ИОД на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов» (Старшая группа)

  вт., 28.07.2015

Интегрированная организованная образовательная деятельность на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов»

в рамках тематической недели «Краски лета» (Старшая  группа)

Автор:

Горст Оксана Людвиговна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 146 города Тюмени

Цель: Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями.

Задачи:

«Социально – коммуникативное развитие»

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, следовать игровым правилам. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых действий. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество, инициативу.

2.«Познавательное развитие»

Расширять и уточнять представления детей о неживой природе.Формировать интерес к изучению камней, умение их исследовать, называть свойства и особенности. Упражнять в умении анализировать, делать выводы. Закрепить умение ориентироваться на территории участка с помощью  карты – схемы.

3. «Речевое развитие»

 Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, монологической формы связной речи) во всех видах деятельности.

4. «Художественно – эстетическое развитие»

Формировать умение создавать сюжетную композицию из природного материала, дополняя деталями, обогащающими изображение. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

Поощрять инициативность детей, умение располагать природный материал на плоскости.Способствовать развитию эстетического вкуса.

5.«Физическое развитие»

Обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности. Развивать быстроту, силу, выносливость, ловкость.  Закрепить умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом.

 Материал:

 

  1. Сундучок  с изделиями из камней.
  2. Карта –схема.
  3. 2 молотка, 2 гвоздя.
  4. Макет вулкана.
  5. Бассейн с водой.
  6. Брусочки из дерева.
  7. Камни, разные по размеру, форме, цвету.
  8. Лупы.
  9. Ведерки, лопатки, грабельки.
  10. Оборудование для перешагивания и прыжков.
  11. Конусы.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание коллекции камней.
  2. Просмотр мультфильмов:«Серебряное копытце», «Каменный цветок».

3. Просмотр презентаций «Драгоценные камни», «Самоцвет», «В мире камней».

4. Чтение произведений:

      -  П. Бажов«Данила Мастер»,  «Медной горы хозяйка»

 -  Ф. Кривин   «Сказка о полезных ископаемых».

 - Л. Токмаков  «Мишин самоцвет».                         

 Ход деятельности:

Дети выходят на прогулку, на асфальте возле детского сада лежат  стрелки, которые ведут на спортивный участок

- Ой, ребята,  что это? Наверное стрелки  нас куда-то ведут.

(На спортивном участке, на столе стоит сундучок с разными предметами, изготовленными из камней).

- Ребята, как вы думаете, что находится в этом сундучке? 

( Воспитатель открывает сундук,  в котором  находятся: статуэтка, бусы, кольца, сережки, браслет, подвески.Дети называют предметы)

- Ой, смотрите, сколько здесь разных предметов, возьмите по одному, рассмотрите  и назовите их.

- Ребята, а что общего у этих предметов? 

- А  я знаю интересное стихотворение.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке, годится на тысячу лет.

Он может, быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

     - Действительно, все эти предметы изготовлены из камней, которые находятся в недрах нашей земли. А камни все разные, отличаются цветом друг от друга. Может кто- нибудь знает, как они называются?

  

- Ой, ребята, на дне этого сундучка  лежит какое-то послание.

Да это - же карта!?

А для чего она нужна? 

- Видимо карта нам подсказывает маршрут, по которому мы сегодня  отправимся в интересное путешествие.

А компас поможет нам сориентироваться в пути.

-Вы готовы?

- Ребята, помните мы с вами читали рассказ про мальчика Мишу, который нашел камни самоцветы. Кем он хотел стать? (геологом). Вы бы хотели, как настоящие геологи,  отправиться в экспедицию  на поиски необычных камней?

- Какими должны быть геологи?

(Геологи должны быть сильными и смелыми, выносливыми,  уметь находить дорогу)

-А мы обладаем этими качествами? Тогда мы сможем преодолеть все препятствия и достичь цели.

А карта укажет  нам  маршрут.

Перед дальней и трудной  дорогой давайте скрепим нашу дружбу, и произнесем девиз:

      «Только смелый и упорный путь преодолеет гордо,

       А еще в дороге нужно знать секреты прочной дружбы.

       Один за всех – и все за одного!».

- Ребята, вы не против если я возьму на себя роль руководителя экспедиции?

(воспитатель надевает  компас на  руку)

-По компасу нам нужно двигаться на запад.

-Я предлагаю Илье и Ильнару взять с собой фотоаппараты и все интересное в экспедиции сфотографировать.

- Ну что ж, нам пора отправляться в путь. А чтобы нам не потеряться, встанем друг за другом.

(Дети строятся в одну колонну, движутся вперед друг за другом, преодолевая различные препятствия)

Ходьба змейкой между конусами

  Прыжки через лесенку - чудесенку

  Перешагивание через лесенку-чудесенку

 (Воспитатель заранее прячет камешки в песочнице.)

-Ребята, давайте обратимся к карте, так,   где же  мы начнем поиски камней(изображение песочницы под номером 1)

- Да, ребята, именно  в этой песочной долине нам предстоит  найти по одному камню. Давайте воспользуемся инструментами, которые здесь лежат.

(возле песочницы лежат лопатки, грабельки)

 - Работаем аккуратно, не мешаем друг другу, аккуратно снимаем верхний слой песка.

(Дети ищут в песочнице камни с помощью лопаток и грабель.)

- Ребята, к какой природе относятся  камни?

-  Почему?

-А где мы можем их увидеть?

(на улице, в горах, в море, на даче, в аквариуме, в лесу).

  -Как люди используют камни в своей жизни?

(Строят мосты, дороги, дома, станции метро)

- Давайте  рассмотрим, изучим  наши находки  с помощью лупы.

- Чем они отличаются?  (размером, цветом, формой, рисунком).

- Давайте поиграем с нашими находками в игру «Найди пару».

-  Еще раз скажите, по  каким признакам можно подобрать пару?  Пока музыка играет - мы танцуем, как только музыка замолчала, подбираем пару.

- По какому признаку вы подобрали пару?..  Поменяйтесь камнями.

- Как вы думаете, легко ли сломать камень?   Как это можно сделать? Попытайтесь.

- Так какой можно сделать вывод?

(Камни прочные, твердые.)

- Как вы думаете камень тверже дерева? А как мы это можем проверить? Ну что ж давайте проведем эксперимент.

(Воспитатель предлагает двум мальчикам  вбить гвоздь в камень и в брусочек дерева)

- Что получилось?

 (гвоздь вошел в дерево, а в камень вбить невозможно).

Какой   сделаем  вывод:

(камень тверже дерева.)

-А вам интересно,  как камень и дерево будут себя вести в воде?

(Дети подходят к бассейну  с водой.Аккуратно опускают сначала камни,  затем брусочки дерева в  воду)

  

  -Ребята, а сейчас, какой мы можем сделать вывод?

(Камень тонет, он тяжелее воды; дерево плавает, оно легче воды.)

- Ребята, в старину люди считали, что камни различаются  магическими свойствами: лечат разные болезни, влияют на самочувствие человека, его настроение.

- А чтобы у нас было веселое настроение, предлагаю поиграть.

Музыкально – ритмическая игра «Поднимаем настроение»

- Мы продолжаем нашу экспедицию, рассмотрите карту и назовите следующий пункт назначения.

(На карте изображен вулкан под номером 2).

- Ребята, вы догадались, что это? Давайте  подойдем и рассмотрим его.

- Как называется верхняя часть вулкана? 

- Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами.

- А вы знаете,  как  называется огненная жидкость, выходящая из вулкана?  (лава)

-Какие бывают вулканы?  (спящие, действующие, потухшие).

Вы хотите увидеть пробуждение вулкана? 

- Сейчас резервуар наполняется необыкновенной жидкостью и  вы увидите, что произойдет  (извержение вулкана).

 - А вы знаете, что некоторые горы образуются после извержения вулкана?

– Давайте построим гору.

Игра “Гора”

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь.(часть детей отходят в сторону)

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

- Раз, два, раз, два – собирается гора.

- Смотрите, ребята, сколько  камней лежит у подножья горы.  А для чего же они нам могут пригодиться? Может они нам пригодятся в нашей творческой мастерской?  Предлагаю их собрать и взять с собой.

- Давайте обратимся к карте, так где у нас находится творческая мастерская?

(на карте изображена веранда под номером 3).

- Посмотрите, художник начал изображать картину, но не закончил ее.

- А какими изобразительными средствами можно создать картину?

(мелками, карандашами, красками).

-Ребята, картины могут создаваться не только красками и карандашами, но и природными материалами.  Как вы думаете, чем мы можем ее украсить?

-Какого цвета камни подойдут для изображения реки? 

-Для изображения горы, солнца, облаков?

- Ну что ж, приступаем к работе. 

(Практическая часть: выкладывание картины из камней.Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение.)

- А давайте попробуем выложить у подножья горы камни, которые покрупнее, а остальную часть горы выложим из мелких.

- Посмотрите, как удачно у нас получилось, гора выглядит, как настоящая.

- Какая красивая и необычная картина у нас получилась, мы обязательно вечером   покажем ее своим родителям.

-Ребята, мы проделали с вами такой огромный путь, предлагаю устроить привал: разбить палатку, приготовить обед. А из чего мы соорудим  палатку для отдыха?

(изготовление палатки  из лесенки – чудесенки. Звучит песня «Друг»).

Самостоятельная игровая деятельность с выносным  материалом.  

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 5049
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.