Проектная деятельность детей 5-7 лет «Северное сияние»

  чт., 19.12.2013

Автор:

Лескова Галина Александровна,

воспитатель МАДОУ д/с №89

города Тюмени

Программа может быть реализована в детском оздоровительном лагере, в старших группах детского сада

Цель: воспитание экологическую творческую деятельность, ознакомление с этносом народов севера.

Сроки реализации программы

Зима 2014.

Направление деятельности, направленность программы

  • Корректировка ценностной сферы детей.
  • Формирование  здорового образа жизни.
  • Формирование лидерской позиции.
  • Развитие творческих способностей.
  • Восполнения социального  опыта у детей требующих особого внимания.

Краткое содержание программы

Расширить представление детей об окружающей среде, воспитать бережное отношение к природе и её обитателям;

Глубже познакомить детей  с культурой, традициями и обычаями народов Севера;

Развить творческий потенциал и познавательную активность ребёнка через групповые и игровые формы работы;

Организовать разностороннюю деятельность для создания условий выбора и реализации ребенком своих положительных личностных качеств;

Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Ожидаемый результат

Знакомство с народами Севера их обычаями и традициями, а также с культурой, образом жизни, народными промыслами и бытом. Празднование народными поселениями праздников, народных гуляний.

Получение детьми новых и закрепление имеющихся знании в области экологии, культуры, поведения народов Севера.

Самореализация ребенка в творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала детей.

Приобретение опыта социального взаимодействия на основе общечеловеческих норм поведения.

Полноценное понятие о здоровом образе жизни.

Организация творческих мастерских (кружков), спортивных секций

Каждый из воспитателей групп ведет по 1мастер классу по теме проекта.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Я знаю, в сердце никогда

Любовь к Ямалу не угаснет

Здесь закалили нас года

На верность, дружбу, честность, счастье

 

И мы, уверены в себе

Пойдем по жизни гордо дальше

По длинной тропочке судьбе

Без подлости, обмана, фальши!

(Татьяна Мараховская)

На протяжении многих веков человечество интересовал вопрос: «Что есть человек, и для чего он живет и что в этом мире значит?»

«Я мыслю, следовательно, существую », - утверждал французский философ Рено Декард, а это значит, что только способность осмыслить мотивы своих поступков и сами поступки, анализировать себя и общество, наличие ценностной сферы отличает человека от животного.

Ценностные системы детей сложны и неоднозначны. Ценности подростков стремятся к равновесию, развиваются, постоянно проверяются практикой, поэтому педагогу нужно «прислушиваться» к миру ценностей ребенка.

Приобщая детей к культуре своей малой Родины, рождение ценностей и смыслов гуманитарного характера и осознание растущим человеком своей значимости, а что он может сделать для своей Родины, семьи, и всему окружающему (лесу, поляне, болоту, реке…)

Соприкасаясь с людьми других национальностей, человек не только формирует свой ценности, свое «я» как, бы всматриваясь в другого, но и через отношение к себе других людей осознает свою индивидуальность и раскрывает ее.

Дети знакомятся с культурой обычаями народов Севера. Дети  приехавшие с севера сами могут очень многое рассказать о своем крае, нации, традициях, народных праздниках…

Тем самым дети сами могут проводить тематические дни, устраивать национальные праздники.

Ребятам каждой группы будет предложено жить Стойбищами, жители которого одна из нации Севера и занимаются они одним из древних ремесел севера.

Помочь ребенку прожить Зимовку ярко и достойно. Наша задача отвлечь ребенка от пагубных явлении социума.

«Ценности не передаются тем же путем, что и знания, путь их принятия лежит, прежде всего, через переживания, эмоциональный опыт, «память сердца». Ценности нельзя понять, ценностями нельзя научить, их можно только прочувствовать, прожить.

Только полнота проживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым ее днем и событиями открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о них, смысле жизни и ее ценностях»

Проект работает под девизом: «Сохраним нас и мир вокруг нас!

ЗИМОВКА

Программа «Сияние Севера»

Участники проекта.

  1. Дети в возрасте от 5-7  лет.
  2. Педагогический коллектив, согласно штатному расписанию.
  3. Родители.
  4. Педагоги дополнительного образования.

Идея: Знакомство детей с Северным краем, а также предоставление возможности познания каждым ребёнком негативных и позитивных последствий воздействия человека на окружающую среду посредством вовлечения в игровую модель проекта.

Цель: воспитание экологическую творческую деятельность, ознакомление с этносом народов севера.

Задачи:

  1. Расширить представление детей об окружающей среде, воспитать бережное отношение к природе и её обитателям;
  2. Глубже познакомить детей  с культурой, традициями и обычаями народов Севера;
  3. Развить творческий потенциал и познавательную активность ребёнка через групповые и игровые формы работы;
  4. Организовать разностороннюю деятельность для создания условий выбора и реализации ребенком своих положительных личностных качеств;
  5. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

Легенда.

Древняя легенда гласит о том, что несколько тысяч лет назад мудрые шаманы предвещали наступление вечной тьмы и всемирного потопа, причиной которых является экологическая катастрофа, которую спровоцируют сами люди.

Предсказания старцев начинает сбываться: ежегодное таяние льдов, исчезновение животных, птиц и даже целых племен (малочисленных народов севера). Так постепенно исчезнет страна под красивым названием «Сияние Севера».

Необходимо срочно принимать меры по спасению страны «Сияния Севера».

Детям предлагается стать  жителями этой страны.

Каждая группа это отдельное стойбище, где царят свои законы, традиции. Во главе вожак (лидер группы), шаман  (воспитатель), остальные жители.

Каждое стойбище занимается определённым ремеслом. На общем совете старейших жителей, принимается решение по  объединению стойбищ – поселении, чтобы предотвратить  катастрофу. 

И так они отправляются в далеки, трудный путь, который полон различных преград и препятствии.

На протяжении пути они знакомятся с другими жителями северной земли, с их обычаями, традициями, национальными играми…

Каждая группа ведет свой дневник, где записывает, рисуются… все, что с ним происходит. Одновременно они составляют карту маршрута, которая и поможет найти ответ, как спасти страну под названием «Сияние Севера».

В конце проекта на общем совете, соединив все карты групп, будет объявлено место «Спасения», где и пройдет, велики праздник  народов страны «Северное сеяние».

На протяжении всего пути жители будут встречать оленя «Серебреное копытце», от которого они будут получать бонусы в виде серебреных льдинок.

Встреча жителей с оленем может назначаться заранее или происходить неожиданно.

Механизм реализации программы.

1. Подготовительный этап

Подготовительные мероприятия: подбор методической литературы, разработка планов, формирование педагогического коллектива, расстановка кадров, подготовка помещений и развивающей среды в группе.

2. Основной этап

 Работа педагогического коллектива по следующим направлениям: познавательно- воспитательное; здоровьесберегающее; творческое; коммуникативное; психологическое сопровождение.

Информационно - познавательная составляющая проекта .

 Способы и методы

1.Буклеты с кратким описанием Северного края (население, флора, фауна Северного края, журналы, газеты).

2.Просмотр видеофильмов.

3.Встреч с сотрудниками МЧС, основателями нефтяной промышленности.

4.Проведение тематических викторин, вертушек, сюжетно-ролевых игр.

5.Состовление  карт Севера.

6.Приглашение библиотекаря: секции, выставка книг, карт и атласов Северного края, выдача книг для пользования.

Работа с родителями:

1.Помощь в создании развивающей среды (альбомы о севере, стенгазеты, изготовление макета чума, северного сияния и других принадлежностей быта народов севера…)

     2. Подготовка родителями рассказа о народах севера.

3.Сценарии «Старейшины на совете» - родители .

4.Подготовка домашнего задание «Влияние человека на природу» -эксперименты.

Организационный период.

День первый.

  1. Ввод детей в проектную деятельность.
  2. Встреча со старейшинами племен народов севера. (родители в костюмах народов севера)
  3. Знакомство с легендой.
  4. Выбор командира стойбище (лидер группы), шамана (воспитатель)

День второй.

1.«Снежная тропа». Знакомство детей с ремесленниками (каждый воспитатель знакомит детей с ремеслом народов Севера, проводит мастер класс).

2. «Протяни ладонь». Предлагается каждой группе пройти через ряд сложных ситуации, способствующих сплочению группы (психолог – игры на сплочение.)

День третий.

1.Знакомство с работой МЧС. Прохождение школы «Юного спасателя».

2.Оформление своего стойбища (флаг, символика…)

3.Вечерняя свечка. Вручение лицензий- разрешение на поисковые и спасательные работы.

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат организационного периода.

  1. знакомство с тематикой проекта.
  2. оформление стойбищ (групп).
  3. выявление творческих возможностей и личностных интересов детей.
  4. сплочение детского и взрослого коллектива (родители, воспитатели, педагоги дополнительного образования)
  5. выявление лидеров.

Ожидаемый результат основного периода.

Знакомство с народами Севера их обычаями и традициями, а также с культурой, образом жизни, народными промыслами и бытом. Празднование народными поселениями праздников, народных гуляниями.

Ожидаемый результат заключительного периода.

Получение детьми новых и закрепление имеющихся знании , в области экологии, культуры, поведения народов Севера.

Самореализация ребенка в творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала детей.

Приобретение опыта социального взаимодействия на основе общечеловеческих норм поведения.

Полноценное понятие о здоровом образе жизни.

Критерии отслеживания результата.

 Количественные:

-Количество детей, участвующих в мероприятиях и соревнованиях проекта;

- Количество родителей, участвующих в работе над проектом;

- Количество детей, посещающих библиотеку;

- Количество детей, получивших помощь по проблеме межличностных отношений.

Качественные:

-Наличие положительной динамики показателей;

-Эмоциональная оценка состояния детей: подведение итогов дня на вечерних  свечках, а так же на вечерних «Шаманских» кострах;

- Уровень активности детей в основных мероприятиях проекта;

-Уровень подготовки детей к мероприятиям (Знания, креатив, идеи)

Итоговому концерту (качество номеров), качество работ на выставках прикладного творчества.

Методы отслеживания  результатов.

- Проведение итогового анкетирования детей;

- Проведение ежедневного опроса эмоциональной оценке дня;

- Отчет психологической службы;

- Отчет методической службы;

- Результаты итогового мероприятия.

Словарь.

Стойбища – группы.

Чум –Совет старейшин – родители.

Вожак – капитаны групп.

Шаман – воспитатель.

Поляна – Актовый зал.

Сборище – группа.

Главный шаман – заведующий детского сада.

Кофе «Серебреное копытце» – столовая группы.

Нухуко – девочка – хранительница очага.

Птица – символ живого - групповые мероприятия.

Люлька – отбой (тихий час)

Нухукова – ритуал, обряд.

Пидтямя пя – книга жизни (карта.)

Традиции.

Театрализованная встреча детей родителями (старейшины).

Посиделки в чуме.

Национальные состязания, игры.

Встречи с интересными людьми.

Праздник  «Северное сияние» 

  1. 1.     План- сетка проекта Зимовка  «Сияние Севера».

День

Число

Мероприятия

Ответственный

Костер Дружбы

(свечка)

 

 

  1. Ввод детей в проектную деятельность.
  2. Встреча со старейшинами племен народов севера. (родители в костюмах народов севера)
  3. Знакомство с легендой.
  4. Выбор командира стойбище (лидер группы), шамана (воспитатель)

Воспитатель.

Родители.

Беседа с детьми

 - Жизнь на севере.

 

 

 «Протяни ладонь». Предлагается каждой группе пройти через ряд сложных ситуации, способствующих сплочению группы (психолог – игры на сплочение.)

Воспитатель.

Психолог.

«Расскажи мне о себе»

 

 

1.Знакомство с МЧС. Прохождение школы «Юного спасателя».

2.Оформление своего стойбища (флаг, символика…)

3.Вечерняя свечка. Вручение лицензий- разрешение на поисковые и спасательные работы.

 

 

 

 

Заведующий.

Воспитатель.

«Знаешь ли ты традиции  народов севера»

 

 

 Общий сбор

Совет «Старейшин».

 

Воспитатель.

Родители.

«Свалка по имени «Земля»

 

 

Общий сбор.

День тепла. Подготовка

 - Создание своего национального жилища КТД «Каждому по юрте»

- Чай питие в юрте «Задушевный разговор»

- Конкурс национальных костюмов, народов севера.

- театрализованное, костюмированные встреча племен.

- Детская дискотека.

Воспитатель.

Музыкальный работник.

«Моё родословное…»

 

 

Общий сбор.

День спортивных национальных игр, развлечении, соревновании.

- Зимняя ярмарка (катание на лошадях)

- Вечерние гуляния.

«Ледовый перепляс»

Заместитель заведующего.

Воспитатель.

Музыкальный работник.

Инструктор по ФИЗО.

«Я люблю свою малую Родину», «Фамильный герб»

 

 

Общий сбор.

День Здорового Образа Жизни.

- Открытие национальных олимпийских игр.

- Спортивная викторина

- Тематическая программа здоровом образе жизни «Твой выбор»

Родители.

Заместитель заведующего.

Воспитатель.

Музыкальный работник

Инструктор по ФИЗО.

«Я за здоровый образ жизни»

 

 

Общий сбор.

- Отборочный тур талантов из национальных поселений.

- Лепка снежных фигур

«Музей снежных фигур»

- Фотосессия

-« Интеллектуальный марафон»

Заместитель заведующего.

Воспитатель.

Родители.

«Спасем мир от невежества и тьмы»

 

 

Общий сбор.

- Выпуск экспресс-газеты (каждым из поселении)

- Спорт – Шоу

- Творчески вечер. Поэты народов Севера

Заместитель заведующего.

Воспитатель.

Музыкальный работник.

Инструктор по ФИЗО.

«Интересный мир»

 

 

Общий сбор.

День чистоты и порядка.

- Предрождественская почта

- Путешествие в машине времени

- Вечер юмора и смеха. «Смешные небылицы, необыкновенные истории» .

Воспитатель.

Музыкальный работник.

Родители.

«Моё будущее»

 

 

Общий сбор.

- Подготовка к рождеству

- Викторина «Бескрайний север» 

- Традиции (театральное представление одной из традиции народов севера)

Воспитатель.

Музыкальный работник.

Родители.

«Я пришел на эту землю, чтобы…»

 

 

Общий сбор.

- Сюжетно-ролевая игра «Возрождение»

- Ярмарка ремёсел

- Рождественский ужин

- Рождественская дискотека (маскарад, аттракционы, лотерея)

- Рождественские гадания

- Вечерние посиделки

 

Воспитатель.

Музыкальный работник.

Родители.

«Я никогда не…»

 

 

Общий сбор.

-« Мир в котором Я живу»

- Подведение итогов

- Подготовка к концерту закрытия

- «Объединение» (костровое место)

- Дискотека

Воспитатель.

Музыкальный работник.

Родители.

Подведение итогов.

Письмо в будущее.

Заполнение анкет друзьям.

 ЛИТЕРАТУРА

 1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2003

2.   Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000.

3.  Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – Екатеринбург, 2000.

4.  Северные города – Ирена Герцевич -2000г.

5.  Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. – М., 2002.

6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.

7.    Вкус ягоды Ямальской – т. Романенко- 2008

8. Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников. Книга для учителя. Под ред. О.С.Газмана. – М., 1

 9. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.   17. Матвеев В.Ф., Матвеева Л.Г. 99 советов на одно лето. – М., 1966.

10. Нагавкин С.В. Коллективная организация творческой жизни и воспитательной работы в пионерском лагере. – Л., 1975.

11.  Новые ценности образования: философия и педагогика каникул. Выпуск № 8. – М., 1988.

12. Организация увлекательной жизнедеятельности в ДОЛ. – Ставрополь, 1992.

13.Сборник экскурсии по Северному краю-Пуровский комитет образования-2004г.

14.  Педагогика школьных каникул: Методическое пособие. – М., 2000г.

15. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени: Учеб. пособие. - М., 1991.

16. Сысоева М.Е. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря. – М., 1998.

17. Природа Тюменского севера –В.К.Рябицева. 1991г.

 

18. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб., 1996.

19. Шмаков С.А. Каникулы: прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. – М., 1994.

20. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М., 1997.

21.Журналы «Вожатый», «Вожатый века», «Народное образование», «Внешкольник», «Воспитание школьников».

 

 

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002279

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 7197
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.