Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Твои права, малыш." |
пт., 20.12.2013 |
Автор:
Максимчик Ирина Мечиславовна,
социальный педагог
МБДОУ ЦРР-д/с "Соловушка"
п.г.т. Белый Яр
Паспорт проекта
Актуальность проекта
В России четверть всего населения составляют дети. Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе.
Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям - неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом, принадлежащих ему прав. Права детей отражены в более чем 140 российских законодательных и иных нормативно-правовых актах. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей. На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права.
Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав.
Актуальность темы «Твои права, малыш»» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.
Однако, несмотря на предпринятые государством шаги по пути улучшения положения детей в стране и приведения законодательства РФ в соответствие с нормами международного права, в современных российских реалиях состояние дел в области обеспечения и охраны прав ребенка пока оставляет желать лучшего. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Нарушение прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Права ребенка нарушаются не только действием, но и непозволительным бездействием государственных органов.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с их правами, формирование у детей правой грамотности, умение отстаивать свои права и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта:
Познакомить детей и родителей с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребёнка» и правами, закрепленными в ней; формирование у детей и родителей понятийного аппарата и наглядно – образного представления о правах, закрепленных в Конвенции ООН «О правах ребёнка».
Задачи проекта:
- ознакомить воспитателей с современной методической литературой по ознакомлению дошкольников с правами детей;
- провести цикл занятий и мероприятий по теме «Права ребенка»;
- организовать выставку детских рисунков;
- ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с их правами;
- подготовить совместными усилиями детей и родителей фотовыставку и выставку рисунков;
- провести заключительное мероприятие: показ спектакля с участием родителей «Новое приключение Буратино в стране Чудаков» .
Объект проекта: Воспитанники старшего дошкольного возраста МБДОУ ЦРР –д/с «Соловушка»
Предмет проекта: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией « О правах ребенка»
Время реализации проекта: 6 недель.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, социальный педагог, музыкальный руководитель.
Информационное обеспечение проекта
- Конвенция ООН «О правах ребенка»
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка»
- Детская и методическая литература
Методическое обеспечение проекта
- Материалы для проведения бесед
- Воспитательные мероприятия
- Ориентировочный план занятия
- Рекомендации воспитателям и родителям
- Анкета для родителей
Ресурсное обеспечение:
Мультимедийное оборудование; диски с музыкальными произведениями; костюмы и атрибуты для театральной деятельности; материалы для изобразительной деятельности.
Продукт проекта: показ спектакля с участием родителей «Новое приключение Буратино в стране Чудаков»; выставка творческих работ детей; презентация «Дюймовочка» - о правах детей; рекомендации и консультации для педагогов по ознакомлению детей с их правами; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Твои права, малыш»; разработанные рекомендации и консультации для родителей.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап |
Основной этап |
Заключительный этап |
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. |
– ознакомление детей с художественной литературой – проведение бесед; − рассматривание картин и беседы по их содержанию; − работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация); − проведение занятий по ознакомлению детей с «Конвенцией о правах ребенка»; − проведение мероприятий; − прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; − рисование с детьми на правовую тематику; оформление выставки рисунков; − создание и презентация спектакля.
|
– анализ результатов проекта. |
План проектной деятельности
№ п/п |
Тема |
1. |
Обсуждение идеи проектной деятельности. 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
|
2. |
Сбор информации и подготовка материала. 1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. 2. Разработка рекомендаций для воспитателей старшей и подготовительной группы. 3. Разработка рекомендаций для родителей. 4. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику. |
3. |
Ознакомление педагогов с планом работы. |
4. |
Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте» «О чем говорят рисунки ребенка» «Независимый дошкольник» |
5. |
Работа с педагогами: Анкетирование Консультации «Основные международные документы по защите прав детей» «Защита прав ребенка и правовое воспитание» «Жестокое обращение с детьми» «Защитим детей от физического насилия» Памятки «Наказывая, подумай, зачем?» «Жестокое обращение с детьми» |
6. |
Работа с детьми: Цикл занятий Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка» Интервьюирование Просмотр мультимедийных презентаций Сказка «Дюймовочка» «Как Светик появилась» Чтение художественной литературы Сказка «Похищенное имя» Сказка «Добрый волшебник» Сказка «Зарядка и простуда» Рассказ «Мои права» Стихотворение А.Барто «Одиночество» Слушание детских песен «Большой хоровод» сл.Е. Жигалкина, А .Хайта «Пусть всегда будет солнце» сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского Конкурс стихов Игры: Дидактическая игра «Кто права нарушил?» Интеллектуальная игра «Мой дом, моя семья» Выставка рисунков «Мир, в котором я живу» Просмотр спектакля с участием родителей «Новое приключение Буратино в стране Чудаков» |
7. |
Работа с родителями: Анкетирование «Знаете ли вы права своего ребенка» Консультации «Понимаем ли мы друг друга» «Защитим детей от физического насилия» «Жестокое обращение с детьми» «Ребенок и его права» Домашние творческие задания «Домашние обязанности вашего ребенка» Сочинение «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Памятки «Наказан-прощен» «О поощрении и наказании» «Искусство быть родителем» «Четыре заповеди мудрого родителя» «Три способа открыть ребенку свою любовь» «Не забывайте про права своего ребенка» Родительские собрания: 1)«Защита прав и достоинств ребенка» 2) Деловая игра «Знаем ли мы права ребенка» Участие в выставке рисунков Презентация спектакля «Новое приключение Буратино в стране Чудаков» |
Список литературы:
- Конвенция ООН «О правах ребенка»
- Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. Мн. – "Беларусь", 1998.
- Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993.
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
- Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.: Е.В.Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка» М.:2011
- В.Н. Гуров «Социальная работа образовательных учреждений с семьей»
- «Воспитателю о работе с семьей» п/ред.Н.Ф. Виноградовой
- З.Ф. Семенова, С.Ф. Семенова «Психологические рисуночные тесты»
- Доронова Т. Защита прав и достоинства маленького ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9
- Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. М.: 2002.
- Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6
- Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: 2009.
- Пчелицева Л.М. Комментарии к Семейному Кодексу Р.Ф. М.: 2008.
- Суслова Э. Растим гражданина //Дошкольное воспитание. -2009. - №1
- Детская литература
Интернет-ресурсы:
- http://nsportal.ru/
- http://detsad-kitty.ru
- http://www.1umka.ru
- http://pochemu4ka.ru/
- http://doshkolnik.ru/
- http://my-rabota.3dn.ru/
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002283 штрих код (№ квитанции) 62502669050308 Дата отправки 21 декабря 2013 г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Илина | 11.09.2015 01:39 | # | ||
Разработка интересная и нужная. |