Краткосрочный проект "Русские народные сказки"

  чт., 25.01.2024

Руководитель проекта:

Карякина Ирина Сергеевна

педагог-психолог

МАДОУ "ДС "Ручеёк" ЯНАО, г. Новый Уренгой

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Продолжительность проекта: краткосрочный

Срок реализации проекта: 01.11. -20.11.21. (ноябрь-декабрь 2022)

Тип проекта: познавательно – воспитательный.

Руководитель проекта: Педагог-психолог- Карякина И.С.

Участники проекта: дети старших групп № 2, № 4; родители воспитанников, воспитатели групп, узкие специалисты. 

Возраст детей: 5-6 лет.

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, развития воображения и фантазии, развитие навыков нетрадиционного рисования. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Актуальность проекта

У современных детей замечается снижение интереса к чтению. Они всё больше времени проводят за интернетом и телевизором. Следствием этого является упрощение и огрубление  их речи и мышления, а в дальнейшем возникают проблемы в обучении и воспитании. В своем проекте я рассмотрела роль народных сказок как «инструмент»  в формировании личности и основных психологических аспектов  каждого ребёнка.

Сказки — это коллективно созданные традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности. [№1 С.204] Как правило, сказки рассчитаны на детей. Народные сказки сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которая связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством.

Народная сказка- это так сказка, в которой нет конкретного автора, она передавалась из уст в уста через народ. В народной сказке сочетаются и логическая мысль, и поэтический образ. Простота языка, его приближённость к разговорной речи, богатство образов, увлекательность сюжета позволяют использовать сказку в качестве замечательного этнопедагогического средства (этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов).

Воспитание-это  процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной, культурной деятельности. Народные сказки неотъемлемые помощники воспитательного процесса. Первый воспитательный аспект сказки - это её содержание. В них рассказывается о жизни, быте, занятиях, обычаях и нравах народа. Сказка помогает ребёнку поверить в силу добра,побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.

Сказки – это не просто забава, интересное чтиво или заполнение досуга. Они носят огромную воспитательную функцию. Что делает сказка? Она в метафоричной и одновременно доступной для ребенка форме доносит правила взаимоотношений между людьми, рассказывает о том, что такое хорошо, а что такое плохо, что есть зло и добро. 

Помимо закрученного сюжета, сказки позволяют ребенку прочувствовать эмоции героев, встать на их место, научиться, как действовать в той или иной ситуации. С помощью сказок ребенок может усвоить ответы на достаточно сложные вопросы морали и нравственности. Значение сказок в воспитании ребенка трудно переоценить.

За счет метафоричности они доносят до ребенка ту или иную систему взаимоотношений. Именно поэтому, например, Юнг рассматривал сказки как явление коллективного бессознательного. Первые сказки – это результат, в первую очередь, устного народного творчества, именно в них отражаются моральные и нравственные ценности общества. 

существуют специально разработанные педагогами и психологами сказки, которые называют дидактическими.

В сказочную форму «упаковывается» учебный материал, который в силу возраста очень легко усваивается детьми. 

Все эти сказки обладают психотерапевтическим эффектом. Именно поэтому они используются в психотерапии - с помощью сказочного образа легко усвоить новый материал, установить нравственные понятия, научить способам и правилам поведения, показать, как справляться со страхами и тревожными состояниями. Весь этот арсенал сказок используется в сказкотерапии – лечении сказкой. 

В зависимости от той проблемы, которая имеется у ребенка, подбирается, придумывается или специально разрабатывается соответствующая сказка. Кроме того, через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или стесняются рассказать взрослым - страх, одиночество, неуверенность в себе, грубое отношение со стороны воспитателей или близкого человека.

В сказках красочно описываются природные явления, во многих из них участвуют как дикие, так и домашние животные, приводятся задачи, загадки и их разгадки, которые расширяют кругозор, обогащают знания об окружающем мире. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Идеал человека, который показывается в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель. При этом идеал это дифференцирован: идеал девушки, юноши, идеал ребёнка (девочки, мальчика). Сказочные принципы - это победа добра над злом, преодоление трудностей, патриотизм, трудолюбие, взаимная поддержка и т.д. [№7 С.224] 

Цель:

* Развитие активной социальной позиции дошкольника. Проект направлен на профилактику возникновения дискомфорта в общении у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы в детском коллективе.

* Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

*  Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках;

* Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивного представлений о Родине, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов проживающих на территории России.

Задачи:

*  развитие коммуникативных навыков;

* развитие воображения;

* развитие выразительности речи;

* формирование способности эмоциональной саморегуляции;

* овладение ребенком “языком” эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния;

* обучение способам выражать эмоции;

* обогащение и активизация словарного запаса;

* снижение агрессивности;

* гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого.

* Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и русскими народными сказками, стимулировать их совместное творчество с детьми, для создания иллюстрации к сказкам;

* Расширять представления у детей о Родине, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в России.

Этапы проекта

       I.            Подготовительный
  • Разработка плана по реализации проекта;
  • Подбор и изучение литературы, методик , нетрадиционных техник рисования;
  • Подбор материала для детей, родителей, педагогов;
  • Познакомить родителей и педагогов с проектом; обогащение развивающей среды в пространстве групп ДОУ.
    II.            Основной
  • Чтение Русских народных сказок по проекту;
  • Беседа для воспитателей «Русское народное творчество как средство народной педагогики в ДОУ»
  • Консультации для родителей и педагогов:

 «Сказкотерапия в жизни дошкольника»;

  • Занятие  « Куклы-обереги. Кувадка.  »
  • Прорисовка сказок по проекту;
  • Изготовление лэпбука «Русские народные сказки»;
  • Театрализация сказки « Теремок »;
  • Выставка рисунков «Русские народные сказки».
 III.            Заключительный
  • Создание художественного альбома из детских рисунков «Русские народные сказки»;
  • Итоговый показ презентации проекта «Русские народные сказки»

Формы реализации проекта:

  • совместная деятельность в режимных моментах;
  •  творческая деятельность детей;
  •  совместная деятельность родителей и детей.

           Предполагаемые результаты методической разработки

  • Получение знаний о русских народных сказках.
  •  Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
  • Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
  • Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
  • Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью

нетрадиционных средств выразительности;

  • Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы;
  • Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога-психолога, ребенка и родителя, где родители смогут принять непосредственное и большое участие в работе группы.

Перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами

на ноябрь-декабрь 

Название мероприятия

 

Форма проведения

Сроки проведения

Участники мероприятия

Ответственные

Консультации по теме: «Русское народное творчество как средство народной педагогики в ДОУ»

 

Очная. В совместной деятельности

 

В течение 1  недели

 

Воспитатели, родители

Карякина И.С.

Чтение Русских народных сказок

 

  В совместной деятельности

В течении 1 недели

Воспитанники гр.№ 2,4

Шипиева Н.А.,

Овчареннко Т.Н.

Занятие на тему «Куклы-обереги. Кувадка »

 

 

В совместной деятельности

 

 

В течении 2-ой недели

Воспитанники гр.№ 2

Карякина И.С.

Шипиева Н.А.,

Создание лэпбука «Русские народные сказки»

 

 

 

В совместной деятельности

 

В течение 3 недели

 

 

Воспитанники гр. № 4

 

Карякина И.С.

 

 

 Игры «Народные развлечения»

 

 

 В совместной деятельности

4 неделя

 

 

 

 

 

 Воспитанники гр.№ 4

 

 

 

 

 Карякина И.С.

 

 

Прорисовка  1  сказки «Колобок».

+ создание книжки-малышки.

 

 

 

В совместной деятельности

 

 

4 неделя

 

Воспитанники гр.№ 2,4

 

Карякина И.С.

 

 

 

  Прорисовка 2-ой сказки «Война грибов против ягод»

 

 

  В совместной деятельности

 

 5 неделя

 

 Воспитанники гр.№ 2,4

 

 

  Карякина И.С.

Шипиева Н.А.,

Овчаренко Т.Н.

Прорисовка 3 сказки «Лиса и кувшин»

 

В совместной деятельности

6 неделя

Воспитанники гр.№ 2,4

 

Карякина И.С.

Шипиева Н.А.,

Овчаренко Т.Н.

 

 

 

В совместной деятельности

7 неделя

гр.№ 2 и

гр.№ 4

 

Карякина И.С.

Театрализация сказки «Теремок»

 

 

 

 

В совместной деятельности

 

 

8 неделя

 

 

 

Воспитанники гр.№ 4 

 

 

Карякина И.С.

Овчаренко Т.Н.

Выставка рисунков «Русские народные сказки»

 

В совместной деятельности

8 неделя

Воспитанники гр.№ 2 и № 4

Карякина И.С.

Шипиева Н.А.,

Овчаренко Т.Н.

Создание художественного альбома из детских рисунков ,

«Русские народные сказки» и

презентации проекта .

В совместной деятельности

По окончанию проекта

Дети, педагог-психолог

 

Карякина И.С.

 

        Основной этап проекта

    Чтение и беседы о Русских народных сказках

Консультации для родителей и педагогов: «Сказкотерапия в жизни дошкольника»
Занятие «Куклы-обереги. Кувадка» с группой № 2
Нетрадиционная техника рисования

«Пальчиковая живопись»

Прорисовка сказок по проекту

 

Создание книжки-малышки «Лиса и кувшин» 

Крылов Семен гр.№ 4

  Прорисовка сказок по проекту.

Создание лэпбука «Русские народные сказки»
Театрализация сказки «Теремок » 


Книжки-малышки по сказкам«Колобок» и «Лиса и кувшин»
Создание коллективной работы 

Выставка рисунков проекта  «Русские народные сказки»

Список литературы

1.      А.Н. Афанасьев Сборник «Народные русские сказки».2013.
2.     А. Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»2010.
3.      Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио,АСТ ,2000.
4.     Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
5.      Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
6.      Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М. : «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.
7.      Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей.» – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2004.
8.      Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования» М., Педагогическое общество России, 2007.
9.       Компанцева Л. В. «Освоение личностно-ориентированных технологий художественного образования детей дошкольного возраста: Сб. из опыта работы. Личностно-ориентированные технологии приобщения детей к искусству» Ростов н /Д., 2003.


«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011298

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 228
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.