"Муравьиною тропой" Сценарий тематической прогулки на участке ДОУ

  пт., 28.07.2017

Автор:

Тишина Дарья Александровна,

воспитатель

МАДОУ ЦРР детский сад №123 города Тюмени

Образовательная область «Познание»

Цель: Расширять знания и представления  о муравьях как о насекомых

Задачи:

Познакомить с образом жизни муравьев, распределением обязанностей,  устройством  муравейника.

Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять правила поведения в лесу

Развивать эмоциональную отзывчивость

Активизировать и обогащать словарь

Оборудование:

Фигурки муравьев: фуражир, солдат, строитель, «заколдованный муравей»;   макет муравейник из гипса; экологический знак «Не разоряйте муравейники»;

детали для иготовления муравьев (пенопластовые шарики, проволока, упаковки откиндер сюрпризов, глаза)

Предварительная работа:

Просмотр фильма «Кого пасут и доят муравьи»,

Наблюдение за муравьями на прогулке

Чтение и обсуждение произведения В.Бианки «Приключениямуравьишки»,

просмотр и обсуждение мультфильма «Путешествие муравья».

Ход прогулки:

При входе на участок видим игрушечную собаку с письмом в зубах.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел!  Собачка, интересно что же она нам принесла?

Дети: Письмо.

Воспитатель: Ребята, это письмо для вас.  Хотите узнать, от кого оно?

Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова, 
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей.)

Воспитатель:Да, это письмо от муравья. Давайте почитаем!

«Дорогие ребята группы «Ромашка», как хорошо, что вы вышли на прогулку. Я  простой муравей, злой паук заколдовал меня, превратил в невиданное насекомое, и  меня не узнают мои братья- муравьи и не пускают в наш дом. Помогите мне избавиться от чар.  Чтоб найти меня, пройдите по порядку по дорожке из камней.» Ребята, поможем муравьишке?

Дети: Да!

Воспитатель:Давайте вспомним, что мы знаем о муравьях. Поиграем в игру «Да-Нет».

Муравей это птица?

Муравей такой большой?

Муравей маленький?

Дом муравья это нора?

У муравья четыре лапки?(ответы детей)

Воспитатель:Молодцы, давайте обобщим: Муравей - маленькое насекомое, у него шесть лапок, живет в муравейнике. А еще у него, как и у всех насекомых, тело разделено на части, у муравья их три:голова, грудь, брюшко. Пойдем искать муравья.  Какая первая цифра?

Дети: Один.

Воспитатель:Нашли камушек с цифрой  один? (рядом с цифрой сидит муравей)

    

Воспитатель: Смотрите ребята, кто это у нас тут?

Дети: Муравей!

Воспитатель: Давайте проверим: шесть лапок, усики-антенны, тело, разделенное на три части (голова, грудь, брюшко). Точно, муравей. Ребята, этот муравей мне на ушко сказал,  что он муравей- «фуражир».Оказывается, в муравейнике у каждого жителя есть своя профессия. Что же делает муравей с такой интересной профессией «фуражир»?(предположения детей)

Воспитатель:Фураж –это зерно, которым кормят животных. (ответы детей)

Воспитатель: Еще эту профессию можно назвать муравей-добытчик. Он приносит в муравейник еду. А что же едят муравьи? (ответы детей)

Воспитатель: Да, муравьи едят плоды, семена трав,сок растений, грибы  и других насекомых. Муравьев еще называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему. (ответы детей). Да, они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу. Пусть муравей –фуражир продолжает свою работу, а мы пойдем дальше, какая у нас следующая цифра?

Дети: Два!

Воспитатель: Вот он камушек с такой цифрой. Еще один интересный муравей.

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, что за профессия у этого муравья? (ответы детей)

Воспитатель: Да, это муравей –солдат, он охраняет муравейник от других насекомых, захватывает новые территории. А как вы думаете, от кого муравей защищает своих товарищей? Кто в лесу питается муравьями? (ответы детей)

Воспитатель: Муравьев очень любят есть ежики, птицы, например, дятел или синичка, и даже такой большой зверь, как медведь, любит полакомиться муравьями, он засовывает лапу в муравейник, и когда на ней оказывается много муравьев, слизывает их.  Идем дальше к следующей цифре.

Воспитатель: Вот он камушек с цифрой три, а радом муравей в каске… Какая же у него профессия? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, это муравей строитель. Что же он строит?

Дети: Муравейник!

Воспитатель: Как вы думаете, из чего строят свои дома муравьи?(ответы детей)

Воспитатель: Да, из веточек, иголочек, кусочков коры.  Муравьи очень много работают, и почти никогда не спят, у них на все хватает сил. Чтоб нам с вами тоже хватило сил давайте сделаем специальную «муравьиную зарядку»:

 Физкультминутка

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад - вперёд

И совсем не устаёт. (Движения по тексту)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а я вижу  муравейник!!! Давайте подойдем и посмотрим….

Воспитатель:Смотрите, сверху муравейник  покрыт  иголочками  и веточками, такое покрытие защищает его во время плохой погоды.  Хотите посмотреть, как устроен муравейник внутри? 

В муравейнике есть входы, чтобы можно было в него попасть и жителям, и свежему воздуху.

Самая верхняя комната, называется «солярий», муравьи туда заходят погреться весной.

А вот в этой комнате организовано «зернохранилище», сюда муравьи-фуражиры приносят найденное зерно.

Гусениц и другую добычу муравьи хранят в специальной «мясной кладовке».

А что же это у нас такое зелененькое  в этой комнате?  (предположения детей)

Воспитатель: Это «коровник», тут муравьи содержат тлю. Они очень любят сладкое молочко тлей, которое называется «падь», поэтому ухаживают за этими насекомыми, охраняют их и на зиму приносят в муравейник, чтоб они не замерзли.

А это «зимняя спальня», здесь муравьи собираются в кучку, закрывают все входы и спят до весны.

А что же это за комната с короной? (ответы детей)

Воспитатель: Да, это царская комната, где живет королева муравьев, которая откладывает яйца.

Есть в муравейнике и «детский сад»,где содержатся яйца, личинки и куколки.

Ребята, как вы думаете, легко ли маленьким муравьям построить такой большой и сложный дом? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, им очень сложно, у них на это уходит очень много времени и сил. Поэтому нельзя разорять муравейники. Даже есть такой специальный знак, давайте его поставим рядом с нашим муравейником (Установка экологического знака).

Воспитатель: Ребята, нам же надо спасти муравьишку, у нас остался последний камушек с  цифрой четыре. Вот и он, а это что за странное существо рядом???

Воспитатель:Да, это и есть наш заколдованный муравей, мы можем его расколдовать и убрать все лишнее. Что у него не так? (по мере ответов детей лишние части убираются)

Дети: Восемь лап вместо шести (закрепляем,  что у всех насекомых шесть лап)

Жало (уточняем,  у каких насекомых есть жало)

Не должно быть перьев (проговариваем, что перья только у птиц)

Лишняя часть ( напоминаем, что у муравья три части :голова, грудь и брюшко)

Крылья (Объясняем, что на самом деле можно встретить муравьев с крыльями: это будущие королевы которые вылетели из гнезда чтоб найти жениха и место под новый муравейник, потом они эти  крылья себе отгрызают. Но раз наш муравьишка не королева, крыльев у него не может быть.)

Воспитатель: Ура, ребята! Мы спасли муравьишку и так много сегодня узнали про жизнь муравьев. Давайте вспомним, что интересного и нового мы про них узнали?

Хотите попробовать сделать муравьев из  разного материала?

Используемая литература:

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, 304.

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-v-srednei-grupe-na-muravinoi-poljanke.html

 https://www.youtube.com/watch?v=vn9U9om-3Nw

 Фотографии из архива детского сада №123.

"Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004374

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 7418
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.