«Домик в деревне» творческий познавательный проект

  пт., 12.04.2019

Автор-составитель:

Гафурова Аминат Шамиловна

воспитатель МБДОУ " ДС КВ " Золотой ключик"

г.Тарко-Сале


Актуальность

Сегодня перед страной стоит проблема вымирания деревень. Ежегодно с карты страны исчезают сотни деревень, и это порождает как экономические проблемы, так и нравственные. Давайте подумаем какие. Земли, разработанные нашими предками, приходят в запустение, зарастают лесом, и это влияет на развитие сельского хозяйства. Но еще глубже нравственная проблема. В деревне остались маленькие островки нашей национальной культуры, и они безнадежно тонут в океане цивилизации. В  мертвых деревнях осталась малая родина миллионов граждан. Как жить без Родины? Какие культурные ценности и как может сохранить наше поколение? В чем причина вымирания деревни и как ей выжить? Крестьянство обладает мощными хозяйственными знаниями, накопленными путем долгого коллективного труда. Цена приспособленности крестьянина к конкретным природным условиям, множеству местных факторов. Русские крестьяне формировали свои земледельческие навыки в разных географических условиях. Знаниями о природе обладал каждый крестьянин. Он приобретал их в детстве. Дополняя личными. Опираясь на наблюдения и свой опыт. Духовный мир крестьянина обогащал восприятием природы. Все было тесно переплетено с его хозяйством и являлось частью крестьянской культуры. Нравственной основой были добросовестность. Трудолюбие и любовь к семье, в котором проводились  трудовые и нравственные воспитание. В семье воспитывалось уважение друг к другу, взаимопомощь. Мы городские жители не имеем этнического лица. Мы забыли все, что наши предки сумели донести до наших дней.

 Без традиции и культуры нет ни одного народа – это часть  общечеловеческой культуры, и ее надо знать, как  отечественную историю 

Как нам не хватает этого сейчас!

Паспорт проекта

Долгосрочный, творческий, познавательный, межгрупповой проект: 

Цель:  приобщение детей к историческим и духовным ценностям жителей деревни , воспитание уважения к   культурным традициям, обычаям и  быту  крестьян.   

Задачи развития:

  • Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям деревенских жителей
  • Развитие коммуникативных способностей в процессе реализации проекта.
  • Развитие творческого мышления.

Задачи исследовательской деятельности:

Младший дошкольный возраст:

  • Создание проблемной игровой ситуации (ведущая роль воспитателя).
  • Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Старший дошкольный возраст:

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Формирование определять возможные методы, решения проблемы с помощью взрослого.
  • Развитие навыков использования специальной терминологии, ведения коммуникативной беседы в процессе совместной деятельности.

Участники проекта – дети, педагоги, родители.

Возраст детей – 4 - 7 лет.

Срок реализации проекта 2 года – 2013-2015гг.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный (март - май 2013г.)

Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

II этап – основной (май - июль – 2014г.)

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация.

III этап – итоговый (июль – сентябрь 2015г)

Включает в себя сбор и отработку материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материалов проекта.

Предполагаемые результаты:

  1. Создание  на территории сада  необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью крестьян

       - оформление  на участке  детского сада  деревенский двор ;

       - оформление макет  колодца;

        - Оформление зеленого луга   (макеты  цветов, грибов)

       - оформление  макетов домашних животных(Свинья, лошадь, кошка,бык);

2. подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала.

  1. Система работы по расширению представлений детей о жизни  людей в деревне

Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.

Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта, а также через участие в городском конкурсе проектов.

По окончании проекта проводится анкетирование всех участников педагогического проекта.

Основная задача проекта  - отработать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступны ему: природа , труд людей, традиции, общественные события. Причем  эпизоды, к  которым привлекается внимание детей,  должны быть яркими, образными конкретными, вызывающими интерес; особо выделив наиболее характерные для данной местности или донного края. Отбор соответствующего материала из литературы  по данной теме позволит  сформировать у дошкольников представления о жизни  и быте жителей деревни,  В основу систематизации  знаний детей о жизни в деревне разделено на три основных раздела: мир природы, деятельность людей, культурный облик родной деревни. В основу систематизации знаний  детей о деревенском укладе жизни  положена взаимосвязь  между тремя разделами, осуществляемая через взаимодействие  человека с миром природы. Именно трудовая  деятельность  человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает преобразование мира природы  в культурный облик любого края.

Усвоение  детьми такого рода взаимосвязей  уже на дошкольной ступени  будет способствовать  не только формированию  представлений о целостной картине мира. Но и поможет  овладеть  культурологическими  видением. Проникнуть  вскрытую сущность  многих явлений , понять  диалектику исторических событий.

Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира,  дети пытаются найти причину того или иного  явления(в  том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего.  

Уважение к прошлому – вот, что отличает дикость от воспитанности, - это слова А.С.Пушкина.

Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.

Именно это и побудило меня разработать проект «Домик в деревне»

Перед собой поставила следующие задачи:

  • Углубить и конкретизировать представления детей о жизни людей в деревне
  • Обратить внимание ребят на своеобразие быта, одежды, культуры жителей деревни  
  • Расширить представления о флоре и фауне.  
  • Воспитывать у детей  уважительное отношение к людям живущих в деревнях

Дети,  должны знать   историю деревенской  национальной культуры, быта, традиции , обычаи  и уважительно относится жителям, к их быту, культуре, традициям.

Для реализации моего проекта необходимо было создать  на участке детского сада  развивающую среду.

Я   учитывала   рекомендации педагога – психолога. Общеизвестно, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление.

В связи с этим я решила  широко использовать в своей работе наглядность. Для того чтобы дети могли увидеть домик в деревне сделала макеты бабушки и дедушки, макет свиньи, лошади, кошки, так же макет колодца.

 Краткое описание основной идеи социального проекта «Домик в деревне»

К  сожалению наши дети  не знают, что земля с любовью одаривает своими плодами каждого, кто любит бережно трудиться. Очень важно формировать положительное отношение к труду на земле, начиная с детства.

»Быть хозяином своей земли – значит относиться к природе бережно, лечить нанесенные ей раны, жить заботами родной земли, животному миру.

Крестьянин  жил в гармонии с природой, хорошо знал ее закономерности и старался не нарушать их.

Активными участниками проекта являются дети, воспитатели и родители.

Данный проект станет трамплином для других образовательных учреждений города и района.

На участке детского сада  имеется  участок, здесь организовали огород и выращиваем картофель вместе  с детьми и родителями посажена картошка, петрушка, укроп.

 Результаты  работы картофельного огорода дал положительный результат.

Реализация поставленных задач осуществляется через содержание проекта, который включает : ознакомление дошкольника с методом выращивания картофеля.

Овладения правилами и приемами действий ручными инструментами за жизнью растений, применить посильное участие в сельхоз  труде.

Работа с родителями.

Практическая помощь в оформлении деревенского дворика

 Сбор и посадка семян на участке детского сада                    

Помощь в оформлении скотного двора

 План работы по приобщению детей дошкольного возраста к быту, обычаям деревенских жителей

Задачи: формирование экологической культуры детей

Расширение представлений о флоре и фауне.

Знакомство с жизнью и бытом крестьян

Формы организации детской деятельности:

Игры, беседы, тематические экскурсии  в мини – музей деревенский дворик, фото – видео съемки, иллюстрации, и.т.д.

 

График работы

IV

Строки

Мероприятие

Ответственные

1

Март

Подготовка семян

Родители, дети

2

Апрель

Вспашка земли

Воспитатели, дети ст. и подг. группы, родители

3

Апрель

Беседа по технике безопасности

Воспитатели

4

Апрель

Викторина «Ручные инструменты»

Воспитатели

5

Май

Посадка семян картофеля, укропа, петрушки

Воспитатели, дети ст. и подг. группы, родители

6

Май

Полив

Воспитатели и дети ст. группы

7

Июнь

Беседа по уходу за всходами

Воспитатели

8

Июнь

Полив

Воспитатели и дети подг. группы

9

Июль

Прополка

Воспитатели, дети и родители

10

Июль

Полив

Воспитатели и дети ст. группы

11

Август

Окучивание

Воспитатели, родители и дети ст. группы

12

Август

Полив

Воспитатели и дети подг. группы

13

Сентябрь

Уборка урожая

Воспитатели, родители и дети

14

Сентябрь

Отборка семян

Воспитатели, дети подг. группы

15

Октябрь

Подготовка картофеля к зимнему хранению

Воспитатели и дети подг. группы

    Ожидаемый результат

В результате проектной деятельности дошкольник должен знать – понимать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека.

- сельхоз виды профессии

- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье

- правила безопасного поведения и гигиены при работе на участке

- уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности

- получать необходимую информацию об  объекте деятельности используя литературу о растениях, знания местных климатических условий

- соблюдать последовательность   технологических операции при выращивании картофеля.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2012. - 166 с.

2. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. - Мн.: Полымя, 2011. - 112 с.

3. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. - 2011. - №6. - С. 31-36.

4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.

5. Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2010. - 103 с.

6. Корзун А.В., Кишко С.В. и др. Программа экологического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. - Мн.: Народная асвета, 2010. - 68с.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М.: Прометей, Юрайт, 2012. - 464 с.

8. Лучич М.В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.

9. Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина. - М.: Просвещение, 2011. - 206 с.

10. Саморукова Г.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2011. - 207 с.

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005842

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2876
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.