Ямал мой необыкновенный! Литературно-музыкальная композиция |
вт., 11.06.2013 |
Автор:
Пархомчук Елена Борисовна,
музыкальный руководитель
МАДОУ ЦРР ДС «Солнышко»
города Муравленко
Программное содержание:
- Приобщать детей к культуре и традициям северных народов (ханты, ненцы – финно-угорская группа), населяющих наш Округ;
- Знакомить с музыкальной культурой народов Севера, их традициями; с творчеством музыкантов, поэтов; напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен; самобытностью творчества народов Севера;
- Развивать умение видеть красоту северной природы;
- Воспитывать любовь к родному северному краю, уважение к ее народам.
Реквизит: украшения детской одежды орнаментами; колокольчики, бубен Шамана; фрагмент чума; разноцветные шифоновые шарфы (для танца).
Музыкальное оформление: «Музыка Севера» Г. Лагея, песня И. Корнилова «Северный край», песня «Увезу тебя я в тундру» М. Фрадкина.
Предварительная работа: разучивание песен, стихов, танца, хоровода народов Севера, национальных игр.
Действующие лица: Взрослые: Ведущая, Шаман, Хозяйка чума, Важенка (Олениха); Оленёнок – ребёнок.
Ход мероприятия:
Ведущая: Скажите, дети, как называется наш край, в котором мы живем? (Ответы детей) Правильно. А знаете ли вы, что означает слово «Ямал»? (Ответы детей) Правильно! Край земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово “Ямал”. С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность людей - смельчаков, живущих здесь. Но силён человек! На ЯМАЛе живут и работают оленеводы, рыбаки, нефтяники и газовики.
Суров мой Север лишь на первый взгляд,
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою.
- Чем же интересен наш Ямальский край? ( Ответы детей)
- Правильно. Здесь добывают нефть, газ. Много буровых вышек возвышается над тайгой.
Звучит песня И. Корнилова «Северный край» (1-ый куплет)
Дети читают стихи:
«ЯМАЛ»
Ты долго ждал свой день, Ямал,
И этот день настал,
Когда над древнею землёй
Твой флаг затрепетал.
Земля оленей и снегов,
Гордись такой судьбой!
Сегодня ход твоих часов
Сверяет мир с тобой.
Земля людей, земля богов,
И нам её хранить!
Пусть солнце с дальних берегов
Спешит сюда в зенит!
«Жители Ямала»
На Ямале мы живем, дружно песенки поем,
Будем жить мы здесь всегда –
Не страшны нам холода!
Пусть свирепствуют метели,
А мы шубки все надели!
Все обулись, потеплей: «На – мороз! Там веселей!»
Ведущий. Дети, а вы любите необычные путешествия? (Ответы детей) Тогда я вас приглашаю в путешествие по ЯМАЛу. Предлагаю отправиться на оленьих упряжках. Ну что, поехали!
Звучит песня “Увезу тебя я в тундру» (Дети под музыку, имитируя езду на оленях (тройка детей – впереди «олень», двое сзади), двигаются по залу)
Ведущий. Вот мы и приехали. Остановка первая! (Раздаются удары бубна, выходит Шаман с бубном)
Ведущий. Здравствуйте. Кто же нас встречает? (Ответы детей) Шаман, куда ты нас поведешь?
Шаман. Дорогие ребята, я приглашаю вас в стойбище «Поэтическое», где живут поэты. Они воспевают красоту нашей северной земли. (Шаман ударяет в бубен)
Ведущий. Среди наиболее выдающихся поэтов Севера: Иван Истомин, Леонид Лапцуй, Роман Ругин, Прокопий Салтыков и другие. Они были выходцами из семей оленеводов, рыбаков, охотников. Итак, в добрый путь к нашим северным родникам!
Дети читают стихи северных поэтов:
1 ребенок. Пойдем со мной в наш тихий лес -
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч и еще немножко! Роман Ругин.
2 ребенок. Когда солнце над тундрою светит,
Тундре радость несет оно,
Когда много друзей на свете,
Сердце счастьем озарено. Иван Истомин.
3 ребенок. Оленья упряжка по тундре летит,
Морозец приятно лицо холодит.
На нартах хозяин оленей сидит.
Он едет с охоты, он очень спешит. Саша Сычева
4 ребенок. Морошка, морошка – тоненькая ножка.
Ягода-фонарик, сладостью одарит.
Солнца луч в окошке – золотые рожки!
5 ребенок. Там, под северным сияньем,
Там, где вечная зима,
Там, под снежным одеялом,
Есть далекая земля.
Под крылом гагары белой,
Где склонил главу Урал,
Спит земля в постели нежной,
Имя той земли – Ямал!
Ведущий. Какие чистые, добрые, искренние стихи, написанные сердцем и душой.
Шаман. А теперь мы с вами, дорогие дети, едем дальше, в стойбище «Певунья».
Звучит песня “Увезу тебя я в тундру» (Дети двигаются по залу)
Ведущий. О Ямале – уникальном Северном крае России сложено немало песен. Своеобразная красота северной природы, душевность живущих здесь людей воодушевляет на творчество. Тут и солнечный свет, и осенняя грусть, и белые ночи, и восторженная любовь к родному краю.
Песня “Пуровский вальс ”, муз Леонтьева
Ведущий. У народов севера своя культура. Язык их очень музыкален. Сейчас вы услышите песню о солнечной тундре.
Песня «Солнечная тундра», муз. Семена Няруй.
Шаман. А теперь мы с вами, ребята, едем дальше, в стойбище «Плясунья».
Ведущий. Танцы народов Севера!.. Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. В танцах мы встречаем быстрого оленя, ленивого медведя, легкокрылую чайку. В танцах оживает северная природа.
Танец «Северное сияние»
Шаман. Я приглашаю вас в волшебный мир мудрых народных сказок и легенд. Мы отправляемся в стойбище «Сказочное»! (Ударяет в бубен)
Звучит песня “Увезу тебя я в тундру» (Дети двигаются по залу)
Шаман. Сказки северяне придумывали для своих детей, чтобы они знали родной край, птиц, зверей и рыб – все, чем богата северная земля. Чтобы, слушая сказки, дети учились быть смелыми и честными, добрыми и умными. Главным героем северных сказок является человек – охотник, рыбак, оленевод, покоряющий суровую природу. И женщина-мать – хранительница очага. (Ударяет в бубен)
Сценка “Оленёнок Ру-ду-ду ”
В зале появляется Важенка (мама Оленёнка), напевает песню:
Пеку я всевозможные бисквиты и пирожные,
С брусничкою — искусно, чтоб было очень вкусно!
Готова всех я угощать, хоть торт сама не ем.
Рецепты сладостей своих могу назвать я всем!
(Зовёт Оленёнка): Ру-ду-ду-у-у!!! Ру-ду-ду-у-у!!!
Олененок. Я здесь, мамочка! (В зале появляется Оленёнок)
Важенка. Ну как, напрыгался, дружок?
Олененок. Меня ещё зовёт тайга, там мох и ягель — там еда.
И я бегу, бегу, бегу... и к небу я взлететь хочу!
Чтоб лучик солнышка достать, и на земле с ним поиграть.
Но почему я не лечу? Понять я, мамочка, хочу!
Важенка. Глупенький ты, Олененок Ру-ду-ду!
Твоё вниманье обращу на копытца твои – они немножко тяжелы.
На них ты можешь попрыгать, и ножками слегка подрыгать.
Ты ими можешь постучать, и по дорожке пробежать. (Оленёнок скачет, прыгает, бьёт копытцами)
Олененок. Как здорово, что Оленёнок я! Дай, мама, обниму тебя! (Обнимает)
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости. Как хорошо, что мы с вами повстречались. Важенка, какой славный у вас сынок!
Важенка. Я его очень люблю! Только он такой непоседа!
Шаман. Здравствуй Важенка! Здравствуй Ру-ду-ду! Нам с ребятами пора отправляться дальше, в стойбище «Загадочное». Присоединяётесь к нам!
Ведущий. Дети, а знаете ли вы коренных жителей, которые живут на севере? (Ответы детей: ханты, манси, ненцы, селькупы.)
Шаман. Ну, что поедем к ним в гости? (Ударяет в бубен. Дети под музыку двигаются по залу)
Шаман. Стойбище «Загадочное»! Теперь, ребята, мы с вами зайдём в хантыйский чум. (Хозяйка чума встречает детей)
Хозяйка чума. Добро пожаловать, дорогие друзья! Я рада встречи с вами и хочу загадать вам загадки. Наши дети всегда собираются в чуме у огня и любят загадывать друг другу загадки. (Загадывает загадки):
- Не из камня, не из бревен – из оленьих шкур построен. (Чум).
- Чуткий, стройный и высок, гордо голову несет.
От рогов густая тень – вот красивый зверь… (Олень)
- Мягок, а не пух, зелен, а не трава. ( Мох)
- В тундре голой и холодной оленей стадо он пасет.
Зря тут бродит, волк голодный, к стаду он не подойдет.
Потому что это стадо стережет… (Оленевод.)
- Кто зимою в шубке белой? Летом – в серой любит бегать?
Всеми признанный трусишка, наш любимчик – КТО? (Зайчишка)
- В наших северных лесах есть красавица в мехах,
Черно-серебристая, шубонька пушистая,
Пышный хвост – её краса! Чернобурая … (Лиса)
Хозяйка чума. Мне понравились ваши ответы, ребята. А давайте играть! Я буду называть грибы, если гриб съедобный - вы хлопаете, а если гриб ядовитый – топаете.
Игра «Отгадай, какой гриб!»
- А какие ягоды можно встретить на болотах и в тайге? (Ответы детей: клюква, брусника, голубика, морошка, черника.)
Звучит «Песенка про черничку», муз. В. Алексеева
Хозяйка чума. Вы отлично справились с заданиями и замечательную песенку спели. Я дарю вам колокольчик, чтобы он помогал вам в путешествии. А ещё для вас у меня есть добрый совет: дерево, цветок, трава и птица – не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся – одни. Берегите, дети, природу! Желаю вам радости в жизни и улыбок! (На хантыйском языке говорит: «Нягань», дети благодарят хозяйку чума и отвечают: «Па Яма Улаты. До свидания.»)
Шаман. Мы продолжаем наш путь, и следующая наша остановка в стойбище «Игрунья». (Ударяет в бубен)
Ведущая. У коренных жителей Севера есть игры, традиционные только для них. Умению жить в тундре северяне учатся с малых лет. Едва мальчик начинает ходить, отец мастерит для него наточку и детский аркан, а для девочки мама шьет сумочку для рукоделия – буче. А еще малышу дарят оленьи рога, с которыми он может играть. Игры связаны с охотой, рыболовством и оленеводством.
Игры: «Ручейки, реки и озера», «Важенка и оленята».
Шаман. Дорогие ребята, я очень рад, что сегодня встретился с вами! Я понял, что вы знаете и любите наш северный край, наш Ямал!
Ведущий. А мы с ребятами, благодарим Вас за интересное путешествие и приглашаем в хоровод.
«Северный хоровод» муз. и сл. народные
(Шаман, Хозяйка чума и Важенка прощаются с детьми. Уходят.)
Ведущий. Вот и заканчивается путешествие по Ямальскому краю. Надеюсь, что вы ещё сильнее полюбите эту северную землю, на которой живете.
1 ребёнок. Здесь край мерзлоты и болот комариных,
Зима здесь почти круглый год.
О крае Ямальском слагают былины,
Живет здесь особый народ.
2 ребёнок. Народ-исполин и народ-испытатель,
Его ни морозы, ни ветры не гнут.
Порой он романтик, порою мечтатель,
Он нефтью и газом снабжает страну!
Ведущий. Вот и закончилось наше необычное путешествие по родному краю, по ЯМАЛу. А теперь, дети, нам пора возвращаться в детский сад.
Под песню “Увезу тебя я в тундру» дети покидают зал.
Используемая литература:
Журнал «Культура Ямала» №3-4 2001 г. Статья С.К. Нарышкина «Песни народа Неща» (Лесные ненцы);
Журнал «Ямальский меридиан» №1 2002г. Статья Ю. Юнкерова «Песня да хорей...»;
Журнал «Ямальский меридиан» №1 2001г. Статья Р. Ругин «Олень и солнце»;
Журнал «Северяне» №1 2007г. «Хантыйская семья»;
Журнал «Ямальский меридиан» №8.2006г. Статья С. Няруй «Певец Ямальской тундры»;
Сборник «Мой дом Север» Н. Дудников.
Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова;
Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» В. Кенеман.1989г;
Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0001933 отправлено 11 июня 2013 г. квитанция № 62502659111507
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Кармакова Татьяна ГуламовнаМАДОУ д/с Заагадка г.Новый Уренгой | 10.03.2017 23:52 | # | ||
Замечательный сценарий. Очень ярко выражен региональный компонент. Все очень просто и доступно. Спасибо. |