Встреча в музыкальной гостиной «Колокольные звоны России»

  пн., 04.04.2011

 Автор:

 Косинова Наталья Васильевна,

музыкальный руководитель

высшей категории

 МАУДО «Детский сад №10»

Дети заходят в музыкальный зал (Звучит музыка колокольного звона).

Музыкальный руководитель Здравствуйте, ребята. Проходите, сегодня мы с вами не одни, у нас гости. Давайте с ними поздороваемся и выскажем добрые слова в их адрес.

 Музыкальный руководитель У нас с вами необычная встреча и одеты вы не  в обычную одежду, а в рубахи да сарафаны, а почему, вы должны догадаться сами по ходу нашей встречи.

Музыкальный руководитель Ребята, а что это за музыка звучала, когда вы вошли в зал?  

Дети : Колокольный звон или колокола

Музыкальный руководитель  Да, правильно звучал колокольный звон и наша сегодняшняя встреча посвящена колокольным звонам России.

А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

Музыкальный руководитель Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до глубокой старости человек слышал колокольный звон.   

Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с новыми словами, повторять уже знакомые нам слова и вывешивать их на мольберт по ходу нашей встречи, а в конце – мы сделаем  вывод.

И первое слово- это …. РОССИЯ.

Дети: - Россия… (читают)

 Музыкальный руководитель Что вы представляете под этим словом?

Ответы детей (Страна, в которой мы живем, дом и т.д.)

Музыкальный руководитель  Да,  ребята вы все правильно сказали Россия – это  наша Родина, это страна в которой мы живем, это наш дом. И именно в России впервые зародилось искусство колокольного звона. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания - колокольный звон, который в свою очередь считается одним из символов России.  

 А как вы думаете почему?

 Не знаете, тогда послушайте. 

 - На Руси, так в старину называли Россию, то есть русскую землю, очень давно, когда не было ни телевидения, ни радио ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей, для того чтобы оповестить их о каких – либо событиях: о хороших или плохих, о радостных или печальных.

М.Р. – А как вы думаете, что это были за события?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель  Да, правильно, ребята. Для любого человека язык колокола означал многое. Люди могли не только выделить голос колокола, но и по характеру звука знали, о чем он говорит.

- Торжественный звон означал, что войска уходят на битву.

- Звон радостный - значит, вернулись с победой.

- Звон праздничный - упоминал о наступившем празднике.

- Звон свадебный  о свадьбе.

- А вот тяжелый, скорбный звон означал беду, горе или смерть.

Считалось, что колокольный звон прогоняет громы и молнии, град и огонь, голод и засуху. А также  колокольные звоны способны отгонять злых духов, у многих улучшается самочувствие, и даже поправляется здоровье.

- И сейчас мы с вами прослушаем колокольный звон, который называется БЛАГОВЕСТ, то есть звон, который несет в себе благую весть

или можно сказать: добрую весть

                                   (Слушание «Благовеста» в записи)

Подобно частушкам передавалось из поколения в поколение мастерство колокольного звона.

Музыкальный руководитель И наверное вам не трудно будет догадаться, как называется человек, который так искусно владел колоколами?

Ответы детей (звонарь)

Да, молодцы ребята, Звонарь – от слова звонить. Казалось бы, как просто: стой и дергай за веревочки, но не все так легко как нам кажется. Искусству колокольного звона нужно учиться. (выходят в круг)

А сейчас представьте, что каждый из вас колокольчик и у каждого колокольчика свой  голос-звон. А я буду звонарем, я буду подходить к каждому из вас, а вы придумаете любую мелодию своему колокольчику. Например: Бом-бом, или дили-дили- бом(2раза)

Дети импровизируют.

Музыкальный руководитель А сейчас усложним  задачу: У кого были маленькие колокольчики, с высоким голосом - становятся в два  кружка, а у кого большие колокола с низким звуком становятся в другой кружок.

Сейчас устроим колокольный перезвон из наших голосов. Я буду управлять вами с помощью рук, а вы будьте внимательны.

Игра – импровизация повторяется еще раз.

 Звонарем становится  уже ребенок.

 – Ребята, вы очень часто слышите звон колоколов у нас в городе, слышали и сегодня в записи, а как вы думаете можно ли на другом музыкальном инструменте изобразить звучание колокола?

(Ответы детей)

Музыкальный руководитель Давайте не будем гадать, а прослушаем музыкальное произведение русского композитора  Сергея Васильевича Рахманинова, которое называется «Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть).

–Вы внимательно послушайте и скажите какому инструменту композитор отдал предпочтение сымпровизировать или изобразить звук колокола и что вы представляете под эту музыку.

Дети слушают музыку, а затем высказывают свои мнения.

Музыкальный руководитель  Да, правильно, вы совершенно правы. Действительно в партии фортепиано, а именно в  начале произведения мы слышим тему Родины,  озвучиваемой оркестром. Тему, то есть мелодию, которая близка и понятна каждому человеку. Ведь С.В.Рахманинов языком музыки рассказывал о нашей русской земле.

Молодцы, ребята, я заметила, как вы внимательно слушали эту серьезную музыку и как точно вы описали всю красоту русской земли.

(Музыкальный руководитель звенит в колокольчик)    

                                                      - Колокольчиком звеню

                                                      Всех ребят  в кружок зову.

Ребята, я предлагаю вам вспомнить веселую попевочку:

- Просыпайся(2раза) 

- Слышишь звон(2раза)

-Ну-ка поднимайся(2раза)

-Динь-динь – дон(2раза)

– А сейчас добавим звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и притопы).

- Молодцы ребята, получилось здорово, но мы попробуем спеть эту таким приемом, как эхо, т.е. начинает 1 группа (девочки), затем  продолжает вторая группа (мальчики).

М.Р.- Молодцы, отлично получилось.  

Музыкальный руководитель Ребята, подумайте и ответьте,где появились первые колокольчики?

 Первые колокольчики появились на Валдае.

- А как вы думаете для чего нужны были колокольчики?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель  Да, правильно, ребята. Колокольчик встречается на рыбалке, на корабле, на одежде у клоуна, есть цветы-колокольчики, есть детские голоса, похожие на звонкие колокольчики.

  А раньше бывая у бабушки в деревне, я часто видела колокольчики на шее животных: коз, коров. Их еще называли ботала, потому, что они болтались на шее животного.

 Ребята, а как вы думаете для чего корове колокольчик?

Ответы детей.

Да, правильно, ребята. Колокольчики привязывались, для того чтобы их звучание отпугивало хищного зверя.

А еще  колокольчики или бубенцы устанавливали под дугой на тройку лошадей.

Тройка мчится

Тройка скачет

Вьется пыль из под копыт

Колокольчик звонко пляшет

И хохочет и визжит…(Г.А.Вяземский)  

Музыкальный руководитель  Обычай ездить со звоном относится к числу самых древних и распространенных на планете, в России же он приобрел особую популярность в связи с появлением троечной езды. Под звон поддужных колокольчиков лихие тройки влекли по российским дорогам путешественников, почту.
Усыпляющее побрякивание колокольчиков или их заливистые голоса так гармонично сочетались с русской душой: то размашистой, то удалой, то пронзительно грустной.

Это и многое другое не могло найти отображения у поэтов и композиторов, скульпторов и художников. Удивительно, как  точно передает стремительность бега тройки  веселый и задорный звон бубенцов в фортепианной пьесе для детей «Сани с колокольчиками» В. Агафонникова, которое вы мне поможете озвучить колокольчиками (звучит муз.произведение)

 – Молодцы, ребята, по-моему, получилось прекрасно, а вам понравилось?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель Ребята, сегодня мы с вами много говорили и слушали о красоте звучания настоящих колоколов и колокольчиков, слушали серьезную классическую  и легкую детскую пьесу. Вся эта  музыка пропитана любовью к русской земле - к России, к ее необъятным просторам, которые нужно любить и сохранять .

М.Р. –И я предлагаю вам спеть нашу любимую песню «Давайте, сохраним».

Музыкальный руководитель В старину, добры молодцы да красны девицы любили после тяжелого трудового дня cобраться на веселых посиделках. Попеть частушки, поводить хороводы, поговорить о том о сем, а уж как любили поплясать.

Давайте представим то время и посидим на «завалинке» (  3 пары танцуют)

Танец  «Порушка-Пораня».

Музыкальный руководитель  Дети,  в начале нашей встречи  я задала вам вопрос, почему мы так нарядились? Кто догадался?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель Да, сегодня мы как будто бы попали в старину и наша встреча была посвящена колокольным звонам, присущим только лишь русскому человеку. А костюмы помогли нам  с вами  поближе прикоснуться к культуре и обычаям русского народа, народа с широкой душой. 

 На нашей встрече мы узнали много нового и повторили старое, побывали в прошлом  и настоящем. И сейчас мы повторим те слова, которые встречались нам сегодня.

Дети вместе с педагогом выкладывают на мольберте слова:

 

 РОССИЯ                -    РУСЬ

 ДОБРАЯ ВЕСТЬ   -    БЛАГОВЕСТ

 ЗВОН                     -   ЗВОНАРЬ

 КОЛОКОЛ             -   БОТАЛО

 КОЛОКОЛЬЧИКИ - БУБЕНЦЫ.

 

Музыкальный руководитель Молодцы, ребята! Я вас благодарю за эту встречу, давайте и  мы поклонимся нашим гостям с такими словами:

 -« Вас всех благодарим, и солнышко и землю». А в память о нашей встрече мы хотим вам преподнести колокольчики, чтобы для вас всегда звучал только БЛАГОВЕСТ!

 – Наша встреча подошла к концу, до свидания!

Презентация колокольные звоны.ppt (3.51 МБ)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 8919
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.