Проект "Чудеса в русской избе" |
вт., 28.11.2023 |
Составитель:
Филинова Наталья Александровна
воспитатель
МАДОУ Голышмановский ЦРР - детский сад №4 "Ёлочка"
Вид проекта: творческий, познавательный, групповой.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети (5-6 лет), воспитатели, родители.
Актуальность: Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно - нравственное становление детей. Как же ввести дошкольников в мир русской культуры?
Мы начинаем с того, что понятно любому малышу - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.
Гипотеза: в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Цель: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве, о жизни наших предков.
Задачи:
- формировать представления об устройстве русской избы;
- познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- развивать творческие способности детей при лепки из глины, рисовании и в работе с берестой.
- познакомить детей с ручным ткачеством, с коврами нашего края, с лоскутным шитьем.
- расширять словарный запас: изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, люлька, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;
- привлечь родителей в творческо - образовательный процесс.
Ожидаемые результаты проекта:
- дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, узнают о народных играх, обычаях.
- изготовят макет русской избы;
- воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Формы и виды работы с детьми:
-беседа-экскурсии;
-рассказ, чтение художественной литературы;
- рассматривание быта и посуды, ковров и т.д.
-заучивание потешек, прибауток, закличек, частушек;
-использование русских песен и танцев;
-проведение русских народных игр;
-использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1этап. Подготовительный:
Изучение методической литературы, подборка иллюстраций, бесед для проведения различных видов деятельности.
Экскурсия в музей
Сбор материала для изготовления макета.
Предварительная работа по созданию мини-музея «Тряпичная игрушка».
Проведения с консультации с родителями, привлечение их к проектной деятельности.
Расширение представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке и о быте наших предков:
- рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.
- рассматривания ковров нашего региона, ручного ткачества, изделий из глины и бересты
- заучивание пословиц, поговорок, стихов.
- дидактические, пальчиковые, народные игры.
2 этап. Основной:
В ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа.
Проведение бесед на темы: «Русская печь», «Знакомство с народными традициями и обычаями», «Что такое русская изба?»
Экскурсия в Голышмановский краеведческий музей.
Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы русских народных сказок.
Театрализованные игры.
Заучивание потешек, прибауток, закличек. Использование русских народных песен и танцев.
Проведение русских народных игр. «У медведя во бору», «Гори, гори ясно», «Ручеек» и т.д.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. Рассказ о народных обычаях и традициях.
Рассматривание предметов быта и посуды. Изготовление основных деталей обстановки русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.)
Знакомство с глиняной посудой и ее лепка.
Формирование представления у детей о бересте и изготовление поделок из нее.
Изучение искусства ручного ткачества и плетение из ниток ковриков.
Знакомство с декоративной росписью и прикладным искусством.
Расширение знаний о русской народной игрушке, рассматривания тряпичных кукол в мини-музеи и их изготовление.
Планирование бесед, дискуссий с родителями на темы «Быт русского народа». Разработка консультаций для родителей «Мини-музей в детском саду». Привлечение родителей в проектную деятельность.
Изготовление макета «Русская изба».
3 этап Заключительный
Выставка коллективной работы мини-музей «Русская изба»
Презентация проекта.
Список литературы
1.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников.
2. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду.
3. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников.
4.Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию.
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0011142
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf