Проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Я люблю Тюмень"

  вс., 10.09.2023

Автор:

Шарипова Наргис Мадвалиевна,

воспитатель

МАДОУ детский сад № 85 города Тюмени

Актуальность проекта и характеристика проблемы В последние годы все более актуальной становится тема патриотического воспитания. Патриотическое воспитание является одним из важнейших компонентов нравственного воспитания. Начало патриотического воспитания должно быть положено в детстве – с дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что социально-коммуникативное развитие, среди прочего, направлено на усвоение моральных и нравственных ценностей, а познавательное развитие включает в себя формирование представлений о малой Родине и Отечестве. Это обусловило актуальность разработки и реализации данного проекта.

Значимость проекта состоит в формировании интереса детей к истории семьи и Тюмени. В рамках проекта использовались многообразные методы и формы работы, среди этих

форм и методов:

1) оформление патриотического уголка «Россия – наша Родина»;

2) организация праздника «День Победы»;

3) анкетирование родителей на тему «Семейные ценности»;

4) проведение занятия «Семейные традиции»;

5) проведение консультации с родителями на тему «Как рассказать ребенку об истории своей семьи»;

6) организация праздника «День флага России»;

7) создание стенда «Мой любимый город Тюмень»;

8) проведение физкультурного досуга;

9) организация презентации для детей «История и достопримечательности Тюмени»;

10) поэтический вечер «Стихи о родном городе Тюмени»;

11) организация экскурсии «Новогодняя Тюмень» по Тюмени с последующим рисованием.

Новизна проекта заключается в поиске современных способов патриотического воспитания, в том числе развития исследовательских умений дошкольников в изучении истории Тюмени.

Практическая социальная значимость результатов проекта. Организация проекта привлекает внимание к теме патриотического воспитания и развивает у детей коммуникативные навыки и исследовательские умения.

Цель проекта: патриотическое воспитание дошкольников.

Достижению цели проекта будет способствовать решение следующих

задач:

1) воспитание у дошкольников патриотических чувств;

2) формировать представления детей о городе Тюмени;

3) развивать познавательный интерес детей к изучению родного города;

4) обогатить знания детей об архитектурных сооружениях исторической части родного города.

1. Ключевые параметры проекта

Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений. К его ключевым параметрам относятся ресурсы, характеристики участников проекта, распределение их ролей, сроки и условия проектирования.

В настоящий период развития дошкольного образования метод проектирования получил широкое распространение в целях совершенствования воспитательно-образовательной практики. Метод проектной деятельности основан на понимании роли личности ребёнка в системе дошкольного образования.

В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определённым критериям выбирает оптимальный способ решения.

Ресурсы проекта Ресурсами является деятельность дошкольников старшего возраста, помощь со стороны родителей и воспитателей, методическая работа воспитателей по подготовке и организации мероприятий патриотической направленности.

Участники проекта:

1) дети старшего дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №85 города Тюмени;

2) администрация и педагоги детского сада;

3) родители дошкольников.

Роли участников проекта:

1) администрация и педагоги дошкольной образовательной организации предложили идею данного проекта. Педагоги подготовили и провели занятия на темы «Семейные традиции», физкультурный досуг, праздники «День Победы» и «День флага России», помогли детям в подготовке стенда «Мой любимый город Тюмень», оформили патриотический уголок, создали презентацию для детей «История и достопримечательности Тюмени». Поэтический вечер «Стихи о родном городе Тюмени» и организация экскурсии по городу Тюмень;

2) дошкольники изготавливали стенд «Мой любимый город Тюмень», участвовали в физкультурном досуге, праздниках «День Победы», «День флага России», разучивали стихотворения о родном городе Тюмени, участвовали в экскурсиях;

3) родители участвовали в анкетировании и подготовке патриотического уголка.

Сроки реализации проекта: 8 месяцев (май-декабрь).

Теоретические основания проекта. Социологическими основаниями проекта является необходимость формирования у детей представления о том, что они живут в обществе, в семье и должны знать историю своего города. Психологическими основаниями проекта является формирование у детей понимание того, что каждый человек должен любить свою семью и свою Родину. Педагогическими основаниями проекта является целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у дошкольников необходимых компонентов патриотической культуры: знаний, патриотического сознания и патриотического поведения.

Условия проектирования:

1) осознание педагогами социальной значимости патриотического воспитания детей;

2) выбор педагогами разнообразных и интересных для детей средств педагогической работы;

3) осознание дошкольниками значимости знаний о своей семье, своем городе, своей стране;

4) привлечение родителей дошкольников к проектной деятельности;

5) наличие необходимого времени для реализации проекта.

2. Этапы реализации и основные мероприятия проекта

Первый этап. Оформление патриотического уголка «Россия – наша Родина». Организация праздника «День Победы»

Срок: май.

Оформление патриотического уголка «Россия – наша Родина» с изображением карты России, изображением герба страны и других символов России, а также журналов, иллюстрированных изданий о России и Тюменской области.

 

Организация праздника «День Победы».

Второй этап. Анкетирование родителей на тему «Семейные ценности». Проведение занятия «Семейные традиции».

Срок: июнь.

Анкетирование родителей на тему «Семейные ценности».

В анкете были такие вопросы:

1. Ваше имя, отчество?

2. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом?

3. Хранятся ли в Вашей семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого? Какие?

4. Есть ли у Вас семейные реликвии? Какие?

5. Где и когда Ваша семья собирается вместе?

6. Принято ли в Вашей семье собираться за большим столом? Как часто это происходит?

7. Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?

8. Какое участие в подготовке к праздникам принимают Ваши дети?

9. Готовите ли Вы друг другу подарки на эти праздники? Какие?

10. Рассказываете (читаете) ли Вы своим детям сказки на ночь? Какие?

11. Какие события в жизни ребёнка празднуются в Вашей семье?

12. Существуют ли в Вашей семье разграничения обязанностей между членами семьи? Приведите пример.

Подготовка и проведение занятия «Семейные традиции»

Основной целью занятия являлась систематизация и обобщение знаний детей о семье и семейных традициях. Кроме того, были поставлены задачи воспитания у детей чувства любви и уважения к близким людям, доброжелательных отношений между членами семьи, желания уважать традиции семьи, а также развитие речи детей и умения вести диалог. В ходе занятия осуществлялась интеграция образовательных областей, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Занятие началось с мотивации детей узнать о семейных традициях. Была проведена беседа с детьми о том, что такое семья, что такое семейные традиции. Дети узнали, что семейные традиции существуют в каждой семье, объединяют ее и переходят из поколения в поколение.

На занятии использовались такие методы, как физкультминутка, чтение, изготовление подарка в виде цветка, беседа, чтение стихотворений. Педагог рассказала, какие бывают семейные традиции: например, игра на музыкальных инструментах, занятия спортом, семейные чтения. Занятие завершилось рассказом детей об их семейных традициях и подведением итогов, рефлексией, пожеланиями своей семье.

Третий этап. Проведение консультации с родителями на тему «Как рассказать ребенку об истории своей семьи».

Срок: июль.

Консультация с родителями «Как рассказать детям об истории своей семьи».

Основные тезисы консультации:

1. Расскажите ребенку о том, как вы были детьми. Рассмотрите вместе с ними семейный альбом и расскажите о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами. Рассматривая фотографии, обращайте внимание на то, как вы одевались в детстве, ваши родители; если на фото есть какие-либо другие детали, расскажите о них.

2. Вспомните, в какие игры вы играли в детстве, с кем. Какие у вас были игрушки и как вы в них играли. Как выглядел дом или комната, где вы жили, на чем вы спали, где делали уроки. Чем больше мелочей вы вспомните, тем легче будет ребенку представить жизнь во время вашего детства.

3. Если вы знаете о происхождении вашей фамилии, расскажите об этом ребенку. Постарайтесь воспитать в нем чувство гордости за свою фамилию с детства.

4. Расскажите сыну или дочери, как ваша семья оказалась в тех местах, где вы живете сейчас. Откуда вы приехали, на какой улице жили вы или ваши родители раньше, и как вы переехали в этот дом.

5. Если в вашей семье сохранились какие-нибудь семейные реликвии, расскажите ребенку историю этих предметов.

6. Расскажите какой-нибудь необычный случай из вашей жизни, из жизни ваших родителей (бабушки и дедушки).

7. Расскажите ребенку о том, как изменилась жизнь семьи, когда родился он и его братья и сестры, о том, как вы ждали их появления, обрадовались, когда они родились. Как вы выбирали для него имя. Расскажите ребенку, кто помогал вам, пока он был маленьким. Вспомните смешные случаи из детства, первые слова, сказанные им.

Четвертый этап. Организация праздника «День флага России».

Срок: август.

Дети читали стихи о России, рисовали флаг, пели песни.

Пятый этап. Создание стенда «Мой любимый город Тюмень».

Срок: сентябрь.        

На стенде размещены фотографии с достопримечательностями города Тюмень.

Шестой этап. Проведение физкультурного досуга. Организация презентации для детей «История и достопримечательности Тюмени».

Срок: октябрь.

Проведение физкультурного досуга.

Целью данного мероприятия было создание эмоционально-положительного настроения, а также формирование чувства любви к Родине.

В ходе досуга осуществлялась интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Основным видов детской деятельности стала спортивно-игровая деятельность. В ходе предварительной работы проводилось чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, рисование.

В ходе досуга были проведены эстафеты, в которых дети приняли активное участие.

Организация презентации для детей «История и достопримечательности Тюмени».

Презентация включала в себя информацию о Тюменской области, ее истории и географии.

Тюмёнская область – это субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского Федерального округа. Административный центр – город Тюмень. Граничит на северо-западе с Архангельской (Ненецкий автономный округ) областью, на западе – с Республикой Коми, на юго-западе – со Свердловской и Курганской областями, на юге – с Северо-Казахстанской областью Казахстана, на юго-востоке – с Омской и Томской областями, на востоке и северо-востоке – с Красноярским краем.

Единственный регион России, простирающийся (вместе с автономными округами) от Северного Ледовитого океана на севере до государственной границы на юге. Вместе с автономными округами является крупнейшей областью в России.

Флаг Тюменской области и Герб города Тюмень

 Из истории Тюмени:

Тюмень была основана в 1586 году как крепость, на древнем торговом пути из Средней Азии в Поволжье.

В конце 17 века старая деревянная Тюмень сгорает от пожара и на её месте строят новый, уже каменный город.

В 19 веке он становится крупным торговым центром. А уже в начале 20 века центром Тюменской губернии, и позже области.

Достопримечательности Тюмени:

В Тюмени достаточно много памятников истории и культуры, а одним из старейших зданий города является церковь Михаила Архангела, построенная в начале 19 века. Также необычайно красив Троицкий мужской монастырь и Знаменский кафедральный собор. Тюмень гордится своим Драматическим театром, построенным в середине 19 века, который является крупнейшим в России.

Пешеходная зона в центре города Цветной бульвар – это пять площадей, где горожане и гости отдыхают и развлекаются. Здесь находятся музеи, цирк, фонтаны, площадь Влюбленных. Благодаря открытию крупных месторождений углеводородов Тюмень из деревенской столицы превратился в столицу газа и нефти, поэтому стоит в городе памятник советскому геологу Ю. Эрвье, под чьим руководством было открыто около 250 месторождений. Самая высокая часть города называется Историческая площадь, именно здесь около 400 лет назад была заложена деревянная крепость первых поселенцев, от которой до наших дней сохранилось часть фундамента. Именно на этом месте и находится памятный знак «Камень возведения Тюмени».

Тобольский кремль

Как это часто бывает, ключевая достопримечательность региона находится далеко за пределами его столицы, и Тобольский кремль не стал исключением. Дискуссии историков о правильной реконструкции не утихают до сих пор, но другой факт остаётся неоспоримым – именно отсюда тысячи туристов ежегодно начинают открывать для себя благодатную тюменскую землю.

Набережная Тюмени

Единственная в России четырёхуровневая речная набережная находится в самом сердце Тюмени – гордость жителей и непременный предмет часовых обзорных экскурсий. Помимо благоустроенных зон она является настоящим арт-объектом под открытым небом, а скульптурные панно с фонтанами – ярким украшением с видами на живописный берег.

Мост Влюблённых в Тюмени

Другой сибирский рекордсмен – уникальный пешеходный мост Влюблённых, одна из самых протяжённых вантовых переправ за Уралом – длина его составляет 247 метров. Своё современное название он получил благодаря ставшему доброй традицией конкурсу на самый долгий поцелуй, который ежегодно проводится здесь в преддверии Дня Святого Валентина.

Фонтан «Времена года»

Композиционным сердцем Цветного бульвара является яркий фонтан «Времена года», вдохновленный древнегреческой мифологией. Весь летний сезон он работает в светомузыкальном режиме, а динамическая настройка подачи воды превращает каскады в зрелищное шоу, особенно с наступлением сумерек, когда включается лазерная подсветка.

  

Сквер Сибирских кошек

Тюмень известная своими оригинальными городскими скульптурами. Сквер Сибирских кошек среди них находится в пятёрке самых посещаемых мест.

Тюменская детская железная дорога

Добра советская традиция строить детские железные дороги, чтобы малыши знакомились с устройством пассажирских поездов, не обошла и Тюмень. Как водится, это не простой аттракцион, а полноценный учебный центр, где ребёнка в яркой форме обучают столь непростым профессиям машиниста, проводника, контролёра или технического мастера подвижного состава.

Седьмой этап. Поэтический вечер «Стихи о родном городе Тюмени».

Срок: ноябрь.

Дети заранее подбирают стихи о Тюмени и на вечере читают их вслух.

Тюмень красивый город,

Тюмень уютный дом.

Пусть город и не молод,

Но и не старый он.

Красив архитектурой,

Прекрасен новизной,

Простой инфраструктурой

И сердцу дорогой

Не счесть красивых парков,

Фонтанов, площадей,

Источников, театров,

Площадок для детей.

Мне дорог этот город,

В такой прекрасный день

Сказать ему есть повод

Люблю тебя, Тюмень!

Ермеков Каир

 

Тюмень! Ты – мой город родной!

Люблю тебя, уважаю.

Хочу быть всегда я с тобой,

Не оставлю тебя никогда.

Самый город красивый – Тюмень

И в этом я не сомневаюсь.

Ведь здесь много красивых больших домов,

Фонтанов, парков, музеев.

И летом тут море цветов увидишь,

Ты в скверах и аллеях.

Красивая Тюмень, что говорить,

Ею каждый гордится.

Петрова Вероника

Восьмой этап. Организация экскурсии «Новогодняя Тюмень» по Тюмени с последующим рисованием.

Срок: декабрь.

Опыт педагогической работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

nauchnaya_statya_n_sharipova_25_12_2022 (1).doc (38 КБ)

Заключение

Проект «Я люблю Тюмень» был рассчитан на проведение с активным участием детей старшего дошкольного возраста. Целью проекта было патриотическое воспитание дошкольников. Проект был реализован при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов детского сада, дошкольников и родителей воспитанников.

Проект «Я люблю Тюмень» рассчитан на формирование трех компонентов патриотизма детей: знания, сознание и поведение.

Проект учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по развитию детей по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Практическая значимость проекта заключалась в том, что осуществлялось патриотическое воспитание, у детей развивался интерес к истории своей семьи и к истории Тюмени. Кроме того, осуществлялось развитие творческого мышления, творческих способностей. Педагоги, родители и дошкольники объединились на основе общей социально значимой идеи.

В результате реализации проекта у детей формировались:

1) знания об истории своей семьи, об истории Тюмени и России в целом;

2) патриотическое сознание. На базе знаний у детей в результате реализации данного проекта формируется понимание того, что каждый человек должен гордиться и любить собственную семью и Родину;

3) поведение. Дети не только узнали новую информацию и поняли, как нужно вести себя по отношению к Родине, но и выполняли практическую деятельность.

Перспективы проекта. Считаем целесообразным распространение опыта реализации проекта по патриотическому воспитанию в других дошкольных образовательных организациях. Кроме того, возможна адаптация проекта для патриотического воспитания детей не только старшего, но также младшего и среднего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) // Российская газета. – 2015 – 8 июня.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 29 с.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №53 (ч.1). – Ст.7598.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. – 25 ноября.

5. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М.: Перспектива, 2011. – 310 с.

6. Алиева Р.Р. Педагогическое проектирование. – М.: Директ-Медиа, 2021. – 92 с.

7. Бурлакова И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике. – М.: Перспектива, 2015. – 174 с.

8. Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России. Флаг, герб, гимн. – М.: Ювента, 2012. – 16 с.

9. Караковский В.А. Воспитание для всех. – М.: НИИ школьных технологий, 2020. – 240 с.

10. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

11. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: АСТ, 2021. – 450 с.

12. Новиков С.В. Родная история. – М.: ЭКСМО, 2013. – 160 с.

13. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. – М.: АРКТИ, 2012. – 64 с.

14. Самойлова М.В. Педагогическое проектирование. – Симферополь: Хотеева Л.В., 2019. – 124 с.

Электронные ресурсы:

1. Сайт администрации города Тюмени: https://www.tyumen-city.ru/

2. Сайт муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №85 города Тюмени: https://madou-85.ru/

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010867


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 652
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.