Краткосрочный проект "Русские народные сказки" |
чт., 25.01.2024 |
Руководитель проекта:
Карякина Ирина Сергеевна
педагог-психолог
МАДОУ "ДС "Ручеёк" ЯНАО, г. Новый Уренгой
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта: 01.11. -20.11.21. (ноябрь-декабрь 2022)
Тип проекта: познавательно – воспитательный.
Руководитель проекта: Педагог-психолог- Карякина И.С.
Участники проекта: дети старших групп № 2, № 4; родители воспитанников, воспитатели групп, узкие специалисты.
Возраст детей: 5-6 лет.
Образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, развития воображения и фантазии, развитие навыков нетрадиционного рисования. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Актуальность проекта
У современных детей замечается снижение интереса к чтению. Они всё больше времени проводят за интернетом и телевизором. Следствием этого является упрощение и огрубление их речи и мышления, а в дальнейшем возникают проблемы в обучении и воспитании. В своем проекте я рассмотрела роль народных сказок как «инструмент» в формировании личности и основных психологических аспектов каждого ребёнка.
Сказки — это коллективно созданные традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности. [№1 С.204] Как правило, сказки рассчитаны на детей. Народные сказки сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которая связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством.
Народная сказка- это так сказка, в которой нет конкретного автора, она передавалась из уст в уста через народ. В народной сказке сочетаются и логическая мысль, и поэтический образ. Простота языка, его приближённость к разговорной речи, богатство образов, увлекательность сюжета позволяют использовать сказку в качестве замечательного этнопедагогического средства (этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов).
Воспитание-это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной, культурной деятельности. Народные сказки неотъемлемые помощники воспитательного процесса. Первый воспитательный аспект сказки - это её содержание. В них рассказывается о жизни, быте, занятиях, обычаях и нравах народа. Сказка помогает ребёнку поверить в силу добра,побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.
Сказки – это не просто забава, интересное чтиво или заполнение досуга. Они носят огромную воспитательную функцию. Что делает сказка? Она в метафоричной и одновременно доступной для ребенка форме доносит правила взаимоотношений между людьми, рассказывает о том, что такое хорошо, а что такое плохо, что есть зло и добро.
Помимо закрученного сюжета, сказки позволяют ребенку прочувствовать эмоции героев, встать на их место, научиться, как действовать в той или иной ситуации. С помощью сказок ребенок может усвоить ответы на достаточно сложные вопросы морали и нравственности. Значение сказок в воспитании ребенка трудно переоценить.
За счет метафоричности они доносят до ребенка ту или иную систему взаимоотношений. Именно поэтому, например, Юнг рассматривал сказки как явление коллективного бессознательного. Первые сказки – это результат, в первую очередь, устного народного творчества, именно в них отражаются моральные и нравственные ценности общества.
существуют специально разработанные педагогами и психологами сказки, которые называют дидактическими.
В сказочную форму «упаковывается» учебный материал, который в силу возраста очень легко усваивается детьми.
Все эти сказки обладают психотерапевтическим эффектом. Именно поэтому они используются в психотерапии - с помощью сказочного образа легко усвоить новый материал, установить нравственные понятия, научить способам и правилам поведения, показать, как справляться со страхами и тревожными состояниями. Весь этот арсенал сказок используется в сказкотерапии – лечении сказкой.
В зависимости от той проблемы, которая имеется у ребенка, подбирается, придумывается или специально разрабатывается соответствующая сказка. Кроме того, через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или стесняются рассказать взрослым - страх, одиночество, неуверенность в себе, грубое отношение со стороны воспитателей или близкого человека.
В сказках красочно описываются природные явления, во многих из них участвуют как дикие, так и домашние животные, приводятся задачи, загадки и их разгадки, которые расширяют кругозор, обогащают знания об окружающем мире. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Идеал человека, который показывается в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель. При этом идеал это дифференцирован: идеал девушки, юноши, идеал ребёнка (девочки, мальчика). Сказочные принципы - это победа добра над злом, преодоление трудностей, патриотизм, трудолюбие, взаимная поддержка и т.д. [№7 С.224]
Цель:
* Развитие активной социальной позиции дошкольника. Проект направлен на профилактику возникновения дискомфорта в общении у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы в детском коллективе.
* Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
* Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках;
* Формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивного представлений о Родине, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов проживающих на территории России.
Задачи:
* развитие коммуникативных навыков;
* развитие воображения;
* развитие выразительности речи;
* формирование способности эмоциональной саморегуляции;
* овладение ребенком “языком” эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния;
* обучение способам выражать эмоции;
* обогащение и активизация словарного запаса;
* снижение агрессивности;
* гармонизация взаимоотношений ребенка и взрослого.
* Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и русскими народными сказками, стимулировать их совместное творчество с детьми, для создания иллюстрации к сказкам;
* Расширять представления у детей о Родине, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в России.
Этапы проекта
I. Подготовительный- Разработка плана по реализации проекта;
- Подбор и изучение литературы, методик , нетрадиционных техник рисования;
- Подбор материала для детей, родителей, педагогов;
- Познакомить родителей и педагогов с проектом; обогащение развивающей среды в пространстве групп ДОУ.
- Чтение Русских народных сказок по проекту;
- Беседа для воспитателей «Русское народное творчество как средство народной педагогики в ДОУ»
- Консультации для родителей и педагогов:
«Сказкотерапия в жизни дошкольника»;
- Занятие « Куклы-обереги. Кувадка. »
- Прорисовка сказок по проекту;
- Изготовление лэпбука «Русские народные сказки»;
- Театрализация сказки « Теремок »;
- Выставка рисунков «Русские народные сказки».
- Создание художественного альбома из детских рисунков «Русские народные сказки»;
- Итоговый показ презентации проекта «Русские народные сказки»
Формы реализации проекта:
- совместная деятельность в режимных моментах;
- творческая деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
Предполагаемые результаты методической разработки
- Получение знаний о русских народных сказках.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
- Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
- Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
- Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью
нетрадиционных средств выразительности;
- Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы;
- Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога-психолога, ребенка и родителя, где родители смогут принять непосредственное и большое участие в работе группы.
Перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами
на ноябрь-декабрь
Название мероприятия |
|
Форма проведения |
Сроки проведения |
Участники мероприятия |
Ответственные |
Консультации по теме: «Русское народное творчество как средство народной педагогики в ДОУ» |
|
Очная. В совместной деятельности |
В течение 1 недели |
Воспитатели, родители |
Карякина И.С. |
Чтение Русских народных сказок |
|
В совместной деятельности |
В течении 1 недели |
Воспитанники гр.№ 2,4 |
Шипиева Н.А., Овчареннко Т.Н. |
Занятие на тему «Куклы-обереги. Кувадка » |
|
В совместной деятельности
|
В течении 2-ой недели |
Воспитанники гр.№ 2 |
Карякина И.С. Шипиева Н.А., |
Создание лэпбука «Русские народные сказки» |
|
В совместной деятельности
|
В течение 3 недели
|
Воспитанники гр. № 4
|
Карякина И.С.
|
Игры «Народные развлечения» |
|
В совместной деятельности |
4 неделя
|
Воспитанники гр.№ 4
|
Карякина И.С.
|
Прорисовка 1 сказки «Колобок». + создание книжки-малышки.
|
|
В совместной деятельности
|
4 неделя
|
Воспитанники гр.№ 2,4
|
Карякина И.С.
|
Прорисовка 2-ой сказки «Война грибов против ягод»
|
|
В совместной деятельности
|
5 неделя
|
Воспитанники гр.№ 2,4
|
Карякина И.С. Шипиева Н.А., Овчаренко Т.Н. |
Прорисовка 3 сказки «Лиса и кувшин» |
|
В совместной деятельности |
6 неделя |
Воспитанники гр.№ 2,4
|
Карякина И.С. Шипиева Н.А., Овчаренко Т.Н. |
|
|
В совместной деятельности |
7 неделя |
гр.№ 2 и гр.№ 4
|
Карякина И.С. |
Театрализация сказки «Теремок» |
|
В совместной деятельности
|
8 неделя
|
Воспитанники гр.№ 4
|
Карякина И.С. Овчаренко Т.Н. |
Выставка рисунков «Русские народные сказки» |
|
В совместной деятельности |
8 неделя |
Воспитанники гр.№ 2 и № 4 |
Карякина И.С. Шипиева Н.А., Овчаренко Т.Н. |
Создание художественного альбома из детских рисунков , «Русские народные сказки» и презентации проекта . |
В совместной деятельности |
По окончанию проекта |
Дети, педагог-психолог
|
Карякина И.С.
|
Основной этап проекта
Чтение и беседы о Русских народных сказках
«Пальчиковая живопись»
Прорисовка сказок по проекту
Крылов Семен гр.№ 4
Прорисовка сказок по проекту.
1. А.Н. Афанасьев Сборник «Народные русские сказки».2013.
2. А. Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»2010.
3. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио,АСТ ,2000.
4. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
5. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М. : «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.
7. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей.» – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2004.
8. Комарова Т. С. «Обучение дошкольников технике рисования» М., Педагогическое общество России, 2007.
9. Компанцева Л. В. «Освоение личностно-ориентированных технологий художественного образования детей дошкольного возраста: Сб. из опыта работы. Личностно-ориентированные технологии приобщения детей к искусству» Ростов н /Д., 2003.
«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011298
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf