Проект "Чудеса в русской избе"

  вт., 28.11.2023

Составитель:

Филинова Наталья Александровна

воспитатель

МАДОУ Голышмановский ЦРР - детский сад №4 "Ёлочка"

Вид проекта: творческий, познавательный, групповой.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети (5-6 лет), воспитатели, родители.

Актуальность: Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно - нравственное становление детей. Как же ввести дошкольников в мир русской культуры?

Мы начинаем с того, что понятно любому малышу - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.

Гипотеза: в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве, о жизни наших предков.

Задачи:

- формировать представления  об устройстве русской избы;

- познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

- развивать творческие способности детей при лепки из глины, рисовании и в работе с берестой.

- познакомить детей с  ручным  ткачеством, с коврами нашего края, с лоскутным шитьем.

- расширять словарный запас: изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, люлька, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;

- привлечь родителей в творческо - образовательный процесс.

Ожидаемые результаты проекта: 

- дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, узнают о народных играх, обычаях.

- изготовят макет русской избы;

- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Формы и виды работы с детьми:

-беседа-экскурсии;

-рассказ, чтение художественной литературы;

 - рассматривание быта и посуды, ковров и т.д.

-заучивание потешек, прибауток, закличек, частушек;

-использование русских песен и танцев;

 -проведение русских народных игр;

 -использование русских народных костюмов в праздниках и  самостоятельной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1этап. Подготовительный:

Изучение методической литературы, подборка иллюстраций, бесед для проведения различных видов деятельности.

Экскурсия в музей

Сбор материала для изготовления макета.

Предварительная работа по созданию мини-музея «Тряпичная игрушка».

Проведения с консультации  с родителями, привлечение их к проектной деятельности.

Расширение представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке и о быте наших предков:

- рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

- рассматривания ковров нашего региона, ручного ткачества, изделий из глины и бересты

- заучивание пословиц, поговорок, стихов.

- дидактические, пальчиковые, народные игры.

2 этап. Основной:

В ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа.

Проведение бесед на темы: «Русская печь», «Знакомство с народными традициями и обычаями», «Что такое русская изба?»

Экскурсия в Голышмановский краеведческий музей. 

 Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы русских народных сказок.

Театрализованные игры.

 

Заучивание потешек, прибауток, закличек. Использование русских народных песен и танцев.

Проведение русских народных игр. «У медведя во бору»,  «Гори, гори ясно», «Ручеек» и т.д.

 Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. Рассказ о народных обычаях и традициях.

 Рассматривание предметов быта и посуды. Изготовление основных деталей обстановки русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.)

Знакомство с глиняной посудой и ее лепка. 

Формирование представления у детей о бересте и изготовление поделок из нее.

Изучение искусства ручного ткачества и плетение из ниток ковриков.

 Знакомство с декоративной росписью и прикладным искусством.

Расширение знаний о русской народной игрушке, рассматривания тряпичных кукол в мини-музеи и их изготовление.

 

Планирование бесед, дискуссий с родителями на темы «Быт русского народа». Разработка консультаций для родителей «Мини-музей в детском саду». Привлечение родителей в проектную деятельность.

Изготовление макета «Русская изба».

3 этап Заключительный

Выставка коллективной работы мини-музей «Русская изба»

Презентация проекта.

 Список литературы

1.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. 

2. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. 

3. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников.

4.Гладкова Ю.  Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию.

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0011142

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 332
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.