5 звуков.

- Лексический запас:

а) существительные;

б) глаголы;

в) прилагательные.

- Связная речь:

а) составление рассказа по действию;

б) составление рассказа по представлению;

в) составление рассказа по серии сюжетных картин;

г) составление рассказа по сюжетной картине;

д) пересказ.

 - Чтение.

 Список литературы:

          Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995.-64 с.

  1. Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
  2. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М.: 1963.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
  4. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
  5. Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 1961.
  6. Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
  7. Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 52321
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.