«Домик в деревне» творческий познавательный проект |
пт., 12.04.2019 |
Автор-составитель:
Гафурова Аминат Шамиловна
воспитатель МБДОУ " ДС КВ " Золотой ключик"
г.Тарко-Сале
Актуальность
Сегодня перед страной стоит проблема вымирания деревень. Ежегодно с карты страны исчезают сотни деревень, и это порождает как экономические проблемы, так и нравственные. Давайте подумаем какие. Земли, разработанные нашими предками, приходят в запустение, зарастают лесом, и это влияет на развитие сельского хозяйства. Но еще глубже нравственная проблема. В деревне остались маленькие островки нашей национальной культуры, и они безнадежно тонут в океане цивилизации. В мертвых деревнях осталась малая родина миллионов граждан. Как жить без Родины? Какие культурные ценности и как может сохранить наше поколение? В чем причина вымирания деревни и как ей выжить? Крестьянство обладает мощными хозяйственными знаниями, накопленными путем долгого коллективного труда. Цена приспособленности крестьянина к конкретным природным условиям, множеству местных факторов. Русские крестьяне формировали свои земледельческие навыки в разных географических условиях. Знаниями о природе обладал каждый крестьянин. Он приобретал их в детстве. Дополняя личными. Опираясь на наблюдения и свой опыт. Духовный мир крестьянина обогащал восприятием природы. Все было тесно переплетено с его хозяйством и являлось частью крестьянской культуры. Нравственной основой были добросовестность. Трудолюбие и любовь к семье, в котором проводились трудовые и нравственные воспитание. В семье воспитывалось уважение друг к другу, взаимопомощь. Мы городские жители не имеем этнического лица. Мы забыли все, что наши предки сумели донести до наших дней.
Без традиции и культуры нет ни одного народа – это часть общечеловеческой культуры, и ее надо знать, как отечественную историю
Как нам не хватает этого сейчас!
Паспорт проекта
Долгосрочный, творческий, познавательный, межгрупповой проект:
Цель: приобщение детей к историческим и духовным ценностям жителей деревни , воспитание уважения к культурным традициям, обычаям и быту крестьян.
Задачи развития:
- Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, быту, культуре, обычаям деревенских жителей
- Развитие коммуникативных способностей в процессе реализации проекта.
- Развитие творческого мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
Младший дошкольный возраст:
- Создание проблемной игровой ситуации (ведущая роль воспитателя).
- Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Старший дошкольный возраст:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Формирование определять возможные методы, решения проблемы с помощью взрослого.
- Развитие навыков использования специальной терминологии, ведения коммуникативной беседы в процессе совместной деятельности.
Участники проекта – дети, педагоги, родители.
Возраст детей – 4 - 7 лет.
Срок реализации проекта 2 года – 2013-2015гг.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (март - май 2013г.)
Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
II этап – основной (май - июль – 2014г.)
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация.
III этап – итоговый (июль – сентябрь 2015г)
Включает в себя сбор и отработку материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материалов проекта.
Предполагаемые результаты:
- Создание на территории сада необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью крестьян
- оформление на участке детского сада деревенский двор ;
- оформление макет колодца;
- Оформление зеленого луга (макеты цветов, грибов)
- оформление макетов домашних животных(Свинья, лошадь, кошка,бык);
2. подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала.
- Система работы по расширению представлений детей о жизни людей в деревне
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта, а также через участие в городском конкурсе проектов.
По окончании проекта проводится анкетирование всех участников педагогического проекта.
Основная задача проекта - отработать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступны ему: природа , труд людей, традиции, общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными конкретными, вызывающими интерес; особо выделив наиболее характерные для данной местности или донного края. Отбор соответствующего материала из литературы по данной теме позволит сформировать у дошкольников представления о жизни и быте жителей деревни, В основу систематизации знаний детей о жизни в деревне разделено на три основных раздела: мир природы, деятельность людей, культурный облик родной деревни. В основу систематизации знаний детей о деревенском укладе жизни положена взаимосвязь между тремя разделами, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы. Именно трудовая деятельность человека является тем связующим звеном, которое обеспечивает преобразование мира природы в культурный облик любого края.
Усвоение детьми такого рода взаимосвязей уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной картине мира. Но и поможет овладеть культурологическими видением. Проникнуть вскрытую сущность многих явлений , понять диалектику исторических событий.
Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или иного явления(в том числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего.
Уважение к прошлому – вот, что отличает дикость от воспитанности, - это слова А.С.Пушкина.
Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.
Именно это и побудило меня разработать проект «Домик в деревне»
Перед собой поставила следующие задачи:
- Углубить и конкретизировать представления детей о жизни людей в деревне
- Обратить внимание ребят на своеобразие быта, одежды, культуры жителей деревни
- Расширить представления о флоре и фауне.
- Воспитывать у детей уважительное отношение к людям живущих в деревнях
Дети, должны знать историю деревенской национальной культуры, быта, традиции , обычаи и уважительно относится жителям, к их быту, культуре, традициям.
Для реализации моего проекта необходимо было создать на участке детского сада развивающую среду.
Я учитывала рекомендации педагога – психолога. Общеизвестно, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление.
В связи с этим я решила широко использовать в своей работе наглядность. Для того чтобы дети могли увидеть домик в деревне сделала макеты бабушки и дедушки, макет свиньи, лошади, кошки, так же макет колодца.
Краткое описание основной идеи социального проекта «Домик в деревне»
К сожалению наши дети не знают, что земля с любовью одаривает своими плодами каждого, кто любит бережно трудиться. Очень важно формировать положительное отношение к труду на земле, начиная с детства.
»Быть хозяином своей земли – значит относиться к природе бережно, лечить нанесенные ей раны, жить заботами родной земли, животному миру.
Крестьянин жил в гармонии с природой, хорошо знал ее закономерности и старался не нарушать их.
Активными участниками проекта являются дети, воспитатели и родители.
Данный проект станет трамплином для других образовательных учреждений города и района.
На участке детского сада имеется участок, здесь организовали огород и выращиваем картофель вместе с детьми и родителями посажена картошка, петрушка, укроп.
Результаты работы картофельного огорода дал положительный результат.
Реализация поставленных задач осуществляется через содержание проекта, который включает : ознакомление дошкольника с методом выращивания картофеля.
Овладения правилами и приемами действий ручными инструментами за жизнью растений, применить посильное участие в сельхоз труде.
Работа с родителями.
Практическая помощь в оформлении деревенского дворика
Сбор и посадка семян на участке детского сада
Помощь в оформлении скотного двора
План работы по приобщению детей дошкольного возраста к быту, обычаям деревенских жителей
Задачи: формирование экологической культуры детей
Расширение представлений о флоре и фауне.
Знакомство с жизнью и бытом крестьян
Формы организации детской деятельности:
Игры, беседы, тематические экскурсии в мини – музей деревенский дворик, фото – видео съемки, иллюстрации, и.т.д.
График работы
IV |
Строки |
Мероприятие |
Ответственные |
1 |
Март |
Подготовка семян |
Родители, дети |
2 |
Апрель |
Вспашка земли |
Воспитатели, дети ст. и подг. группы, родители |
3 |
Апрель |
Беседа по технике безопасности |
Воспитатели |
4 |
Апрель |
Викторина «Ручные инструменты» |
Воспитатели |
5 |
Май |
Посадка семян картофеля, укропа, петрушки |
Воспитатели, дети ст. и подг. группы, родители |
6 |
Май |
Полив |
Воспитатели и дети ст. группы |
7 |
Июнь |
Беседа по уходу за всходами |
Воспитатели |
8 |
Июнь |
Полив |
Воспитатели и дети подг. группы |
9 |
Июль |
Прополка |
Воспитатели, дети и родители |
10 |
Июль |
Полив |
Воспитатели и дети ст. группы |
11 |
Август |
Окучивание |
Воспитатели, родители и дети ст. группы |
12 |
Август |
Полив |
Воспитатели и дети подг. группы |
13 |
Сентябрь |
Уборка урожая |
Воспитатели, родители и дети |
14 |
Сентябрь |
Отборка семян |
Воспитатели, дети подг. группы |
15 |
Октябрь |
Подготовка картофеля к зимнему хранению |
Воспитатели и дети подг. группы |
Ожидаемый результат
В результате проектной деятельности дошкольник должен знать – понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека.
- сельхоз виды профессии
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье
- правила безопасного поведения и гигиены при работе на участке
- уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности
- получать необходимую информацию об объекте деятельности используя литературу о растениях, знания местных климатических условий
- соблюдать последовательность технологических операции при выращивании картофеля.
Список литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2012. - 166 с.
2. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. - Мн.: Полымя, 2011. - 112 с.
3. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. - 2011. - №6. - С. 31-36.
4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
5. Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2010. - 103 с.
6. Корзун А.В., Кишко С.В. и др. Программа экологического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. - Мн.: Народная асвета, 2010. - 68с.
7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М.: Прометей, Юрайт, 2012. - 464 с.
8. Лучич М.В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.
9. Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина. - М.: Просвещение, 2011. - 206 с.
10. Саморукова Г.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2011. - 207 с.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005842
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf