Дизайн-деятельность как способ организации работы по творческому развитию дошкольников

  вс., 13.08.2023

Автор: Киселёва Татьяна Ивановна,

воспитатель

МАДОУ ГЦРР детского сада №4 «Ёлочка»

Представляю вашему вниманию свою педагогическую находку по теме  «Дизайн-деятельность как способ организации работы по творческому развитию дошкольников».

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Наиболее эффективное средство для развития творчества – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении. Разнообразие подходов к рассмотрению проблемы детского творчества позволяет сделать вывод о том, что проблема очень популярна и актуальна, и требует дальнейших разработок в области развития детского творчества.

Современные реалии приводят исследователей к необходимости поиска новых способов художественного выражения для детей. На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн. Эта деятельность нова и мало изучена в области дошкольного образования, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.

Ведь не даром Ян Амос Каменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Ведь всё, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь - открытие, каждый новый навык - достижение и предмет гордости.

Проблема формирования творческих способностей достаточно тщательна изучена в работах современных педагогов и психологов. Среди авторов, занимавшихся данной проблемой можно назвать таких как Л.С. Выготский, Надежда Александровна. Коган, Барис Павлович Никитин, Надежда Фёдоровна Комарова и мн. другие. В трудах перечисленных исследователей разработана также проблема условий развития творческих способностей дошкольников в игре.

В 30-е годы выдающийся русский психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л.С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.

Беседы с родителями показали, что они заинтересованы в развитии творческого потенциала детей, но в силу современного ритма жизни, занятости на работе и дома, не всегда могут уделить должное внимание этой составляющей развития ребенка.

Ну почему же я решила обратить внимание именно на эту тему?

Изучение методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации творческого развития детей в детском саду. Но такая деятельность как детский дизайн мало разработана и почти не представлена в современной методической и практической литературе.

Новизна опыта состоит в адаптации технологии «Детский дизайн», разработанной Георгием Николаевичем Пантелеевым, и разработке блочной системы, направленной на развитие творческих умений дошкольников.

«Детский дизайн» определяется специалистами как общественно полезное художественно–декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения.

Работа над проблемой развития творческих умений детей через ознакомление дизайном ведётся мной в течение трёх лет.

Таким образом мною  была разработана модифицированная программа «Юные дизайнеры»

Технология была адаптирована к условиям нашего детского сада в соответствии с возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста, с целью повышения эффективности работы по развитию их творческих умений.

Были определены цель и  задачи работы, которые представлены на экране

На начальном этапе работы проведено анкетирование.

В результате был сделан вывод: родители понимают важность стимулирования развития творческого мышления ребенка, но недостаточно уделяют внимание организации творчества детей. Приоритет в формировании творческого мышления у дошкольников отдают педагогам детского сада.

Для разработки своей программы «Юные дизайнеры» мне помогла программа Пальчиковой Натальи Эдуардовны образовательного учреждения «Детского сада комбинированного вида №204 города Карталы», а так же сайты с информацией  о детском дизайне.

Инновационность моей работы состоит в развитие дошкольников через знакомство с профессией дизайнера и интеграцией образовательных областей

Содержание работы планирую в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной деятельности к пространственно-декоративной, от оформления кукольно-игрового пространства к детскому и взрослому интерьеру, а также – наблюдение природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими.

           Знакомство и обучение детей дизайн деятельности состоит из 3 направлений :

Первым из дизайнерских направлений было знакомство с профессией дизайнер и его специальностями

На этом этапе я показываю презентации, вызывая интерес к той или иной области дизайна, знакомлю с историей дизайна просмотр, например  фрагмента фильма Коко Шанель,

При знакомстве детей с дизайном на данном этапе рекомендую использовать игровые моменты с наряжанием, с огромным удовольствием используют одежду как для взрослых, так и для детей, парики, шляпки, кепки параллельно показывая цветовую палитру и знакомлю  с ней, какие могут цвета дружить, а какие нет.

По второму  направлению использую  "Моделирование одежды" знакомлю детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков, фасонов, декоративной отделки платья и аксессуаров. Дети обучаются ремеслу "кутюрье", создавая фасоны современной одежды и аксессуаров (зонтики, галстуки, сумочки, веера и т.д.), фантазируя на темы: Платье для матрёшки", "Моя модная одежда", "Праздничное платье", "Головной убор. Играя, дети пробовали себя в роли дизайнера-модельера и по своему вкусу подбирали комплекты одежды и аксессуаров для кукол

Для моделирования одежды предлагаем детям игровой материал. Так, например, создавая коллективное панно "Модницы", дети с помощью фломастеров, поэтапно рисовали платье, добавляя аксессуары к нему, учились работать коллективно, а так же предлагаются наклейки на которых изображены разные модели девочек и мальчиков и одежда к ним. Используем бумажных кукол с одеждой. Большой интерес вызвал у детей куклы раскраски, которые они сами раскрашивали, вырезали, а потом играли.

На этом же этапе для более комфортной работы мы создали «дизайн-куб».  на каждой стороне куба есть платформа для работы. Этот куб мобильный, легкий, что удобно для детей, они могут в любой время к нему обратиться и поиграть, поверхность куба покрыта плёнкой, на верхней части дети могут  использовать  все его стороны, составляя композиции. Каждая сторона куба имеет своё назначение

На одной из сторон располагается наглядный материал в виде журнала, который легко снимается, а на его каждой странице изображен дом, который разделён на комнаты, как вы видите это всё в виде раскраски, так же к нему есть маленький журнал с изображениями уже готовых комнат. Дети сравнивают и  раскрашивают. Такой вид дизайна называется интерьером, с ребятами это всё проговаривается. Для раскрашивания мы используем фломастеры для скечинга, они очень удобны, т.к с одной стороны фломастер широкий с другой узкий, что очень нравиться детям

На другой стороне у нас расположены куклы- наклейки, дети выбирают себе модель и наряжают ее, одежды предлагается большой выбор. Дети пробуют себя в роли модельера

Еще одна сторона говорит нам о фасадном дизайне, этой областью очень интересуются мальчики, им так же предлагается журнал на котором изображён дом, к нему прилагается так же маленький журнальчик на котором есть дома разной архитектуры и цвета, дети анализируют, раскрашивают, сравнивают, добавляют свои элементы.

Последняя сторона знакомит детей с ландшафтным дизайном, подбирая по размеру и цвету деревья к дому который они создали на предыдущем этапе. Тут есть деревья и кустарники готовые к работе, а так же дети могут раскрасить сами и использовать по назначению

Весь материал, который у нас есть на кубе мы можем использовать в непосредственно образовательной деятельности, например при повторении цвета, или при изучении деревьев и кустарников и так далее

Третье направление - "декоративно-пространственный дизайн"- ориентирует внимание детей на декоративное оформление облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада и т.д. Дети знакомятся с прошлым и настоящим отечественного зодчества, с градостроительством, с внутренним убранством дома и жилья.

Метод «Наглядного ориентира» помогает нам успешнее организовать выполнение детьми заданий по декоративно-пространственному дизайну. Мы знакомим детей с характером будущего оформления домика куклы или помещения, ставим основу – «каркас» убранства, оставляя недооформленные места, предоставляя это сделать детям. Дети доставляют элементы убранства, ставят мебель выбирают цвет комнат в единой стилистике с наглядным ориентиром. Позднее дети будут приобщаться к дизайн-деятельности в помещениях (групповая комната, зал) и на детских площадках.

Детское творчество важно грамотно и красиво представить. Исходя из этого, моя работа с детьми, как  педагога, строится таким образом, чтобы ребенок получал яркие впечатления, стремился и мог выражать свое видение опыта своего народа художественно-выразительными средствами, научился творчески применять его в своей жизни. Для этого организуются различные тематические выставки, на которых экспонируются «шедевры» юных талантов.

Ярким запоминающимся мероприятием стало проведение семейного декорирования участка, как отчетная форма работы.  

Работа по развитию творческого мышления у детей дошк. возраста  происходит во взаимодействии с педагогами, родителями и соц.партнерами.

Результаты работы можно проследить в достижениях различных конкурсах

Таким образом, при решении проблемы развития детского творчества, одним из направлений может стать работа по овладению детским дизайном.

Своё выступление хочу завершить цитатой  Макаренко Антона Семеновича: «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества» (дать возможность экспериментировать, рисковать).

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010793

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 702
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.