Дополнительная образовательная программа «Буквоед»

  чт., 13.10.2011

Автор – составитель:

Тоболова Марина Сергеевна,

учитель-логопед,

МАУ БР ДО детский сад «Малышок»

с. Бердюжье

Дополнительная образовательная программа

«Буквоед»

программа для детей 6 – 7 лет

срок реализации – один год.

Пояснительная записка

 

Дополнительная образовательная программа «Буквоед» направлена на коррекцию речевого и психического развития детей 6 – 7 лет в процессе знакомства с буквами, что способствует:

  • созданию предпосылок для формирования грамотного письма и профилактики различных видов дизграфии; 
  • созданию предпосылок для формирования навыка чтения;
  •  создание прочной фонетико-фонематической базы;
  •  развитию внимания, памяти и логического мышления;

   В подготовительной к школе группе закладываются базовые представления о звуке – его произношении и выделение в звуковом ряду, слове, так же идёт овладение навыками звукового синтеза и анализа. Включается работа по знакомству с буквами – оптическое (зрительное) восприятие и кинестетическое (двигательное), при печатанье букв и их элементов, что требует от детей определенной тренировки, развития и зрелости психических и психомоторных функций. Данные компоненты являются базой для формирования навыков чтения и  ранней профилактики дизграфии у детей дошкольного возраста, что является актуальным в развитии детей данной возрастной категории.

Общая цель дополнительной образовательной программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Задачи данной программы заключаются в следующем:

  • развитие фонематического восприятия детей;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания, памяти и логического мышления;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • развитие психомоторных навыков письма через работу с буквами и их элементами.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является направленность на раннюю профилактику различных видов дизграфии и формирования навыков чтения (правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного).

Данная образовательная программа рассчитана на детей 6 – 7 лет.

Продолжительность образовательного процесса по данной программе – один год (период предшкольной подготовки).

Формы занятий – индивидуальные и подгрупповые, режим занятий – 2 подгрупповых занятия в неделю.

Ожидаемым результатам по реализации донной программы будет создание предпосылок для формирования грамотного письма и профилактики различных видов дизграфии, так же создание предпосылок для формирования навыка чтения (правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного).

Определение результативности будет проводиться по средствам изучения готовности детей к школьному обучению:

  • сенсомоторное развитие (латеральная организация, сформированность соматопространствпнных ощущений, характеристика зрительно-пространственного восприятия, характеристика состояния слухомоторной и зрительно-моторной координации);
  • устная речь (уровень речевого развития, характеристика произносительной стороны речи);
  • языковые способности (словарная мобильность, грамматические операции словообразования, словоизменения, построение синтаксических единиц, языковой анализ и синтез).

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы будет являться «Ярмарка учебных знаний».

 

Учебно-тематический план

 

Период

Темы

Количество часов

Первый период обучения (Сентябрь – середина Ноября)

  • Воспитание внимания к звуковой стороне речи;
  • Формирование навыков речедвигательного анализа;
  • Осознанное овладение звуками;
  • Подготовка к звуковому анализу и синтезу;
  • Расширение словаря;
  • Формирование грамматических категорий;
  • Развитие связной речи;
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления;
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Подготовка к овладению грамотой.

 

 

 

 

16 часов

 

 

 

 

Второй период обучения (Ноябрь – Февраль)

  • Формирование навыка звукового анализа и синтеза;
  • Закрепление лексико-грамматических категорий;
  • Развитие связной речи;
  • Работа над словарём;
  • Развитие памяти, внимания, логического мышления;
  • Формирование навыков чтения (правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного);
  • Формирование графо-моторных навыков;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Формирование навыков ориентирования в пространстве;
  • Автоматизация правильного звукопроизношения различных групп звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

24 часа

Третий период обучения (Март – Май)

  • Закрепление лексико-грамматических категорий;
  • Развитие связной речи;
  • Работа над словарём;
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • Совершенствование графомоторных навыков;
  • Уточнение представлений о письме;
  • Закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
  •  Развитие навыков ориентирования в пространстве;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Формирование навыков чтения (правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного).

 

 

 

 

 

 

12 часов

 

Содержание программы дополнительного образования.

 

Первый период обучения.

Дидактический материал:

1)      игры с неречевыми звуками:

2)      слушанье сказок;

3)      рассказы на автоматизацию звуков;

4)      рассказы на дифференциацию звуков;

5)      дидактические игры типа: «Угадай, чей голос?», «Чудесный мешочек», «Эхо» и т.д.

Практический материал:

Знакомство с гласными: У, А, И, Э, О; выделение их из ряда звуков; выделение ударного гласного в начале слова; анализ звукового ряда типа АУ, АУИ.

Знакомство с согласными: Т, П, К, М, Х, Й, Л, С.

Дифференциация на слух звуков: [а]-[у]; [а]-[у]-[и]; [а]-[у]-[и]-[э]; [а]-[у]-[и]-[э]-[о]; [п]-[п`]; [т]-[т`]; [к]-[к`]; [м]-[м`]; [х]-[х`]; [й]-[л`]; [л]-[л`]; [с]-[с`]; [т]-[д]-[к]; [к]-[г]-[х]; [м]-[н]-[п]; [л`]-[м`]-[н`].

Анализ слогов типа АП.

Преобразование слогов путём изменения одного звука – от АП-ИТ и т.д.

Выделение первого и последнего согласного в словах типа КОТ, ПАУК.

Выделение ударного гласного из положения после согласного.

Анализ прямого слога типа МА.

Анализ слов типа БЫК.

Анализ слога типа МИ.

Деление слов на слоги.

Составление схемы слов.

Формирование лексико-грамматических категорий:

Употребление единственного и множественного числа существительных.

Формы родительного и именительного падежа с предлогом (У ТАТЫ – БОТЫ, А У ТОНИ – УТКА).

Категории лица и числа глаголов настоящего времени (Я ПОЮ, ВЫ ПОЁТЕ, МЫ ПОЁМ, ОНИ ПОЮТ).

Согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ с существительными.

Составление предложений по демонстрации действий, объединение этих предложений в короткий текст.

Практическое усвоение терминов:

«Слово», «Предложение», «Звук», «Твёрдый звук», «Мягкий звук», «Буква», «Слог».

Работа над словарём:

По темам: «Овощи, фрукты, ягоды», «Животные (дикие, домашние)», «Птицы (дикие и домашние; перелётные и зимующие)», «Осень», «Одежда», «Части тела».

Графомоторные навыки:

Мозаики, пальчиковые игры, массаж кистей рук.

Ориентирование на листе бумаги.

Знакомство с правилами письма (слева на право, сверху вниз).

Развитие зрительного гнозиса (написание в клетках и полосках).

 Второй период обучения.

Дидактический материал:

Предметные, сюжетные картинки; серии сюжетных картинок по изучаемым звукам.

Рассказы на автоматизацию и дифференциацию звуков. Стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Дидактическая игра: «Рассели по этажам», «Подбери и назови», «Телефон», «Магазин», «Волшебный мешочек», «Эхо».

Материал для анализа звуко-слогового состава слов; анализа предложений.

Практический материал:

Знакомство с согласными: С, З, Ц, Б, Д, Г, Ш, Ж, Р.

Дифференциация на слух звуков: [с]-[с`]; [з]-[з`]; [б]-[б`]; [д]-[д`]; [г]-[г`]; [р]-[р`]; [с]-[з]; [с]-[ц]; [с]-[з]-[ц]; [п]-[б]; [т]-[д]; [г]-[х]; [к]-[г]-[х]; [с]-[ш]; [ш]-[ж]; [ж]-[з]; [с]-[з]-[ш]-[ж]; [р]-[л].

Звуковой и звуко-слоговой анализ слов типа СУП, КОСЫ, СИМА.

Выкладывание звуко-слоговых схем.

Знакомство со слогообразующей ролью гласных.

Анализ слов типа БАТОН, КУБИК.

Анализ слов типа БУМАГА.

Анализ слов типа КОШКА, МИШКА,

Анализ слов типа СТУЛ, ВОЛК, ПЛИТА.

Анализ слов типа КРАСНЫЙ, СТРАНА.

Формирование лексико-грамматических категорий:

Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (СИНИЙ ПОЯС, КРАСНАЯ СУМКА).

Образование относительных прилагательных (МЕХОВАЯ ШАПКА, СОСНОВЫЙ ЛЕС).

Согласование числительных с существительными.

Подбор однокоренных слов.

Образование сложных слов.

Составление предложений по демонстрации действия, по картинке, по вопросам.

Распространение предложений путём введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений.

Составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин; пересказ.

Заучивание стихотворений.

Обучение грамоте:

Знакомство с буквами.

Чтение (слоги, слова, короткие тексты).

Выкладывание звуковой схемы слова.

Подбор слов к схемам.

Письмо.

Словарь:

По темам: «Игрушки», «Посуда», «Зима», «Продукты», «Мебель», «Дом, где мы живём».

Практическое усвоение терминов:

«Звонкие согласные», «Глухие согласные», «Парные согласные».

 Графомоторные навыки:

Мозаики, пальчиковые игры, массаж кистей рук.

Ориентирование на листе бумаги.

Закрепление знаний правил письма (слева на право, сверху вниз).

Развитие зрительного гнозиса (написание в клетках и полосках).

Печатанье, штриховка, обведение букв, слов и их элементов.

 

Третий период обучения:

Дидактический материал:

1)      рассказы на автоматизацию и дифференциацию звуков;

2)      стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков;

3)      дидактические игры по темам;

4)      материал для анализа;

5)      разрезные азбуки;

6)      послебукварные тексты для чтения.

Практический материал:

Усвоение звуков: [ч], [щ].

Повторение звуков: [ц], [ш], [ж], [р], [л].

Дифференциация звуков: [ч]-[т`]; [ч]-[т]-[щ]; [ц]-[с]-[т`]; [щ]-[ш]-[с`].

Повторение пройденного.

Уточнение лексико-грамматических категорий:

Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имени существительного, прилагательного.

Подбор однокоренных слов.

Образование приставочных глаголов.

Употребление различных предложных конструкций.

Подбор антонимов.

Подбор синонимов.

Образование существительных от глаголов.

Образование глаголов от существительных.

Типы предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

Закрепление навыка употребления сложносочинённых предложений с разными видами связи (- - - - -  _______, потому что - - - - - -   - - - - - - -, - - - - - - -.).

Составление разных типов рассказов; оречевление серии выполненных действий.

Обучение грамоте:

Знакомство с буквами: Ь, Ъ, Я, Е, Ё.

Чтение слов с мягким знаком.

Слова разного звуко-слогового состава (с буквами Ч, Щ, Е, Ю, Я).

Правила написания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Чтение слов с буквой Ю.

Чтение слов с разделительным мягким знаком.

Чтение слов с разделительным твёрдым знаком.

Чтение послебукварных текстов.

Упражнения с разрезной азбукой.

Обучение письму в занимательной форме.

Словарь:

По темам: «Весна», «Транспорт», «Город», «Школа», «Деревья, цветы», «Рыбы», «Насекомые», «Лето».

Термины:

Повторение всех ранее изученных терминов, адекватность их приминения.

Графомоторные навыки:

Мозаики, пальчиковые игры, массаж кистей рук.

Ориентирование при письме на листе бумаги.

Формирование навыка правил письма (слева на право, сверху вниз).

Развитие зрительного гнозиса (написание в клетках и полосках).

фотогалерея

 Для запуска фотогалерея нажмите на одну из фотографий

Список литературы

1) Граб Л.М.Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5 – 7 лет с ОНР / Л.М. Граб – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 56 с.

2) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. I период: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 72 с. – (В помощь логопеду).

3) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. II период: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 72 с. – (В помощь логопеду).

4) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. III период: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 72 с. – (В помощь логопеду).

5) Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под ред. П.Н. Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

6) Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.

7)Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.

8) Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. методических рекомендаций. – Спб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2006. – 272 с.

9) Логопедия: практическое пособие для логопедов, студентов и родителей / авт.-сост. В.И. Руденко. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 288 с.

10) Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 с.

11) Сборник: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор – составитель сборника: Чиркина Г.В. – М.: «Просвящение», 2008. – 272 с.

12) Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению. Занятия с детьми 5 – 7 лет: Пособие для воспитателей и родителей. / Л.Н. Смирнова. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006. – 56 с.

13) Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. / Авт-сост. Г.Н. Сергиенко – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. – 206 с.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 11851
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.