Театральная деятельность как средство развития речи у детей с ОВЗ

  ср., 29.12.2021

Составители:

учитель-логопед первой категории:

Куртекова Елена Юрьевна

воспитатель высшей категории:

Русских Надежда Сергеевна

МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку,

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца,

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца…»

Валентин Берестов

Использование в коррекционной работе с детьми театральную деятельность, позволяют развить связную речь, сенсомоторную сферу, словесно-логическое мышление, дают возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, тактильные восприятия, внимание, развить творческие способности детей.

Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей с ОВЗ через вовлечение их в театральную деятельность.

Задачи:

  1. развитие понимание обращенной речи;
  2. развитие связной речи;
  3. развитие сенсомоторной сферы;
  4. развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи,мелодико-интонационной окраски;
  5. коррекция и развитие артикуляционной моторики;
  6. развивать словесно-логическое мышление;
  7. коррекция  речевых и двигательных нарушений;
  8. улучшение памяти;
  9. развитие тактильных восприятий;
  10. развитие творческих способностей  детей.

     У детей самый любимый вид деятельности – это игра. Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах.

     Поэтому и развивать речь ребенку через игру. Самое эффективное для развития речи - активные игры, соединенные со словами из любимой стихотворения, сказки или потешки. Чтобы заинтересовать ребёнка предлагаемой вами развивающей игрой, лучше всего предать ей сказочности. Использование сказочного сюжета, персонажа или перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа, данного сюжета – это вызовет заинтересованность ребёнка, концентрацию его внимания и ненавязчивое осуществление желаемого результата.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Рассмотрим виды театральной деятельности по ФГОС:

  • Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
  • Игры – драматизации.
  • Разыгрывание разнообразных песенок и стихов.
  • Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
  • Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации.
  • Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
  • Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
  • Подвижные речевые игры с персонажами сказок
  • Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия).
  • Интеграция с социально-коммуникативной областью развития: экскурсии в Дом культуры, беседы, игры, просмотр выездных театров.
  • Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д.) Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.
  • Интеграция с познавательной областью развития: знакомство с театрализованным искусством через беседы, конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «ЛЕГО» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек).
  • Интеграция с речевой областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен, заучивание песен, стихотворений и инсценировка сказок.
  • Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.

Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

     С чего лучше начать? Прежде всего, необходимо знать, что речь развивается по трём направлениям: звукопроизношение, лексико-грамматический строй и связная речь. Все эти направления тесно связаны друг с другом. Вашему вниманию предлагаются речевые игры с театрализацией, с сюжетной линией.

     Нашим детям нравятся стишки, сказки, прибаутки и потешки. Научите, не навязчиво, запоминать ребенка маленький стишок, читать вместе с вами любимые и повторяемые сказки. Слушайте сказки и потешки на аудио записях. Не думайте, что малыш сразу начнет говорить с вами. Нет! Сначала будет повторение за вами нескольких слов, фраз, а потом уже ваш ребенок научится самостоятельно заканчивать, начатую вами, фразу из любимой сказки. При всем этом напев и четкость произносимых вами потешек, помогут малышу легче и быстрее освоить новые слова и понятия.

Игра «Повтори – договори»

Договаривание маленьких забавных потешек, целью которых является развитие чувства рифмы и уточнение правильного произношения, например:

Молока налить кому? Му - му -му,

Ой, холодная вода! Да - да - да,

За дудели во трубу: Бу - бу -бу,

Не пищи мышонок, спи, Пи- пи – пи и т.д.

«Играем со стихами»

Стишок можно не только рассказать, его можно и показать: К примеру, стишок «Идёт бычок качается»: на кисти руки нарисовать рожицу бычка.

- Исходное положение: ребёнок сидит на стуле, указательный и средний пальцы стоят на коленочке, остальные спрятаны в кулак. Движение начинается от живота.

Идёт бычок качается - С высоким подъёмом пальчики медленно шагают по коленке.

Вздыхает на ходу.

Ох, доска кончается, - Движение пальцев ускоряется

Сейчас я упаду. (На каждый слог – «шаг пальцем») - на последнем слове пальчики оказываются на краю коленочки и падают с коленочки на пол.

Принцип этой игры прост: о чём говорю, то и показываю.

Игра «Расскажи сказку»

 «Мы две сказочницы, а игрушки это наши слушатели. Сегодня мы им расскажем русскую народную сказку «Курочка Ряба». Я буду начинать, а ты продолжать». Для лучшего внедрения в роль, лучше накинуть на плечи платочки, завязать фартучки.

Взрослый: Жили-были…

Ребёнок: Дед да Баба.

Взрослый: И была у них.

Ребёнок: Курочка Ряба. … И т.д.

Затем можно предложить, чтоб ребёнок первый начинал, а вы продолжали рассказывать сказку.

Также можно театрализовать сказку куклами или самим исполнить роли, используя мимику, интонации и жесты персонажей.

Пальчиковый театр 

Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Задачи: Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра.

Как играть в пальчиковый театр?

Игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.

В 2-3 года дети готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.

С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий. 

В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Следует сначала просто познакомить с куколками малыша, дать ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем персонажи поочередно надеваются себе на пальчики и общение с ребенком происходит от их имени. Можно предложить ребенку надеть куколку на пальчик и попробовать пообщаться друг с другом. Далее перед ребенком разыгрывается сказка. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.

Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.

Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала следует научить ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делается акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т.д.). Что позволяет развить у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

Курочка Ряба

(пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки)

Дед и баба жили — были,

(«Дед» — покажите воображаемую бороду, «баба» — «наденьте»

 воображаемый платочек на голову и «завяжите» его под подбородком.)

Поначалу не тужили,

Но состарились однажды,

Что же было с ними дальше?

«Ох — ох — ох, дожили, дед,

Ничего нет на обед,

(Разведите руками в стороны.)

В подвале нашем пусто,

Закончилась капуста,

Пусто и в кладовке,

Ни свеклы, ни морковки.

(Загните указательным пальцем одной руки указательный и средний пальцы другой руки.)

Опустел давно сундук,

Там живет большой паук.

(Пальчиковое упражнение „Паучок“.)

Что же делать?

Как же быть?

Из чего обед варить?»

Дед ответил ей устало:

«Что с тобою, бабка, стало?

Видно, памяти не стало —

Я вчера на рынке был,

И курочку там купил,

(Пальчиковое упражнение „Курочка“.)

За нее пятак отдал,

(Соедините большой и указательный пальцы одной руки и округлите их, изображая „пятак“.)

Что на черный день лежал.

Цып—цып-цып, сюда иди,

Ты яичко нам снеси!»

(Положите большой палец одной руки на большой палец другой руки, остальные пальцы округлите и приставьте соединенные кончики пальцев

одной руки под кончики пальцев другой руки, чтобы у вас получилось яичко».)

«Хорошо! Давай-ка, дед,

Приготовлю я омлет!»

( «Омлет»: сложите ладони, немного округлив их.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по-другому.)

Дед, яичко-то не бьется,

Даже в руки не дается!«

«Дай-ка, бабка, посмотрю,

Его враз я разобью!

(Руки сожмите в кулаки, постучите одним кулаком по-другому.)

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!»

«Говорю тебе: не бьется,

Даже в руки не дается!

(Разведите руки в стороны.)

Да, пропал опять обед,

Не поели мы омлет.

(Покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед, за курицей сходи,

В дом ее ты приведи.

Цыпленочка из яйца

(Выполните пальчиковое упражнение „Цыпленок“.)

Выведет нам курица»

Мимо пробегала мышь.

(Покажите пальчиковое упражнение «Мышка».)

«Прочь пошла, воровка! Кыш!

Ой-ой-ой, яйцо разбилось!

(Положите ладони на щеки и  покачайте головой из стороны в сторону.)

Дед! Сюда!

Беда случилась!

Мышь по печке пробегала.

Я ее уже прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

В это время курочка

(Пальчиковое упражнение «Курочка».)

Вышла из-за уголочка:

«Почему ты плачешь, дед?

Вкусный вышел ли омлет?»

«Ой, беда у нас случилась,

Горе, горе, приключилось.

Мышь по печке пробегала,

Бабушка ее прогнала,

Но она своим хвостом

Яйцо задела, а потом…

Покатилось, покатилось…

И упало…

И разбилось…»

Отвечала курочка:

«хватит плакать, дедушка!

Хватит слезы вытирать,

Охать и вздыхать.

Я снесла для вас яйцо,

Новое, хорошее!

(Покажите «яичко», как описывалось выше.)

Не обычное оно-

Вот какое — золотое!

Вы с ним на базар идите,

Все, что надо, там купите:

(Загибайте пальцы в такт стихотворению.)

Лука, перца и капусты,

На столе не будет пусто!

Мяса, хлеба, молока,

Чтоб бабка блинов спекла,

Да еще яиц мешок,

И все будет хорошо!

 Игра «Помоги дедушке Ване навести порядок в огороде" по сказке "Репка". В этой игре Вы пополняете речевой словарь, учите ребёнка обобщению (то есть учите объединять предметы в общие группы).

Ребёнку предлагается помочь дедушке собрать: овощи; фрукты; и т.д. Ребёнок собирает и называет предметы, относящиеся к данному обобщающему слову. Например, "Репка, помидор, свекла, огурец…– «Молодец, ты помог собрать дедушке - овощи».

 Игра «Помоги Федоре навести порядок в доме» по сказке «Федорино горе».

Помогаем Федоре собрать: игрушки, посуду, одежду, и т.д.

Какие виды театра можно использовать в группе детского сада:

ü  Театр картинок - этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию.

ü  Театр на палочке вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

ü  Вязаный театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

ü  Конусный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Вашему вниманию были предложены несколько игр по разделам с использованием сюжета, чтоб Вы осознанно выбирали игру, и чтобы игра была не просто игрой, а небольшим сказочным действием.

Список литературы

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.
  2. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  3. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И. Ерофеева,  Зверева, О.Л.  — М.: Просвещение, 1994. – 128с.
  4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с
  5. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
  6. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121
  7. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие; – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008822, 0008823

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 57
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.