«Такой разный песок» экспериментальная деятельность на прогулке |
вс., 18.02.2018 |
Составители:
Зуева Л.А., Смирнова Е.Ю.,
воспитатели
МАДОУ детский сад №158 города Тюмени
Задачи:
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
- Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия
- Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая за-нимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам;
- развитие умения отвечать на вопросы, рассуждать;
- Показать, как человек в своей жизни использует песок,
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку
играть, трудиться, заниматься сообща.
Материалы: книга знаний о песке,песок речной, лупы, стаканчики с песком, стаканчики с водой, ложечки, магнит, одноразовые тарелки, сенсорная коробка (чудесный мешочек), покрывала, одноразовые стаканчики прозрачные, весы, 2 одинаковые чашечки, 2 ведерка детских, плечики, клей пва, сахар, кисточки, раскраска.
Ход образовательной деятельности:
Вводная часть: (дети идут на участок и встречают плачущего Незнайку).
Воспитатель: Незнайка- здравствуй, как у тебя дела, ты чем то расстроен?
Незнайка:Жители Цветочного города: Знайка, Пончик, Сиропчик, Пилюлькин, Гусля,Тюбик- собрались в путешествие на воздушном шаре, а меня с собой не берут.
Воспитатель: Почему?
Незнайка: Они думают, что я глупый, ничего не знаю. А чтобы, я им доказал обратное, дали мне вот эту коробку и книгу. Я должен узнать, что в этой коробке лежит и при помощи этой книги рассказать о содержимом коробки. Ну я никак не могу понять, что там лежит. Помогите мне ребята.
Воспитатель:Ребята поможем Незнайке справиться с заданием, которое дали жители Цветочного городка? И они обязательно захотят взять тебя в путешествие на воздушном шаре.
(дети по очереди засовывают руку в сенсорную коробку и высказывают предположения о содержимом).
Воспитатель: Ребята, на коробке написано: « что в коробке ты узнаешь, коль загадку разгадаешь»:
«Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже»
Воспитатель: Ну что ж, Незнайка, ребята помогли тебе разгадать загадку о содержимом коробки - это песок. С коробкой мы разобрались, теперь посмотрим, что в твоей книге.
(Незнайка достает из рюкзака или тележки книгу и рассматривает с детьми первую страничку.Первая страничка - задание от Знайки).
Воспитатель: Для того, чтобы выполнить задание от Знайки нам понадобится увеличительное стекло.
(Незнайка, воспитатель и дети, проходят на участок к покрывалу, где лежат лупы и одноразовые тарелочки).
Опыт №1 (Состав песка).
Воспитатель: Давайте насыплем на тарелочки небольшое количество песка, поднесём лупу, внимательно рассмотрим, что вы видите?
Дети: Мы видим мелкие песчинки. В песке есть камешки. Они разные по форме, размеру и цвету.
Воспитатель: Правильно. А теперь возьмём песок в руку и обследуем его на ощупь. Что можно сказать, какой он?
Дети: Песок сухой и шершавый.
(Незнайка и ребята открывают вторую страничку книги - задание от Пончика. Незнайка достает из рюкзака сахар. Для выполнения этого задания ребята и Незнайка проходят к бревну, где приготовлены прозрачные одноразовые стаканчики, ложечки, вода).
(Незнайка достает из рюкзака мешочек с сахарным песком).
Опыт №2.
Воспитатель: Давайте проверим, растворяется ли песок в воде или нет? У вас на столах стоит сахар, добавим туда воды, и размешаем. Что мы видим?
Дети: Сахар растворился.
Воспитатель: А сейчас ребята возьмём стакан с водой и насыплем туда ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком?
Дети: Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.
Воспитатель: Перемешиваем. Хорошо перемешиваем. Ну что, растворился? Давайте сравним. Сахар растворился в воде, не изменив её цвет. А песок не растворился и изменил цвет воды. Песок тяжелый, он осел на дно.
Так какой мы можем сделать вывод?
Дети: Песок не растворяется.
Вывод: Из этого опыта можно сделать следующий вывод. В песке обязательно есть пыль. Песок тяжёлый. Песок не растворяется в воде. Песок окрашивает воду.
Опыт №3.
(Незнайка и ребята рассматривают третью страницу книги- задание от Сиропчика.Дети насыпают в тарелочку песок и добавляют воды).
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, чем еще отличается мокрый песок от сухого?
Дети: Мокрый песок - темнее. Сухой песок – светлее.
Воспитатель: Ребята, ваше наблюдение абсолютно верно.
(Незнайка и ребята рассматривают четвертую станицу книги- задание от Пилюлькина). Какой песок тяжелее сухой или мокрый? Дети и Незнайка переходят к песочнице, где стоят два детских ведерка в одном- сухой песок, а в другом –мокрый.
-Путем одновременного поднимания сравнивают какой песок тяжелее.
- На весах сравнивают.
- При помощи плечиков.
Воспитатель:
Давайте возьмём в одну руку ведерко с мокрым песком, а в другую с сухим, что мы наблюдаем? Какой песок легче?
Дети: Сухой песок легче. Мокрый песок тяжелее.
Воспитатель: А почему?
Дети: В мокром песке есть вода. Вода увеличивает вес.
(Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру:«Мокрые и сухие песчинки».)
(Незнайка с ребятами рассматривают пятую страницу книги- задание от Винтика и Шпунтика, где используют песок). В книге иллюстрации
- кирпичный дом
- пожар
- гололед
- стекло
- песочные часы
- для игр в песочнице
(Незнайка с детьми рассматривают иллюстрацию с заданием от Тюбика). Чем можно рисовать на сухом песке:
-пальцем
- локтями
- палочкой
- брызгалкой
- раздувать тубочкой
На мокром песке:
- попробовать раздуть трубочкой
Вывод: мокрый песок не раздувается, он не сыпучий, т.к. песчинки слиплись, между песчинками вода, а в сухом песке между песчинками воздух, по этому сухой песок сыпучий и рассыпчатый.
- отпечатки можно отставлять, игра «Чей след?».
( Незнайка с детьми рассматривают последнюю иллюстрацию в книге, в которой Тюбик предлагает раскрасить картинку при помощи песка).
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами помогли Незнайке, где изучили удивительные свойства обычного песка. Давайте вспомним их.
- Прежде всего, скажите мне, что такое песок? (Песок – это природный материал, состоит их мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер.Песок может содержать частички металла).
- Какими свойствами обладает песок? (Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, двигаться, изменяет свои свойства под воздействием воды.)
- Где применяется песок? (В строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололёд, для игр, песком можно рисовать.).
Интернет - ресурсы по теме:
http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606316/
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog50943/konspekt-letnei-progulki-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na-temu-pesok-i-voda.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/14/kartoteka-opytov-i-eksperimentov-s-peskom
http://dar-baby.ru/club/igry_s_detmi/285/9370/
http://doshkolnik.ru/okr-mir/15610.html
https://neposedi-egords21.edumsko.ru/articles/konspekt_zanyatiya_svojstva_peska_i_ego_primenenie_v_starshej_gruppe
Фотографии из архива педагогов МАДОУ д/с №158 г. Тюмени
Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А № 0004898 - " Серия А № 0004899
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf