Экологический проект «Жалобная книга природы ЯНАО»

  сб., 24.02.2018

Автор - составитель:

Бердник Светлана Анатольевна,

воспитатель

МАДОУ "Золушка" ЯНАО г Ноябрьск.

  Высшая квалификационная категория

Экологический проект «Жалобная книга природы ЯНАО»

для подготовительной группы  компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Пояснительная записка

Сложная ситуация в экологии планеты и ЯНАО, вырубленные леса, уничтожение некоторых видов животных и растений требует пристального внимания человека, чтобы прекратить губить растительный и животный мир, приумножать богатства природы, а не разрушать их.

Представленный проект реализует приоритет экологического подхода в современной системе образования, когда на первое место выдвигается не информированность человека, а его умение разрешать возникающие жизненно важные проблемы, способность применять имеющиеся знания на практике, в реальной жизнедеятельности, сформированность безопасного для человека и природы стиля поведения.

Одной из веских причин выбора темы проекта «Жалобная книга родной природы» являются проблемы состояния окружающей природы, которые окружают и с которыми живут маленькие жители планеты.

В нашем регионе сложилась негативная ситуация с утилизацией бытовых отходов, преступно засоряющих среду жизнедеятельности горожан; природное окружение и различные экосистемы; проявляется жестокое отношение к бездомным животным, уничтожение животных, принадлежащих коренному населению;  утилитарный антигуманный подход к представителям фауны.

Такое реальное неблагополучное положение дел в регионе делает одним из важных направлений в экологической работе с детьми дошкольного возраста повышение уровня экологической безопасности жизни за счет выполнения ими способов грамотного поведения, гуманных поступков в отношении окружающей природы и самозащиты от экологических рисков.

Наблюдая несанкционированные свалки, невозможно молча и равнодушно смотреть на все происходящее вокруг. Страшно даже представить, как будут обстоять дела с загрязнением окружающей среды в ближайшие годы. Если люди не опомнятся и не остановятся, что ждет нашу природу? Отсюда возникает проблема?

Способ решения проблемы: Чтобы быть внимательным к окружающей среде человеком, нужно знать:

1. Какой вред ей наносит человеческая деятельность и как уменьшить этот вред?

2. Какие бы жалобы написала природа в жалобной книге?

3. Каким образом можно отреагировать и решить эти проблемы?

Актуальность. Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, тогда не выживает и человек. Сохранить окружающую среду можно только при условии, что каждый человек, даже ребенок, осознает необходимость охраны природы и будет разумно, бережно относиться к природным богатствам.

Объект: окружающая среда ЯНАО

Название: «Жалобная книга природы ЯНАО»

Вид проекта: исследовательский

Тип: долгосрочный.

Участники: воспитатели, родители воспитанников, воспитанники.

Возрастная категория: Подготовительная группа компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи с 6 до 7 лет.

Основной целью данного проекта является сбор материала о проблемах природы ближайшего окружения; сформировать у детей представление о многообразии природы родного края, важнейших экологических проблемах.

Задачи проекта:

1.  Определить проблемы экологии в ЯНАО.

2. Разработать список проблем, связанных с уничтожением растительного и животного мира.

3. Составить рекомендации по устранению проблем экологии в природе.

4. Дать информацию о правильном поведении в природе.

5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

6. Формировать исследовательские умения и познавательный интерес.

7. Развивать речь.

Оригинальность данного проекта определяется тем, что предлагаемое проведение исследований позволит сформировать экологическую грамотность, объединит общими целями и задачами всех участников проекта.

Новизна: заключается в том, что основным фактором данного проекта, является общая включённость детей и родителей, погружение в данную проблему окружающей среды, частичное решение проблемы, и позволит принести пользу окружающему миру.

Практическая значимость: Без сомнения, данная проектная работа не внесет новых открытий в нашу жизнь, но тема эта важная и нужная для нас, болезненная и актуальная на сегодняшний день. Данная проектная работа затрагивает четыре проблемы (жалоб): проблемы несанкционированных свалок, бездомных животных, загрязнение воды, земля в опасности.

Этапы проекта:

1 Этап подразумевает изучение проблемы путем исследования проблем окружающей среды:

-  Размышления о проблеме.

-  Проектирование деятельности.

2 Этап: реализация утвержденного проекта.

-  Творческая работа: рисование рисунков по теме проекта, выставка научной литературы,  создание иллюстраций к презентациям, докладам.

-  Дидактические игры, подвижные игры, просмотр мультфильмов по экологии.

- чтение художественной и научной литературы

- театрализованная деятельность: разучивание и показ экологической сказки «Теремок» с элементами «Сказок – шумелок»

- Защита детских индивидуальных проектов.

- Создание презентации, на основе детских проектов.

3 Этап завершающий. Он заключается в том, чтобы провести анализ и систематизацию полученных результатов, а также подготовить эту информацию к опубликованию, к защите проекта на педагогическом совете.

Формы представления:

  1. Защита детских индивидуальных проектов.
  2. Создание презентации «Жалобная книга природы ЯНАО»
  3. Защита проекта на педагогическом совете.

Наблюдения, проведенные во время экскурсий, послужили основанием для бесед: «Нуждается ли в защите природа», «Чтобы мы могли с вами сделать, чтобы было чисто?»

Были предложены проблемные ситуации: «Как мы отдыхаем?», «Как бы ты поступил в этой ситуации?». Ребята задумались над этой проблемой.

В группе ребята вместе с педагогами, решили сделать «Жалобную книгу природы» и вносить в нее жалобы, крики природы о помощи в виде коллективной творческой деятельности, которая поможет привлечь внимание к экологической проблеме.

Ребята решили донести жалобы природы до малышей и до взрослых и вместе со взрослыми помочь природе, защитить ее.

Успешность экологического образования возможна при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально, практическим путем, т.е., через наблюдения, экскурсии, общение, труд, благотворительные и экологические акции, различные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Вместе со взрослыми (воспитателями, родителями) ребята наблюдали природу ближайшего окружения, выясняли, какой природный объект нуждается в помощи, вместе со взрослыми находили пути решения проблемы, вносили свой посильный вклад.

 Результатом работы над проектом стала «Жалобная книга природы ЯНАО», которая рассказывает о том, какие есть нарушения в природе, о том, что некоторые люди жестоко поступают по отношению к ней, вредят ей и, пользуясь ее дарами, не заботятся о ней.

Красный цвет ее обложки – тревожный сигнал людям. «Жалобная книга природы ЯНАО» - тревожный рассказ о том, как порой трудно живется почве, животным, птицам, цветам, рыбам. «Жалобная книга» - крик о помощи. Каждый посмотрев  эту книгу внимательно – научится понимать, ценить и беречь природу, станет ее другом и помощником.

Ребята разбирали  жалобы и вместе с родителями и педагогами искали ответы на вопрос, как помочь природе, как сделать так, чтобы «Жалобная книга природы» не пополнялась больше жалобами.

Перспектива проекта: Все жалобы и проблемы были разобраны ребятами.

Закрыта «Жалобная книга природы ЯНАО», но цвет ее обложки не изменился.

Ребята надеются, что сделав совместно со взрослыми эту книгу, дети, которые будут ее рассматривать поймут, что человек, любящий и понимающий природу, никогда не даст природу в обиду.

А работа по сохранению природы будет нами продолжена, мы надеемся, в дальнейшем, сделать этот проект сетевым и подключить к работе над проектом всех неравнодушных к данной проблеме детей и взрослых.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. - М.: Сфера, 2015. - 128 c.
  2. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 881 c.
  3. Гиберсон Б. Жизнь в тайге : рассказы / Б. Гиберсон ; пер. с англ. Л. Л. Яхнина ; худож. Г. К. Спирин. - М. : Рипол Классик, 2011. - 40 с.
  4. Дмитриев, Ю. Лесные загадки : рассказы / Ю. Дмитриев ; худож. Е. Подколзин. — М. : Стрекоза-Пресс, 2005. — 63 с.
  5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2015. - 240 c.
  6. Рай земной : зарубежная проза на экологические темы: сборник / Р. Абернати [и др.] ; пер. с ин. яз. ; сост. Р. Л. Рыбкин ; авт. предисл. В. Андреев. - Москва : Радуга, 1990. - 671 с.
  7. https://урок.рф/library/zhalobnaya_kniga_prirodi_052742.html
  8. https://infourok.ru/e-kologiya-kniga-zhalob-prirodi-843643.html

 Приложение

 

Определены  проблемы экологии в ЯНАО

 

Наблюдая за современным положением природной среды в нашем округе, мы считаем, что экологическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе оценивается как кризисная. В ряде случаев она уже преодолела кризисную черту и имеет признаки экологической катастрофы.

Наибольшее воздействие на окружающую среду оказывает транспорт, а также население.

Добыча строительных материалов и полезных ископаемых (песка, торфа, нефти, газа) ведёт к изменению окружающего ландшафта, изъятию земель, нарушению почвенно-растительного покрова, рельефа, вскрытию грунтовых вод.

Значительный ущерб лесному хозяйству и оленеводству наносят пожары, вызванные хозяйственной деятельностью человека. Основной негативный фактор, влияющий на лесные ресурсы,- нефтегазовый комплекс.

Известны факты, что в пределах округа был произведён ряд подземных ядерных взрывов: в 1974 г. – в Тазовском районе, в 1988 г. - в Пуровском. Гамма-фон на всей территории округа находится на уровне естественного радиационного фона(10-20 мкР/ч).

 

Разработан список проблем, связанных с уничтожением растительного и животного мира

 

В ЯНАО (да и в России) сложилась негативная ситуация с утилизацией бытовых отходов, преступно засоряющих среду жизнедеятельности горожан, природное окружение и различные экосистемы, проявляется жестокое отношение к бездомным животным, утилитарный антигуманный подход к представителям фауны.

Такое реальное неблагополучное положение дел в регионе делает одним из важных направлений в экологической работе по решению следующих проблем:

1. Загрязнение воды

2. Бездомные животные

3. Несанкционированные свалки

4. Земля в опасности

 

 Составлены рекомендации по устранению проблем экологии в природе

Чтобы быть внимательным к окружающей среде человеком, нужно знать: какой вред ей наносит человеческая деятельность и как уменьшить этот вред.

Чтобы устранить проблему загрязнения почвы, не надо засорять ее бытовыми отходами.

Если найден мусор в неположенном месте, его надо срочно подобрать и отнести или вывезти в отведенное для мусора место.

Нельзя выбрасывать домашних животных на улицу. Если обнаружено бездомное животное, его надо отвести в приют или приютить у себя дома.

Зимующих птиц необходимо подкармливать, делать специальные кормушки, в которые подсыпать зимой зерно, хлебные крошки или сало.

В водоемы нельзя скидывать мусор или выливать любые жидкости, чтобы рыба не задыхалась.

Рассмотрена информация о правильном поведении в природе.

Правила поведения в Природе.

- не разоряй птичьи гнёзда;

- подкармливай птиц зимой, а весной строй им домики;

- не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков;

- не трогай детёнышей животных : мать может их бросить;

- не разоряй муравейники;

- не ломай веток на деревьях;

- не собирай охапок цветов, достаточно нескольких стебельков.

«Свидетельство о публикации в СМИ"  Серия А № 0004906

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2747
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.