Встреча в музыкальной гостиной «Колокольные звоны России» |
пн., 04.04.2011 |
Автор:
Косинова Наталья Васильевна,
музыкальный руководитель
высшей категории
Дети заходят в музыкальный зал (Звучит музыка колокольного звона).
Музыкальный руководитель Здравствуйте, ребята. Проходите, сегодня мы с вами не одни, у нас гости. Давайте с ними поздороваемся и выскажем добрые слова в их адрес.
Музыкальный руководитель У нас с вами необычная встреча и одеты вы не в обычную одежду, а в рубахи да сарафаны, а почему, вы должны догадаться сами по ходу нашей встречи.
Музыкальный руководитель Ребята, а что это за музыка звучала, когда вы вошли в зал?
Дети : Колокольный звон или колокола
Музыкальный руководитель Да, правильно звучал колокольный звон и наша сегодняшняя встреча посвящена колокольным звонам России.
А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
Музыкальный руководитель Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до глубокой старости человек слышал колокольный звон.
Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с новыми словами, повторять уже знакомые нам слова и вывешивать их на мольберт по ходу нашей встречи, а в конце – мы сделаем вывод.
И первое слово- это …. РОССИЯ.
Дети: - Россия… (читают)
Музыкальный руководитель Что вы представляете под этим словом?
Ответы детей (Страна, в которой мы живем, дом и т.д.)
Музыкальный руководитель Да, ребята вы все правильно сказали Россия – это наша Родина, это страна в которой мы живем, это наш дом. И именно в России впервые зародилось искусство колокольного звона. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания - колокольный звон, который в свою очередь считается одним из символов России.
А как вы думаете почему?
Не знаете, тогда послушайте.
- На Руси, так в старину называли Россию, то есть русскую землю, очень давно, когда не было ни телевидения, ни радио ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей, для того чтобы оповестить их о каких – либо событиях: о хороших или плохих, о радостных или печальных.
М.Р. – А как вы думаете, что это были за события?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель Да, правильно, ребята. Для любого человека язык колокола означал многое. Люди могли не только выделить голос колокола, но и по характеру звука знали, о чем он говорит.
- Торжественный звон означал, что войска уходят на битву.
- Звон радостный - значит, вернулись с победой.
- Звон праздничный - упоминал о наступившем празднике.
- Звон свадебный о свадьбе.
- А вот тяжелый, скорбный звон означал беду, горе или смерть.
Считалось, что колокольный звон прогоняет громы и молнии, град и огонь, голод и засуху. А также колокольные звоны способны отгонять злых духов, у многих улучшается самочувствие, и даже поправляется здоровье.
- И сейчас мы с вами прослушаем колокольный звон, который называется БЛАГОВЕСТ, то есть звон, который несет в себе благую весть
или можно сказать: добрую весть
(Слушание «Благовеста» в записи)
Подобно частушкам передавалось из поколения в поколение мастерство колокольного звона.
Музыкальный руководитель И наверное вам не трудно будет догадаться, как называется человек, который так искусно владел колоколами?
Ответы детей (звонарь)
Да, молодцы ребята, Звонарь – от слова звонить. Казалось бы, как просто: стой и дергай за веревочки, но не все так легко как нам кажется. Искусству колокольного звона нужно учиться. (выходят в круг)
А сейчас представьте, что каждый из вас колокольчик и у каждого колокольчика свой голос-звон. А я буду звонарем, я буду подходить к каждому из вас, а вы придумаете любую мелодию своему колокольчику. Например: Бом-бом, или дили-дили- бом(2раза)
Дети импровизируют.
Музыкальный руководитель А сейчас усложним задачу: У кого были маленькие колокольчики, с высоким голосом - становятся в два кружка, а у кого большие колокола с низким звуком становятся в другой кружок.
Сейчас устроим колокольный перезвон из наших голосов. Я буду управлять вами с помощью рук, а вы будьте внимательны.
Игра – импровизация повторяется еще раз.
Звонарем становится уже ребенок.
– Ребята, вы очень часто слышите звон колоколов у нас в городе, слышали и сегодня в записи, а как вы думаете можно ли на другом музыкальном инструменте изобразить звучание колокола?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель Давайте не будем гадать, а прослушаем музыкальное произведение русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова, которое называется «Концерт для фортепиано с оркестром (1 часть).
–Вы внимательно послушайте и скажите какому инструменту композитор отдал предпочтение сымпровизировать или изобразить звук колокола и что вы представляете под эту музыку.
Дети слушают музыку, а затем высказывают свои мнения.
Музыкальный руководитель Да, правильно, вы совершенно правы. Действительно в партии фортепиано, а именно в начале произведения мы слышим тему Родины, озвучиваемой оркестром. Тему, то есть мелодию, которая близка и понятна каждому человеку. Ведь С.В.Рахманинов языком музыки рассказывал о нашей русской земле.
Молодцы, ребята, я заметила, как вы внимательно слушали эту серьезную музыку и как точно вы описали всю красоту русской земли.
(Музыкальный руководитель звенит в колокольчик)
- Колокольчиком звеню
Всех ребят в кружок зову.
Ребята, я предлагаю вам вспомнить веселую попевочку:
- Просыпайся(2раза)
- Слышишь звон(2раза)
-Ну-ка поднимайся(2раза)
-Динь-динь – дон(2раза)
– А сейчас добавим звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и притопы).
- Молодцы ребята, получилось здорово, но мы попробуем спеть эту таким приемом, как эхо, т.е. начинает 1 группа (девочки), затем продолжает вторая группа (мальчики).
М.Р.- Молодцы, отлично получилось.
Музыкальный руководитель Ребята, подумайте и ответьте,где появились первые колокольчики?
Первые колокольчики появились на Валдае.
- А как вы думаете для чего нужны были колокольчики?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель Да, правильно, ребята. Колокольчик встречается на рыбалке, на корабле, на одежде у клоуна, есть цветы-колокольчики, есть детские голоса, похожие на звонкие колокольчики.
А раньше бывая у бабушки в деревне, я часто видела колокольчики на шее животных: коз, коров. Их еще называли ботала, потому, что они болтались на шее животного.
Ребята, а как вы думаете для чего корове колокольчик?
Ответы детей.
Да, правильно, ребята. Колокольчики привязывались, для того чтобы их звучание отпугивало хищного зверя.
А еще колокольчики или бубенцы устанавливали под дугой на тройку лошадей.
Тройка мчится
Тройка скачет
Вьется пыль из под копыт
Колокольчик звонко пляшет
И хохочет и визжит…(Г.А.Вяземский)
Музыкальный руководитель Обычай ездить со звоном относится к числу самых древних и распространенных на планете, в России же он приобрел особую популярность в связи с появлением троечной езды. Под звон поддужных колокольчиков лихие тройки влекли по российским дорогам путешественников, почту.
Усыпляющее побрякивание колокольчиков или их заливистые голоса так гармонично сочетались с русской душой: то размашистой, то удалой, то пронзительно грустной.
Это и многое другое не могло найти отображения у поэтов и композиторов, скульпторов и художников. Удивительно, как точно передает стремительность бега тройки веселый и задорный звон бубенцов в фортепианной пьесе для детей «Сани с колокольчиками» В. Агафонникова, которое вы мне поможете озвучить колокольчиками (звучит муз.произведение)
– Молодцы, ребята, по-моему, получилось прекрасно, а вам понравилось?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель Ребята, сегодня мы с вами много говорили и слушали о красоте звучания настоящих колоколов и колокольчиков, слушали серьезную классическую и легкую детскую пьесу. Вся эта музыка пропитана любовью к русской земле - к России, к ее необъятным просторам, которые нужно любить и сохранять .
М.Р. –И я предлагаю вам спеть нашу любимую песню «Давайте, сохраним».
Музыкальный руководитель В старину, добры молодцы да красны девицы любили после тяжелого трудового дня cобраться на веселых посиделках. Попеть частушки, поводить хороводы, поговорить о том о сем, а уж как любили поплясать.
Давайте представим то время и посидим на «завалинке» ( 3 пары танцуют)
Танец «Порушка-Пораня».
Музыкальный руководитель Дети, в начале нашей встречи я задала вам вопрос, почему мы так нарядились? Кто догадался?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель Да, сегодня мы как будто бы попали в старину и наша встреча была посвящена колокольным звонам, присущим только лишь русскому человеку. А костюмы помогли нам с вами поближе прикоснуться к культуре и обычаям русского народа, народа с широкой душой.
На нашей встрече мы узнали много нового и повторили старое, побывали в прошлом и настоящем. И сейчас мы повторим те слова, которые встречались нам сегодня.
Дети вместе с педагогом выкладывают на мольберте слова:
РОССИЯ - РУСЬ
ДОБРАЯ ВЕСТЬ - БЛАГОВЕСТ
ЗВОН - ЗВОНАРЬ
КОЛОКОЛ - БОТАЛО
КОЛОКОЛЬЧИКИ - БУБЕНЦЫ.
Музыкальный руководитель Молодцы, ребята! Я вас благодарю за эту встречу, давайте и мы поклонимся нашим гостям с такими словами:
-« Вас всех благодарим, и солнышко и землю». А в память о нашей встрече мы хотим вам преподнести колокольчики, чтобы для вас всегда звучал только БЛАГОВЕСТ!
– Наша встреча подошла к концу, до свидания!
Презентация колокольные звоны.ppt (3.51 МБ)
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf