Дополнительная образовательная программа по обучению дошкольников основам грамоты и письма |
сб., 25.02.2012 |
Автор:
Гуменюк Алла Николаевна
учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 105
города Тюмени
«Основная задача обучения грамоте в подготовительной группе- формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова»
(Л.Е.Журова, Н.С. Васнецова «Обучение дошкольников грамоте». М., 2001)
Пояснительная записка
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.
Обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты ещё в дошкольный период. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием для полноценной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Основная цель: Подготовка детей к школе.
Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений.
Основными задачами данной программы является:
1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова.
- Обучать детей звуковому анализу слов.
- Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
- Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.
- Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
- Учить обследовать звуковую структуру слова.
- Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.
- Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.
2. Ознакомление со слоговым строением слова.
- Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.
3. Ознакомление со словесным составом предложения.
- Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.
4. Подготовка руки к письму.
- Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.
5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Продолжительность занятия 30 минут, количество занятий 2 раза в неделю.
1 квартал
Звукопроизношение.
1. Уточнить произношение гласных и наиболее лёгких согласных звуков у вновь поступивших детей.
2. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Продолжить работу над трёхсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, апельсин).
2. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост).
3. Работать над двухсложными словами с двумя стечениями согласных (планка).
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
1. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласных звуки.
2. Закрепить представления о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости.
3. Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей в выделении звука из слова.
4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: мак, осы, лес.
5. Учить производить анализ и синтез слов типа: мама, слон, мост, лиса, лист.
6. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлога.
Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составлять их графические схемы.
Развитие общих речевых навыков.
1. Продолжить работу по развитию речевого дыхания.
2. Продолжить работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
3. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.
4. Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх-драмматизациях.
5. Учить детей говорить в спокойном темпе.
6. Продолжить работу над чёткостью дикции, интонационной выразительности речи.
Грамота.
1. Упражнять детей в «печатании» и чтении слогов, слов с пройденными буквами.
2. Познакомить детей с буквами: У, А, И, Э, П, Т, К, М, О, Х, Й, Ы, С.
3. Упражнять в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисовании букв в воздухе.
4. Уточнить представление детей о том, чем звук отличается от буквы.
5. Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных АУ, УА, ОИ, ИА…., в чтении закрытых слогов типа: АП, УК, ОТ; потом в чтении открытых типа: ПИ, КО, ТА….
6. Учить читать слова:
кот ток мама
кит мок папа
кок мак пума
ком как мука и т.д.
7. Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображённых с недостающим элементом.
8. Упражнять в нахождении правильно изображённых букв в ряду, состоящем их правильно и зеркально написанных букв.
Обучение связной речи.
1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
2. Продолжать обучать составлению предложения по картинкам, учить распространять предложение.
3. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
4. Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.
6. Совершенствовать навык составления рассказов по картине и по серии картин.
Развитие грамматического строя речи.
1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Животные», «Одежды», «Обувь», «Головные уборы»).
2. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).
3. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги: из-под, из-за.
4. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (подкармливать, пригибать, подвязывать…) и начать обучать их образованию и практическому употреблению.
5. Совершенствовать умение согласовывать числительные два, пять с существительными.
Художественно-творческая деятельность.
1. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.
2. Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковой гимнастике, занимательных упражнениях, в работе с мозаиками, конструкторами; трафаретами, обводками по контуру.
3. Развивать художественное восприятие произведений искусства.
Физическое развитие.
1. Формировать у детей потребность в ежедневной, активной двигательной деятельности.
2. Формировать правильную осанку.
3. Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов.
4. Развивать у детей глазомер.
5. Совершенствовать основные движения, путём введения новых сложно координированных видов.
2 квартал
Звукопроизношение.
1. Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения звуков у всех детей.
2. Формировать правильное произношение шипящих и сонорных звуков у вновь поступивших детей.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Работать над четырёхсложными словами из открытых слогов (кукуруза)
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
1. Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
2. Упражнять детей в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.
3. Совершенствовать навыки выделения заданного звука из слова.
4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: папа, стол, куст, липа.
5. Учить производить анализ и синтез слов из пяти звуков.
6. Совершенствовать навык звукового анализа слов, анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
Развитие общих речевых навыков.
1. Продолжить работу по развитию речевого дыхания.
2. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
3. Совершенствовать навык голосоведения, на мягкой атаке, в спокойном темпе.
4. Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Грамота.
1. Совершенствование у детей навыков «печатания» и чтения слогов, слов и предложений с пройденными буквами.
2. Познакомить детей с буквами: З, Н, Ц, Б, В, Д, Г, Ш, Е, Л, Ж, Ф, Ё, Р.
3. Упражнять в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисовании букв в воздухе.
4. Обучать детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов, изографов.
5. Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «дописывать» незаконченные буквы, наложенные друг на друга.
Обучение связной речи.
1. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана; по серии картин, по картине.
2. Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.
3. Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Развивать коммуникативную функцию речи. Создавать условия для общения детей в игре.
4. Совершенствовать навык пересказа.
5. Учить правильно строить и использовать в речи сложно-подчинённые предложения.
Развитие грамматического строя речи.
1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.
2. Познакомить детей со способами словообразования.
3. Продолжить работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными.
4. Учить правильному употреблению в речи относительных притяжательных прилагательных.
5. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.
6. Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия.
Художественно-творческая деятельность.
1. Развивать умение придавать различным сооружениям в конструировании из готовых форм устойчивость; замещать детали, совмещать их.
2. Обучать способам работы различными инструментами.
3. Продолжать развивать творческую активность детей.
Физическое развитие.
1. Совершенствовать координацию движений, равновесие.
2. Воспитывать честность, дружелюбие, самостоятельность в процессе подвижных игр и выполнения различных физических упражнений.
3. Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковых гимнастиках, обводках, штриховках, играх с конструкторами.
3 квартал
Звукопроизношение.
1. Закончить автоматизацию и дифференциацию всех звуков у детей.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Работать над трёх-, четырёх- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (градусник, перекрёсток).
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
1. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных, выделении звука из слова.
2. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа: миска, машина.
3. Сформировать представление о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.
4. Совершенствовать навык слогового анализа. Учить членить на слоги четырёхсложные слова.
5. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
6. Закрепить знания известных правил правописания.
Развитие общих речевых навыков.
1. Развивать длительность речевого выдоха.
2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.
3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса.
Грамота.
1. Закрепить навык «печатания» слогов, слов, предложений
2. Познакомить детей с буквами: Ю, Ч, Щ, Я, Ь, Ъ.
3. Упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.
4. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы; буквы, наложенные друг на друга.
5. Выучить алфавит.
6. Обеспечить формирование первоначальных навыков овладения письменной речью.
Обучение связной речи.
1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта.
2. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описание природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
4. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.
Развитие грамматического строя речи.
1. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными.
2. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
3. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
4. Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.
Художественно-творческая деятельность.
1. Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах.
2. Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.
Физическое развитие.
1. Продолжать развивать моторику в пальчиковых гимнастиках, работах с трафаретами.
2. Формировать навыки правильной осанки при статичных положениях и передвижениях в играх.
3. Поощрять проявления самостоятельности детей в организации игр.
4. Поддерживать интерес к различным видам спорта.
Сотрудничество с родителями дошкольников.
Семья и образовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
К сожалению, чаще всего работа с родителями в дошкольных образовательных учреждениях ведётся только по тем направлениям педагогической пропаганды, при которых семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьёй не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Для устранения этого пробела я использую такие модели взаимодействия с родителями:
1. Образовательная модель, ориентированная не только на формирование у родителей позитивного отношения к дополнительному образованию, но и на их активной участие в образовательном процессе.
В рамках этой модели использую следующие формы взаимодействия с семьёй:
- Занятия с родителями, предполагающие повышение их компетентности в области индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка и в сфере предлагаемых программой занятий. Родители должны понять, чем дети занимаются, и в силу своих возможностей развивать и поддерживать то, чему их учат.
- Участие родителей в образовательной деятельности: родители выбирают тему из близкой им области знаний и готовят занятие вместе со своим ребёнком. Важно, чтобы это был не рассказ, а действо – конкурсы, эксперименты, игры, в которых активно участвуют все дети.
2. Модель чувственной коммуникации, предполагающая создание благоприятных условий для самовыражения, помогающих ребёнку обрести уверенность в себе, научиться открыто и искренне выражать свои чувства, причём как позитивные, так и негативные. Это помогает человеку жить в гармонии с самим собой, а следовательно и с окружающими.
Также в течение года по квартально проводятся «открытые» занятия для родителей.
Календарно-тематическое планирование
|
|
О к т я б р ь |
|
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
1. |
Закреплять понятие детей о слове. Выделение первого звука в слове. |
1 |
8 зан. |
|
Пишем: I I I. |
|
|
2. |
Звук и буква А. Гласные звуки. Печатание буквы А. |
1 |
|
|
Правило: Звуки мы слышим и говорим, |
|
|
|
а буквы мы пишем и читаем! |
|
|
3. |
Звук и буква У. Письмо: Буква У, штриховка. |
1 |
|
4. |
Звуковой анализ и чтение АУ. Печатание: АУ, УА. |
1 |
|
|
Первый звук в словах. |
|
|
5. |
Звук и буква И. Королевство гласных. Письмо изученных букв: |
1 |
|
|
АУИ, ИУА, УИА, ИА. |
|
|
6. |
Звуки А,У,И. |
1 |
|
|
Правило: Сколько в слове гласных, столько же и слогов. |
|
|
|
Деление слов на слоги. |
|
|
7. |
Звук и буква М. |
2 |
|
|
Согласные звуки (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие) |
|
|
|
Чтение слогов: АМ, УМ, ИМ И т.д. |
|
|
|
Печатание буквы М; слогов: АМ, УМ,ИМ, МИ; слова МА-МА. |
|
|
8. |
Гласный звук и буква О. Назови последний звук в словах:окно, тепло |
1 |
|
|
Печатание под диктовку: О,ОМ,МО,О.Чтение: ОМ, УМ, АМ, МО, |
|
|
|
МУ, МА. Звуко-буквенный анализ слогов. |
|
|
|
|
Н о я б р ь |
|
9. |
Звуки Х,Хь. Буква Х. Выделение последнего звука в словах типа: |
1 |
8 зан. |
|
мох,пух… Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, МУХ. Печатание: |
|
|
|
1) Буквы Х, 2) Слоги и слова под диктовку:АХ, МАХ, ОХ, МОХ, УХ,МУХ |
|
|
10. |
Буква Х (зан. №2). Деление на слоги (1,2,3 слога). Выделение звука |
1 |
|
|
Х: а) в начале слова; б) в конце; в) в середине слова. |
|
|
|
Печатание: а) слоги: АХ,ОХ,УХ, ИХ, ХА, ХО. |
|
|
|
б) слова: МАХ, МОХ, УХО, МУХА. |
|
|
|
Чтение слов и слогов. |
|
|
11. |
Звук и буква Ы.Образование множественного числа существительных. |
1 |
|
|
Печатание: а) буквы Ы, б) слоги: ЫМ,ЫХ,МЫ, ХЫ; Чтение предложений |
|
|
12. |
Звуки: Н,НЬ. Буква Н. Гласные и согласные звуки. Нахождение места |
1 |
|
|
звука в слове. Чтение слогов: АН,УН,ИН - НА,НУ. |
|
|
|
Согласные: твёрдые и мягкие. Звуковой анализ: НИНА. |
|
|
|
Печатание: 1) буква Н, 2) слоги: АН, НА, УН, НУ, ИН. |
|
|
13. |
Буквы М и Н. Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. |
1 |
|
|
Выделение начального согласного звука. Развитие мелкой моторики. |
|
|
14. |
Звуки: С,СЬ. Буква С. Звуковой анализ слов. Чтение слоговых таблиц. |
3 |
|
|
Определение звука в слове. Упражнения с разрезной азбукой. |
|
|
|
Составление предложений. Количество слов в предложении. |
|
|
|
Печатание предложений. Правила: |
|
|
|
1) Начинай предложение с большой буквы! |
|
|
|
2) Слова пиши отдельно друг от друга! |
|
|
|
3) В конце предложения ставь точку! |
|
|
|
4) Имена людей пиши с большой буквы! |
|
|
|
Чтение предложений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д е к а б р ь |
|
15. |
Звуки П,Пь. Буква П. Развитие слухового внимания. Звуковой анализ |
2 |
8 зан. |
|
слов: СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН. Согласные звуки |
|
|
|
(звонкие-глухие; твёрдые-мягкие). Чтение слоговых таблиц. |
|
|
16. |
Звуки К,Кь. Буква К. Чтение слогов, слов, предложений. |
2 |
|
|
Игра "Живые звуки". |
|
|
17. |
Звуки Т,Ть. Буква Т. Правило: Имена людей пиши с большой буквы! |
2 |
|
|
(повторение). Звуко-буквенный анализ слов: КОТ, КИТ. |
|
|
|
Печатание под диктовку: кот, кит, киты,Ната, Тома. |
|
|
|
Деление слов на слоги. Определение места звука в словах. |
|
|
18. |
Звуки Р,Рь. Буква Р. Чтение слогов и слов. Выделение заданного |
2 |
|
|
звука из слов. Работа в прописях и с разрезной азбукой. Скороговорки |
|
|
|
|
Я н в а р ь |
|
19 |
Звук и буква Ш. Развитие слухового внимания в игре: "Запомни, |
1 |
8 зан. |
|
повтори". Чтение звуковых таблиц. Звуковой анализ слов. |
|
|
|
Печатание под диктовку слов: каша, кашка, кошка, мошка, мишка. |
|
|
|
Чтение рассказа "Кошка и мышка". Пересказ. |
|
|
20. |
Закрепление. Правило: ши - всегда пиши с буквой И! Чтение слов со |
2 |
|
|
слогом -ши-. Чтение и печатание предложений. |
|
|
21. |
Дифференциация с/ш. Шипящие и свистящие звуки. Игра: "Наоборот" |
2 |
|
|
(замена с на ш). Скороговорки. Чтение предложений с заданными |
|
|
|
словами. Игра: "Собери предложение". |
|
|
22. |
Звуки Л,Ль. Буква Л. Определение места звука в словах. Чтение слов, |
2 |
|
|
слогов, предложений. Работа в прописях. |
|
|
23. |
Дифференциация р/л. Развитие фонематического слуха. Скороговорки. |
1 |
|
|
Звуко-буквенный анализ слов. |
|
|
|
|
Ф е в р а л ь |
|
24. |
Итоговое занятие. Гласные и согласные буквы. Чтение рассказа. |
1 |
8 зан. |
|
Отгадай и допиши буквы. |
|
|
25. |
Звуки Б,Бь. Буква Б. Определение количества и последовательность |
1 |
|
|
звуков в словах и слогах. Звуковой анализ слов: БИМ, БОМ, БАНТ, |
|
|
|
БИНТ. Профилактика дисграфии. "Буквы сломались". |
|
|
|
Звонкие согласные. |
|
|
26. |
Дифференциация п/б. Звонкие и глухие согласные. |
1 |
|
|
Профилактика дисграфии. Собери предложение. |
|
|
|
Игра "Какая буква пропущена?" (п/б) |
|
|
27. |
Звуки З,Зь. Буква З. Звуко-буквенный анализ слов: зубр, Зина, зонт. |
1 |
|
|
Игра: "Закончи слово". Работа в прописях. |
|
|
28. |
Дифференциация з/c. Звонкие и глухие согласные. Предлоги С,ЗА. |
1 |
|
|
Составление рассказа-описания. Работа в прописях. |
|
|
|
Чтение слов, слогов, предложений. |
|
|
29. |
Звуки В,Вь. Буква В. Развитие фонематического слуха в игре: |
1 |
|
|
"Запомни и повтори". Деление слов на слоги. Чтение слоговой |
|
|
|
таблицы. Кроссворд. Чтение небольшого рассказа. Ответы на вопросы. |
|
|
30. |
Звуки Д,Дь. Буква Д. Скороговорки. Звуко-буквенный анализ слов. |
1 |
|
|
Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Чтение небольшого |
|
|
|
рассказа и пересказ. Схема предложения. |
|
|
31. |
Дифференциация д/т. Звонкие и глухие согласные. Подбор слов к |
1 |
|
|
схеме. Игра: "Наоборот" (развитие фонематического слуха) |
|
|
|
|
М а р т |
|
32. |
Звуки Г, Гь. Буква Г. Составление слов из слогов. Профилактика |
1 |
8 зан. |
|
дисграфии. Множественное число существительных. Кроссворд. |
|
|
33. |
Дифференциация г/к. Единственное число существительных. |
1 |
|
|
Составление вопросов. Работа в прописях. |
|
|
|
|
|
|
34. |
Звук и буква Ж. Определение места звука в словах. Чтение слов и |
1 |
|
|
слогов. Правило: Жи, как и Ши пишется с буквой И! |
|
|
|
Изменение глагола по времени. Уменьшительно-ласкательные |
|
|
|
суффиксы. Игра: "Потерялась буква". Скороговорка о жуке. |
|
|
|
Подбор слов к схеме. |
|
|
35. |
Дифференциация ш/ж. Чтение слов, слогов, предложений. |
1 |
|
|
Слова-предметы, слова-действия. Составление предложений. |
|
|
36. |
Гласный звук Э. Гласные звуки. Чтение слов, предложений. |
1 |
|
|
Работа в прописях. |
|
|
37. |
Буква Е. Сложные гласные буквы. Чтение. Составление вопросов. |
1 |
|
|
Подбор предметов к действию. Слова-признаки. |
|
|
|
Составление слов из слогов. |
|
|
38. |
Мягкий согласный Й (мой,твой). Подбор признаков. Изменение слов |
1 |
|
|
по образцу. Подбор слова к схеме. |
|
|
|
Разучивание отрывка из стихотворения. |
|
|
39. |
Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Существительные мужского и |
1 |
|
|
женского рода. Родственные слова. Чтение рассказа, составление |
|
|
|
вопросов, пересказ. |
|
|
|
|
А п р е л ь |
|
40. |
Дифференциация с/ц. Чтение слоговых рядов. |
1 |
8 зан. |
|
Профилактика слоговых рядов. Работа над предложением. |
|
|
41. |
Буква Ф. Чтение слов и предложений. Сосотавление слов из слогов. |
1 |
|
|
Работа в прописях. |
|
|
42. |
Дифференциация в/ф. Звонкие и глухие согласные. Профилактика |
1 |
|
|
дисграфии. Графический диктант. |
|
|
43. |
Гласная буква Я. Твёрдые и мягкие согласные. Звуко-буквенный |
2 |
|
|
анализ слов. Составление и письмо предложений (моя, мой, моё) |
|
|
|
Чтение рассказа и пересказ. |
|
|
44. |
Звук и буква Ч. Звуковой анализ слов. Образование отчеств. |
1 |
|
|
Чтение и письмо. Чистоговорка. |
|
|
45. |
Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. Письмо. Чистоговорка. |
2 |
|
|
Измение предложений по образцу. Изменение слов по смыслу. |
|
|
|
Составление слов из слогов. |
|
|
|
|
М а й |
|
46. |
Буква Ю. Мягкие согласные. Изменение предложений по образцу. |
2 |
8 зан. |
|
Чистоговорки. Профилактика дисграфии. Работа в прописях. |
|
|
47. |
Ь знак. Твёрдые и мягкие согласные. Чтение и пересказ небольшого |
1 |
|
|
рассказа. Схема предложения. Единственное и множественное |
|
|
|
число существительных. |
|
|
48. |
Звук и буква Щ. Правило: Запомни, что звук Щ, как и Ч, вегда мягкий! |
1 |
|
|
Чтение слов и скороговорки. Изменение действий по образцу. |
|
|
|
Образование названия людей по профессии. |
|
|
49. |
Буква Ъ. Изменение слов по образцу. |
1 |
|
|
|
|
|
60-62-64 часа |
|||
П о с л е б у к в а р н о е ч т е н и е |
|||
|
Чтение и пересказ небольших текстов. |
|
|
|
Ребусы, кроссворды, загадки, чистоговорки. |
|
|
|
|
|
|
|
Итоговое занятие. |
|
|
|
|
|
|
|
Всего: 64 занятия. |
|
|
|
|
|
|
Мониторинг
Обследование детей по данной программе осуществляется 3 раза за срок обучения (в начале, в середине и в конце).
Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований, а затем проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, наметить пути их исправления. В своей диагностике я основываюсь на основной программе воспитания и обучения в детском саду по ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (М.; «Мозаика – Синтез» 2005), программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (Москва, 2010 год) Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.
А также наблюдения за детьми, вопросы, отдельные тестовые задания (Е.В.Колесникова «Тесты для детей 6-ти лет», «Готов ли ваш ребёнок к школе?». – М.: «Ювента», 2001)
Обследуется речь по следующим признакам:
- Звукопроизношение и фонематическое восприятие;
- В (высокий) – произносит все звуки;
- Д (достаточный) – не произносит 1-2 звука;
- С (средний) – не произносит от 2 до 5 звуков;
- К (критический) – не произносит более 5 звуков.
- Лексический запас:
а) существительные;
б) глаголы;
в) прилагательные.
- Связная речь:
а) составление рассказа по действию;
б) составление рассказа по представлению;
в) составление рассказа по серии сюжетных картин;
г) составление рассказа по сюжетной картине;
д) пересказ.
- Чтение.
Список литературы:
Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995.-64 с.
- Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
- Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М.: 1963.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
- Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
- Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 1961.
- Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
- Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf