Сценарий досуга в подготовительной группе «Весела была беседа» |
пт., 20.12.2013 |
Подготовила и провела:
Семенец Ирина Владимировна,
воспитатель
МАДОУ Боровский детский сад
«Мастерок»
Цель: продолжать знакомить детей с бытом русских крестьян , с избой, печью- главной частью избы; расширить и углублять представление о старинных семейных обычаях.
Развивать внимание, память, мышление
Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, доброту и любовь друг к другу.
Предварительная работа чтение народных сказок, слушание русских народных песен, беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины» , «Русская изба», «Я и мое имя».
Материалы и оборудование :атрибуты русской избы.
Ход:
Музыкальное сопровождение , песня «Коляда»
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Я приглашаю вас в путешествие!
Идем друг за другом .На пути- камень..
Что это за камень? А камень не простой, на нем, что-то написано!. Я прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь - далеко не уйдешь
Направо пойдешь - много интересного найдешь
-Дети, куда же пойдем?
Дети: Направо
Воспитатель:
-Ну, что же в путь! Вот мы и пришли!
-Дети, куда мы попали?
Дети: В русскую избу.
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице, Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой , праздник радостный! По обычаю старинному посиделками называется. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома!
Я, ребятки, вас ждала!
Пироги в печи пекла.
Скатерть гладила потом
Старым русским утюжком
Стены все и уголки
Украшают рушники
Я сама их рисовала,
Ярким шелком вышивала.
Нитки я брала потом,
Да узор плела крючком,
В ступке я муку молола,
Топором дрова колола,
Вот что значит горница-
Горница- узорница!
-Какое красивое слово-горница. Так что оно означает?
Дети: Комната
Воспитатель: Да, верно.
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Дети, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся(дети здороваются)
Мы гостей встречаем
Вкусным , румяным караваем. (Дети встают в круг, поют русскую народную песню «Каравай»)
Воспитатель: А теперь будем праздник продолжать!
Будем петь, шутить, играть!
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор:
-Утки
Дети: В дудки!
Воспитатель: Кошки
Дети: В ложки!
Воспитатель: Тараканы
Дети: В барабаны!
Воспитатель: Кукушки
Дети: В колотушки!
Воспитатель: А веселые скворцы заиграли в бубенцы!
Играют, играют,
Всех потешают!
Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!
Отгадайте- ка ребятки,
Музыкальные загадки!
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит!
Что это за Тит?
Дети: Гармошка
Хозяйка: А теперь немножко
Поиграем на гармошке .(дети имитируют игру на гармошке)
Хозяйка: Слушайте третью загадку:
Какими инструментами можно щи хлебать?
Дети: Ложками! (дети имитируют игру на ложках)
Хозяйка: А теперь, ребятки, самая – самая трудная загадка, слушайте:
Срезали ветки острыми ножами,
Запела каждая семью голосами.
Что же за инструмент получился?
Дети: Дудочка.
Хозяйка: Заиграли дудки
Дудки- самогудки!
(дети имитируют игру на дудочке, а мальчик танцует)
Хозяйка: Ребята, я слышу какой- то шум за дверью. Кто-то, видимо, опоздал на наши посиделки. ( В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга)
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?
Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму.
Вы, соседки, отдохните,
Да все толком расскажите.
Соседка 1: У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили
А огонь не загасили.
Соседка 2: Пришел дедушка Фома,
Расседая борода,
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Соседка 1: Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной,
Что тушил он бородой!
Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.
(соседки проходят, садятся, продолжая тараторить)
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.
Раз- два- три - замри!
Игра «Молчанка»
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Ну что, тараторки, игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)…Придумала!
Вам, девчоночки- болтушки,
Спеть придется нам частушки!
Соседки: Да для нас такое дело
Очень даже просто!
«Чепуха» - частушки- русская народная мелодия
Соседки: Вы послушайте , ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Соседка 1: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Соседка 2: На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха!
Муха злится на арбуз. Что не лезет в брюхо!
Соседка 1: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Соседки: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли ,плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, соседушки ,за частушки потешные!
Где песня льется,
Там легче живется!
Но в старину на посиделках не только пели да плясали ,но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели , мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.
Ну-ка, девицы-рукодельницы, выходите,
Свое уменье покажите!
Игра «Намотай нитку в клубок»
Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.
Воспитатель: Хозяюшка, засиделись мы что-то слишком, не сыграть ли нам в «Ловишки», а может, лучше не в «Ловишки», а в «Горелки»?
Хозяйка: Ну что ж?
Давайте, ребята, в «Горелки» играть,
Веселой игрою гостей развлекать!
Игра «Гори ,гори ясно»-русская народная мелодия
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Как назывался такой дом? (Изба)
И все в избе было сделано из дерева :и пол, и стены, и потолок, и мебель, и посуда.
-Послушайте загадку:
Стоит изба из кирпича
То холодна , то горяча.
Дети : Печь
_Да, печь - самое главное в деревенской избе. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Русская печь всегда стояла посреди избы. Без печки нельзя было обойтись. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка-мать родная».
Печка не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. Здесь можно было спать. Для этого делали специальную лежанку.
Воспитатель: Дети ,а в каких сказках встречается печь?
Дети.-«Гуси-лебеди»,»Колобок», «По-щучьему велению».
Воспитатель. Что же еще мы можем увидеть в русской избе? Отгадайте загадки.
1. Под крышей -ножки
На крыше -ложки
А рядом с ними
С похлебкой плошки. (Стол)
2. Книзу узок, верх широк.
Не кастрюля-… (Чугунок)
3. Не бык, а с рогами,
Не ест, а еду хватает,
А что схватит - отдает. (Ухват)
4. Колесо я заверчу
Веретёнце закручу.
Тянись нитка моя,
Нитка шёлковая. (Прялка)
Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.
Воспитатель: Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Детей чаем угощать!»
Игра: «Самовар»
Выход под музыку:
Все поют: Мы славно гуляли
На празднике нашем.
Нигде не видали
Мы праздника краше!
Так будьте здоровы,
Живите богато,
А мы уезжаем
До дому, до хаты!
Литература:
1.Алябьева Е.А. Нравственно- этические беседы и игры с дошкольниками.- М.:ТЦ Сфера, 2004.
2. «Дошкольное воспитание» №6, 2011 «Предметы русской старины».
3.Протасевич О.А. «Быт и традиции русской старины» ж.Воспитатель №9, 2012.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002291,
штрих код (№ квитанции) 62502669050322 Дата отправки 21 декабря 2013 г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf