"Начальный курс шахматного обучения дошкольников 5-7 лет "Семь королей"

  ср., 31.07.2013

Авторы:

Пастревич Ирина Владимировна,

заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, 

Кирпиченкова Анна Николаевна,

воспитатель

МДОУ "Центр развития ребёнка

"Детский сад "Умка" г. Надыма

В пособии предложено описание начального курса шахматного обучения дошкольников «Семь королей». Проект разработан в целях развития инновационных форм деятельности дошкольного образовательного учреждения и реализации технологий нового поколения в свободной деятельности воспитанников. Проект рассчитан на срок реализации – 2 года.

Адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, тренерам шахматных клубов для старших дошкольников.

Печатается в сокращении.  Полная версия:  Проект Семь королей.docx (4.7 МБ)

Паспорт проекта

Наименование проекта

Семь королей

Основания для разработки проекта

  1. Конвенция о правах ребенка;
  2. всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
  3. ФЗ от 24 июля1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  4. закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
  5. семейный кодекс РФ;
  6. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года;
  7. санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.2660-10;
  8. Федеральные государственные требования    к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009 №655;
  9. программа развития ДОУ 2013-2018гг;
  10. образовательная программа ДОУ;
  11. программа становления методической работы в ДОУ 2013-2018 гг.4
  12. приказ Минобразования России № 2211 от 18.05.2004 “О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации”

Разработчик проекта

Пастревич Ирина Владимировна. Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МДОУ «Детский сад «Умка».

Цель проекта

обеспечение элитного дошкольного образования и наиболее полного использования интеллектуального потенциала воспитанников при наличии рационального обогащенного образовательного пространства.

Задачи проекта

  1. развивать интеллектуальные и личностные качества детей;
  2. содействовать полноценному гармоничному развитию детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  3. формировать общую культуру личности;
  4. создать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую развитию активности ребенка в шахматной игре и других видах деятельности, проявлению у него любознательности и творчества;
  5. организовать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию в современной социокультурной среде;
  6. формировать предпосылки учебной деятельности;
  7. обучить старших дошкольников элементарной шахматной игре;
  8. развивать стремление к познанию. 

Сроки реализации проекта

2 года обучения

Этапы реализации проекта

1 этап – организационный – 1 месяц;

2 этап – этап практической реализации – 7месяцев – 1 год обучения, 7 месяцев – 2 год обучения;

3 этап – аналитический /итоговый/ - 1 месяц.

Ожидаемый результат

  1. приобретение ребенком всего комплекса интегративных качеств;
  2. активное вовлечение детско-взрослого сообщества в социум;
  3. овладение ребенком элементарными навыками шахматной игры.  

Территория реализации проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка «Детский  сад «Умка» г.Надыма»

Целевые группы

  • Воспитанники ДОУ;
  • Педагогические работники ДОУ;
  • Родительская общественность;
  • Воспитанники ДОУ Надымского района;
  • МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Добрый свет»;
  • Начальное звено МОУ СОШ №1.

Раздел 1.

Теоретическое обоснование проекта

Основное содержание психического развития дошкольника составляет формирование внутренних действий. Но внутренние действия не появляются сами собой, а возникают в результате перехода "внутрь" внешних, практических действий. С 5 лет дети способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры "внутрь" – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с дошкольного возраста, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Положительный опыт преподавания шахмат малышам накоплен как у нас в стране – в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске, Волгограде, Набережных Челнах, так и за рубежом – в Венгрии, Германии, Испании, Франции и других странах.

В биографиях выдающихся шахматистов, отмечается, что X. Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев, Ю. Гагарин и многие другие.

Раздел 2.

Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект

Все увеличивающиеся информационные потоки – знамение нашего времени. Новая информация, которая крайне тяжело усваивается взрослыми людьми, легко и непринужденно входит в непосредственную жизнь ребенка. Современный ребенок имеет более высокий уровень интеллектуального развития, логического мышления, развития познавательных функций.

Но, в настоящее время прослеживается тенденция уменьшения дополнительного образования для способных и одаренных детей, тем самым невостребованными остаются быстро приобретаемые в процессе современной жизни способности малышей.

Проект по раннему обучению дошкольников 5-7 лет азам шахматной игры «Семь королей» - решает проблему невостребованности возросших умственных способностей малышей и дает возможность получения элитного, т.е. максимально качественного образования на дошкольной ступени.

Раздел 3.

Описание проекта

Проект «Семь королей» разработан на основе уникальной методики обучения игре в шахматы дошкольников Игоря Сухина.

Проект «Семь королей» построен на поэтапном введении в свободную детскую деятельность тематических образовательных ситуаций:

1 этап – презентация;

2 этап – совместная деятельность взрослого и ребенка;

3 этап – самостоятельная деятельность детей.

            Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта обучения игре в шахматы и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:

— широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

— применение нестандартных дидактических заданий и игр;

— детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

— преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

— выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

— разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

— неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

            Сам курс максимально простой и учитывает возрастные особенности детей: в неделю вводится не более одного нового понятия.

Образовательная деятельность по обучению воспитанников игре в шахматы, осуществляемая в ходе режимных моментов строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Модель интеграции, представленная в данном пособии – многоуровневая:

  1. 1.      Уровень общих целей и задач – в основной образовательной области «Познание», реализуемой в ходе шахматного обучения - наряду с решением конкретных специфических задач реализуются общие цели программы – формирование интегративных качеств, в том числе универсальных предпосылок учебной деятельности, развитие воображения, творчества и т.д.
  1. 2.      Уровень общих дидактических принципов – основой для проектирования образовательного процесса является ДСДМ Л.Г.Петерсон, конкретизированная на дошкольной ступени образования. Создание образовательной среды происходит на основе дидактических принципов, которые позволяют организовать единый воспитательно-образовательный и здоровьесберегающий процесс:

- принцип психологической комфортности

- принцип деятельности

- принцип целостного представления о мире

- принцип творчества

- принцип вариативности

- принцип минимакса

- принцип непрерывности

  1. 3.      Уровень общей технологии организации образовательного процесса – практическая реализация системы дидактических принципов инструментально обеспечивается технологией «Ситуация» (модификация ТДМ обучения Л.Г.Петерсон с учетом специфики дошкольного детства). Причем рекомендуется использование как целостной образовательной технологии, так и ее фрагментов с учетом методической целесообразности.
  1. 4.      Уровень содержания разных образовательных областей –образовательная область «Познание» содержательно связана со всеми другими областями. Разные образовательные области обогащают содержание друг друга, раскрывая различные аспекты одного и того-же явления, углубляя понимание и обеспечивая целостность восприятия. Детям таким образом дается возможность по-разному проживать полученную информацию, ведь информация осваивается через разные каналы восприятия: слуховой, зрительный, кинестетический.
  1. 1.      Уровень организационных форм взаимодействия с детьми– индивидуальная, коллективная, групповая, подгрупповая, в парах. А.Франс справедливо считал, что: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», а Д.Максвелл любил повторять: «Нет лучше метода сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в как можно более разнообразных формах». Поэтому во время путешествия ребят в удивительный мир деревянных королей, используется широкий арсенал форм работы: шахматные сказки, ребусы, загадки, занимательные задачи, викторины, игры, мультимедийные презентации, лепка, рисование, чтение художественной литературы и другие.
  1. 2.      Уровень организационных форм взаимодействия с семьями воспитанников – на сегодняшний день семья  - полноправный участник ВОП: программа предлагает наиболее эффективные формы взаимодействия с семьей и социумом по шахматному обучению дошкольников.

Все представленные уровни интеграции реализуются на основе единого комплексно-тематического планирования.

Раздел 4.

Мероприятия по реализации проекта «Семь королей»

Наименование направлений и мероприятий

Сроки исполнения

 

 

Ответственные исполнители

участники

Примечания

Организационный этап

1.

Создание обогащенной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ:

- организация помещения для занятий;

- оснащение помещения необходимым оборудованием (шахматные столы, игральные наборы, выставочные стеллажи, тематический библио-видеофонд, мультимедийная коллекция, наглядный материал, мультимедийное оборудование);

- разработка методического обеспечения проекта

2 месяца

Заместитель заведующего по УВР

 

2.

Рекламная компания, формирование общественного мнения о проекте

в течение образовательного процесса

Заместитель заведующего по УВР ДОУ; Надымская студия телевидения; газета «Рабочий Надыма»

 

Основной этап реализации проекта

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация дидактического оснащения реализации проекта:

- Организация шахматного уголка в группе;

- Альбом «В стране деревянных королей»;

- Альбом «Великие гроссмейстеры»;

- Книжки-малышки «Азбука маленького шахматиста», «Шахматные сказки», «Королевство в картинках»;

- Организация работы мини-музея, выставочной экспозиции «Черно-белое королевство»;

- Выставка детских творческих  работ «Ход конем»;

- Макеты: фрагменты шахматной доски, шахматных фигур;

- Фотовернисаж «С шахматами на ты»;

- Дидактические игрушки: шахматная матрешка, шахматные пирамидки, разрезные шахматные картинки, шахматное лото, шахматное домино, кубики с картинками шахматных фигур, темные и светлые кубики и др.

 

Образовательная деятельность:

Тематические образовательные ситуации:

-Шахматная доска

- Шахматные фигуры

-Начальное положение

-Ладья

- Слон

- Ладья против слона

- Ферзь

-Ферзь против ладьи и слона

-Конь

- Конь против ферзя, ладьи, слона

- Пешка

- Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня

- Король

- Король против других фигур

- Шах

- Мат

- Ничья

- Рокировка

- Шахматная партия

Развлекательно-игровые и развивающие программы:

- мастер-класс по шахматной игре;

- Турнир «Поиграй со мной гроссмейстер»;

- Мюзикл «Куда идет король?»;

-Развлечение «Шахматная ярмарка»;

- Презентация «О, этот яркий черно-белый мир»;

- Изобразительная мастерская «Пешка.Ферзь.Король.»;

- Спортивный праздник «Страна черно-белых королей»

Кульминационное мероприятие:

- звездный шоу-турнир «Что могут короли!»

Совместные мероприятия с родителями:

- шахматный турнир взросло-детских команд;

- энциклопедия для родителей «Малыш и шахматы»;

- семейный конкурс творческих работ «Волшебные фигуры»

- тематическое консультирование «Педагогика с вариациями».

Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности:

- разработка комплексно-тематического планирования и приложений к проекту;

- ММП «Шахматные фигуры», «Простейшие комбинации», «Великие шахматисты» и др;

- пополнение библиотечки проектной деятельности в ДОУ.

Работа со СМИ:

- блок статей в печатные издания;

- блок сюжетов по ТВ.

1 месяц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в квартал

 

 

 

 

 

1 месяц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 раз в квартал

Методист

Педагог-тренер

Данный анонс мероприятий носит рекомендательный характер и допускает внесение корректив и изменений в ход воспитательно-образовательного процесса

Аналитический этап /итоговый/

1

Итоговый проектный день:

  • Творческий отчет педагогов о реализации проекта;
  • Мониторинг и анализ реализации проекта, на основе разработанных критериев;
  • Анализ сравнительной диагностики уровня развития детей, социализации; анализ влияния реализации проекта на динамику развития детей;
  • Корректировка плана проектной деятельности на основе анализа проведенной работы;
  • Пополнение банка данных о реализации проекта (мониторинг проведенных мероприятий, фото, видео, медиаархив, данные об участниках проекта)

1 месяц

Заместитель заведующего ДОУ по учебно-воспитательной работе

 

2

Отчет о реализации проекта в СМИ, интернете.

 

Заместитель заведующего ДОУ по УВР; СМИ

 

3

Итоговое отчетное родительское собрание:

  • Мультимедийная презентация «ДОУ, где все дети одаренные»;
  • Анкетирование родителей по итогам реализации проекта (удовлетворенность проведенной работой, уровень вовлеченности родителей в реализацию проекта, перспективы дальнейшего развития)

 

Заместитель заведующего ДОУ по учебно-воспитательной работе

 

4

Составление методического кейса материалов по итогам реализации проекта.

 

Заместитель заведующего ДОУ по УВР

 

5

Трансляция наработанного опыта на различных уровнях

 

Заместитель заведующего ДОУ по УВР

 

 Раздел 5.

Устойчивость проекта

Оценка актуального состояния внутреннего потенциала ДОУ

Оценка перспектив развития ДОУ в соответствии с инновационными преобразованиями

Сильная сторона

Слабая сторона

Благоприятные возможности

Риски

- реализация блока методических мероприятий обучающего, корректирующего, итогового характера в рамках проектных дней;

- задействование имеющихся ресурсов, собственных источников финансирования;

- пропаганда деятельности ДОУ в СМИ;

- консолидация усилий ДОУ и социальных партнеров;

- использование образовательных технологий нового поколения.

- педагоги, имеющие педагогический опыт менее 5 лет;

- недостаточный объем финанси-рования.

- профилактика профессиональной стагнации педагогов за счет включения в иннова-ционную деятель-ность;

- продвижение ин-новационных об-разовательных технологий;

- формирование привлекательной позиции дошколь-ника – интеллектуала;

- формирование активной позиции всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

- неполная реализация проекта из-за нестабильности педагогического персонала⃰;

- неполное оснащение шахматного центра необ-ходимым оборудованием.

 ⃰ Для минимизации рисков в ДОУ реализуется программа кадрового маркетинга «Работа, которая Вам идет!»

 

Раздел 6.

Ожидаемые результаты и перспективы

Инструменты мониторинга и оценки проектной деятельности

Критерий

Баллы

Любознательный, активный

  1.  

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, активно участвует в «открытии» новых знаний; испытывает положительные эмоции при «открытии» новых знаний; знает различные средства получения информации (спросить у взрослых, старших детей, познавательная литература, Интернет, телевидение и т д), пытается их использовать

    -активен в получении информации познавательного характера, задает много вопросов взрослым, интересуется справочной литературой и другими способами получения информации.

   - не проявляет выраженной инициативы в получении информации, но проявляет интерес, положительные эмоции при столкновении с новой информацией, внимательно смотрит познавательные программы по телевидению и т д.

   - не проявляет инициативы в получении информации, не интересуется информацией, поступающей извне; имеет очень узкий круг интересов.

   2

 

1

 

 

0

 

  1.  

Способен самостоятельно действовать (в различных видах детской деятельности, в повседневной жизни). Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения разными способами.

   - проявляет выраженное стремление действовать самостоятельно в разных видах деятельности (шахматная игра, дидактические игры, инсценировки), пытается самостоятельно преодолеть возникшие затруднения, при необходимости может обратиться за помощью к взрослым.

   - стремление к самостоятельности выражено недостаточно: при затруднениях ребенок практически сразу обращается за помощью, либо проявляет тревожность, недовольство, однако активно откликается на подсказки, помощь, с удовольствием действует при поддержке (даже пассивной) взрослого.

   - при необходимости самостоятельных действий отказывается от деятельности; при затруднениях сразу же теряет интерес, прекращает выполнять действие и не возвращается к нему либо проявляет агрессию, ломает предметы, игрушки. На попытки взрослого помочь не реагирует или реагирует агрессивно.

2

1

 


 

0

  1.  

Задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность, интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности

   - активно задает вопросы об интересующем предмете или явлении (например, история шахмат, факты, связанные с биографиями шахматистов и др); с удовольствием познает суть ходов и комбинаций, самостоятельно совершает разнообразные пробные действия с фигурами, по собственной инициативе вступает в игру, наблюдает за игрой, пробует воспроизвести ходы.

   - не проявляет собственной инициативы в познании, но с интересом участвует в совместной деятельности по изучению чего-либо, выслушивает объяснения взрослого, совершает разнообразные пробные действия по инициативе взрослого.

   - не проявляет выраженного интереса к деятельности, исследовательской работе, быстро отвлекается и стремится к привычной деятельности.

 

 

2

1

0

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми

  1.  

Активно общается со сверстниками и взрослыми. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

   - проявляя собственную активность, без участия и помощи взрослого договаривается, распределяет действия при сотрудничестве, соблюдает правила взаимодействия в парах, в группах, правила игры. Высказывает свою точку зрения в обсуждениях, используя различные речевые средства.

   - не проявляет собственной инициативы при осуществлении взаимодействия со сверстниками и взрослыми, при необходимости работать в парах и в группе нуждается в помощи и напоминании взрослого о правилах сотрудничества; участвует в диалоге, выражает свое мнение преимущественно по просьбе взрослого или инициативе других детей.

   - не проявляет собственной инициативы при взаимодействии со сверстниками, в спорных ситуациях может проявлять агрессивное поведение, не проявляет какого-либо интереса и собственной инициативы при коллективных обсуждениях; при прямом обращении отвечает односложно «да/нет»

 

 

2


1


0

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений

  1.  

Ведет себя в общественных местах, при взаимодействии с другими людьми преимущественно в соответствии с элементарными общепринятыми нормами и правилами, а не с сиюминутными желаниями и потребностями (например, во время шахматных турниров)

   - самостоятельно выполняет различные правила, сам при необходимости корректирует свое поведение в соответствии с нормами (например, здоровается с противником по игре, вежливо общается, несмотря на поражение в игре, продолжает игру, даже если окружающая обстановка незнакома и вызывает интерес и т д)

   - частично выполняет правила поведения; при напоминании или помощи взрослого может исправлять свое поведение в соответствии с нормами и правилами.

   - не выполняет общепринятых норм и правил поведения; напоминание или помощь воспитателя имеют кратковременный эффект.

 


2

 

1

0

  1.  

Способен проговорить простейший алгоритм выполнения определенного действия – после вопроса взрослого: «Как ты будешь выполнять это задание?» 

   - самостоятельно, без ошибок перечисляет последовательность действий для достижения требуемого результата. В случае ошибки, сам замечает это и исправляется.

   - способен правильно выполнить алгоритм действий, но для его проговаривания необходима помощь взрослого. Может забывать отдельные действия, но исправляется при вопросе-напоминании взрослого.

   - применяет случайные стратегии выполнения действия, не способен словами обозначить необходимую последовательность действий.

 


2

1

0

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),

 адекватные возрасту

  1.  

Может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для решения различных задач; в зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач

   - при решении новой задачи ребенок самостоятельно выбирает подходящие способы, комбинирует их; может привлекать различные источники получения необходимой информации (Например, при наблюдении за игрой других детей перенимает что-то у них, уточняет у тренера, как лучше сделать тот или иной ход).

   - при решении новой задачи для выбора наиболее подходящих способов ее решения необходима помощь взрослого.

   - при решении задачи ребенок использует стереотипные способы действий, которые выбирает с опорой на случайные стратегии; при возникновении затруднения теряет интерес к задаче, возвращается к привычной деятельности.

 

2

 

1

 

0

 

  1.  

Может осуществлять первичную общую самооценку на основе критериев, предъявляемым к результатам деятельности

   - может правильно оценить полученные результаты деятельности, способен кратко аргументировать свои оценки с упоминанием требований.

   - может оценить результаты деятельности других, но не может объяснить свою позицию, при оценке своих результатов необходима помощь взрослого.

   - не может правильно оценить результаты деятельности окружающих; выносит оценки, противоречащие критериям, основанные не на анализе.

 

2


1

 

0

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

  1.  

Умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями). Умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму (3-4 шага); слушает взрослого и выполняет его инструкции

   - самостоятельно, по собственной инициативе стремится к тому, чтобы выполняемые действия соответствовали требованиям, запрашивает у взрослого промежуточные и итоговые оценки: «Правильно?», «У меня так получилось?». Корректирует свои действия в соответствии с образцом, инструкцией, требованиями при напоминании взрослого.

   - не проявляет инициативы в оценке промежуточных результатов действия, но может корректировать свою работу в соответствии с образцом, инструкцией, требованиями при напоминании взрослого.

   - не стремится к соответствию своих действий требованиям, делает «как получится», не может корректировать свои действия в соответствии с образцом, не выполняет инструкции взрослого.

 

2

 

1

 

0

  1.  

Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу; активно использует различные способы преодоления затруднения

   - ребенок самостоятельно фиксирует свое затруднение; в простейших случаях выявляет его причину и определяет познавательную задачу; предлагает подходящие способы преодоления затруднения.

   - ребенок фиксирует свое затруднение; нуждается в помощи взрослого при выявлении его причины и определения познавательной задачи; предлагает способы преодоления затруднения.

   - ребенок не фиксирует свое затруднение даже после наводящих вопросов взрослого.


2

1


0

  1.  

Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые позволили его достичь

   - ребенок в простейших шахматных партиях самостоятельно проговаривает условия, которые позволили достичь результата.

   - ребенок проговаривает достигнутый результат; но условия, которые позволили его достичь может проговорить только после наводящих вопросов взрослого.

   - ребенок не может проговорить условия достижения результата даже после наводящих вопросов взрослого.

 

2

 

1

0

4.

 Способен сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут

   - в течение указанного времени в ходе образовательных ситуаций может действовать целенаправленно, самостоятельно, не отвлекаясь.

   - выполняя задание в течение указанного времени, может отвлекаться, но после этого каждый раз самостоятельно возвращается к выполнению задания.

   - быстро отвлекается, теряет интерес к заданию, самостоятельно к нему не возвращается.

 

 

2

1

 0

Овладевший необходимыми умениями и навыками

  1.  

Владеет элементарными навыками шахматной игры

   - ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; проявляет творчество во время турнира (игры), свободно рассуждает и обосновывает каждый ход

   - при шахматной игре необходима помощь взрослого

  - не ориентируется в расстановке и возможностях в игре каждой фигуры; не способен просчитать несколько ходов вперед, ходы соперника; не проявляет творчество во время турнира (игры), не рассуждает и не обосновывает каждый ход; не проявляет интереса к шахматной игре.

 

2

1

0

Высокий уровень – от 1, 7 до 2 баллов

Средний уровень – от 1 до 1,6 баллов

Низкий уровень – от 0 до 1,9

Раздел 7.

Сведения о лицах, участвующих в проекте

ФИО

Должность

Значимые данные

Основные функции

1

Клюжева Анна Евгеньевна

Заведующий ДОУ

Образование высшее;

1 квалификационная категория

 

Материально-техническое обеспечение реализации проекта

2

Пастревич Ирина Владимировна

Заместитель заведующего по УВР

Образование высшее;

1 квалификационная категория

Методическое оснащение реализации проекта

3

Макеева

Елена Витальевна

Методист

Образование высшее;

1 квалификационная категория

Мультимедийное, компьютерное, фото- и дидактическое обеспечение реализации проекта с детьми дошкольного возраста

4

Кирпиченкова Анна Николаевна

Воспитатель

Образование высшее

Педагогическая реализация проекта

 

Сведения о привлекаемых специалистах

ФИО

Должность

Основные функции

1.

Луценко

Марина Николаевна

Заместитель директора по науке МОУ СОШ №1

Координация совместной деятельности

2.

Клименко

Валентина Ивановна

Директор МУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Добрый свет»

Координация совместной деятельности

 

Используемая литература:

  1. Шахматы для всей семьи (+СD с обучающими видеоуроками и симуляторами игр) / С.В. Мазаник. – СПб.: Питер, 2010.
  2. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.:Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.
  3. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.
  4. Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
  5. Шахматы для детей. Шахматы для будущих чемпионов: пер. с англ. / Тед Ноттингем, Боб Уэйд, Эл Лоуренс. – М.: Астрель; АСТ, 2010.
  6. 25 уроков шахмат / С.Б. Позин. – М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2011.
  7. сайт http://2ls.ru.
  8. сайт http://royallib.ru.

Приложение:

Материалы для бесед с детьми.

Картотека обучающих игр.

Консультативный материал для родителей.

«Свидетельство о публикации»  Серия А № 0002114, Серия А № 0002115 отправлено 6 августа 2013 г. квитанция №  62502663120076

Внимание! Настоящее пособие является объектом права собственности и защищено Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Пособие может быть использовано для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 3
Анна 30.03.2014 00:36 #
Пожалуйста, перед разделом 4 удалите фото моего сына, я согласие не давала!
Нина 27.06.2017 11:08 #
Спасибо1 Молодец!!!!
молодец 13.09.2018 14:59 #
очень полезная информация спасибо
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 15916
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.