Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации воспитанников ДОУ

  пн., 22.06.2015

Автор:

Койкова Анна Валерьевна,

педагог-пихолог

МДОУ "Детский сад "Лесная сказка"

п. Лонгъюган Надымского района"

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, по­нятия и на их основе поступки, соответствующие нормам по­ведения в обществе.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок при­обретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нор­мы. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, береж­ное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Исследования ученых показывают, что дошколь­ный возраст характеризуется большими возможностями для нрав­ственного воспитания детей: в разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управле­ния своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистский характер, у детей возникает чувство товарищества и дружбы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Неоспорим тот факт, что с первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения ребенок приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.Именно в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения, т.е. социализируется.

Социальное воспитание – это процесс создания условий, способствующих вхождению ребенка в мир культуры, традиций, человеческих отношений. Педагогические условия,направленные на социально-нравственное воспитание детей:

  • использование программ нравственного воспитания детей;
  • знание комплексной технологии психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания детей;
  • создание положительного эмоционально активного, ценностного отношения между детьми;
  • задействование традиций, ритуалов, личностно-ориентированного подхода к детям;
  • использование методов диагностики межличностных отношений детей.

Вот основные программы социально-нравственного развития детей:

  • «Дружные ребята» (Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / под ред. Р.С.Буре. – М, 1997.
  • «Я, ты, мы» (Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет) / сост. О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – М., 2005.
  • «Я - человек» (Программа социального развития ребенка) / Козлова С.А. – М., 2004.

Цель работы по программам - это развитие социальной уверенности детей (социальной компетентности).

Компоненты социально компетентного поведения:

  • умение сказать «нет» в негативных ситуациях;
  • умение выражать желания и требования в приемлемой форме;
  • владение навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, умение вести и заканчивать разговор;
  • выражать как позитивные, так и негативные чувства в социально- приемлемой форме.

Социально неуверенные дети склонны находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспосабливаться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отраженная оценка социума – таков и социальный статус, такова возможность взаимодействовать с социумом, и по сути, таково его психическое здоровье. Отклонение от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают неуверенное поведение – это путь к нездоровью.

Социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям. Приобретая позитивный опыт достижения согласия в общем деле при сохранении возможности выразить собственное мнение, неуверенный ребенок становится эмоционально активным, он охотно взаимодействует со сверстниками, что в будущем облегчит ему обучение в школе.

Да и в современной профессиональной жизни нужно не только иметь высокую квалификацию, но и обладать социальными навыками: уметь устанавливать и поддерживать контакты с разными категориями людей, быть способным действовать в команде, заинтересовать и мотивировать в деятельности других работников.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка.  Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.

Литература

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика (раздел: «Социально-нравственное развитие дошкольников»). Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007
  2. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М.: ТЦ Сфера, 2000
  3. Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002

 http://sdetsad.ucoz.com/publ/metodiki_rannego_razvitija/razvitie_nravstvennosti_i_formirovanie_kharaktera/osobennosti_mezhlichnostnogo_vzaimodejstvija_v_obshhenii_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_kollektive_sverstnikov/21-1-0-123

http://studentam.net/content/view/1685/127/

http://www.rae.ru/forum2011/123/1855

http://sem-ochag.ru/index.php/page/index.html/_/deti/vospitanie/socialnaya-uverennost-rebenka

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 9957
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.