Конспект ИОД в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о зиме?»

  чт., 26.12.2013

Автор:

Агеева Светлана Александровна,

воспитатель 1 кв. категории

МАДОУ д/с № 109 города Тюмени

пед. стаж  23 года

Задачи:

- Систематизировать и углубить представление о сезонных изменениях в природе зимой, учить находить приметы зимы на картинах художников и образно  их описывать.

-  Обогатить знания детей  о снеге, воде, снежинке, ее строении, ее свойствах.  С помощью экспериментальной деятельности учить детей получать  знания и  познавать  окружающий мир самостоятельно.

 - Учить  эмоционально читать стихи, четко произносить звуки в словах.

 - Развивать психические процессы внимание, память,  воображение, играя в дидактические развивающие игры.

 - Отрабатывать  технику рисования узоров, познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования свечой, и работой с штампами.

- Воспитывать любознательность, интерес к природе и заботливое отношение к природе и друг другу.

Интеграция областей: коммуникация, познание, социализация, художественное творчество, экспериментальная деятельность.

Материалы и оборудование:  картины художников с зимними пейзажами: И.Левитан «Зимой в лесу», И.П. Крымов «Зимний вечер», Г.Г. Нисский «Февраль», А.А. Пластов «Первый снег», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»;  Оборудование для опытов – формочки, снег в тазике, салфетки, термос с горячей водой, зеркало, лед в формах, тазик с водой; картинки с заданиями; оборудование для художественного творчества -  штампы, свечи, синяя краска,  вырезанные из картона рамки, листы бумаги.

Список литературы и использованных материалов:

1. Звуки вьюги, хруста снега, пурги – на сайте  ecosounds.netzvuk-lesa/zimnij-les…vyuga…meteli-i 

2. Стихи: И Сурикова «Зима»; Е. Трутнева «Первый снег»; С. Есенин «Заметает пурга»; Э.Булгакова  «Если ветер злющий кружит» А.С. Пушкин  «Мороз и солнце день чудесный».

3. Песня «Дворик наш любимый снегом занесло» Музыка и слова А.Вихоревой.

4. Игра  «Где снежинку нам искать?» на сайте - imc0mut.ucoz.ru_fr/0/NefedovaSL.doc 

5. Видео «Какие бывают снежинки» сайт - http://www.youtube.com/

 

Ход НОД

I.       Организационный момент.

-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Мы с вами как приветливые хозяева должны, что сделать?

-Правильно ребята, мы должны поздороваться и улыбнуться, подарить частичку своего тепла, своей улыбки нашим гостям.

Подойдите к гостям, познакомьтесь, пожелайте здоровья…

-Я рада, ребята, что вы познакомились с нашими гостями. А теперь все подойдите, пожалуйста, поближе, я хочу увидеть ваши красивые глазки, ваши умные глазки и Дашины глазки, и Никитины глазки и т. д.

ΙΙ. Психологический настрой.

 -Мудрецы говорят: «Потеряешь деньги – ничего не потеряешь, потеряешь время – много потеряешь, потеряешь здоровье – потеряешь всё». Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова. Глубоко вздохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра. Я желаю вам хорошего настроения и удачи.

Нам удобно будет беседовать стоя? Что надо сделать для этого?

III. Основная часть.

Я  предлагаю вам прослушать аудиозапись и сказать звуки каких природных явлений вы услышали. В какое время  можно услышать такие звуки? (Зимой.) Ребята,  слушая эти звуки, я вспомнила стихотворение А.С. Пушкина.  А вы знаете стихи о зиме, о зимних природных явлениях. (чтение стихов) .

Зима

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

(И.Суриков)

 

Первый снег

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело!

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело.

(Е.Трутнева)

«Заметает пурга

Белый путь,

Хочет в мягких снегах потонуть.

Ветер резвый уснул

На пути,

Не проехать в лесу,

Не пройти…»

(С.Есенин_

 

(Э.Булгаковой)

Если ветер злющий кружит,

Застеклялись за ночь лужи,

А меня упаковали

В сто одежек неуклюжих,

На деревьях, на карнизах

Кружева да бахрома,

Это значит – на снежинках

Опустилась к нам ЗИМА.

Очень красивые стихи, наполненные любовью к этому времени года. Не только поэты в своих стихах прославляли красоту зимы, но и художники отразили в своих рисунках это чудесное время года. Давайте полюбуемся на них. Я приглашаю вас в выставочный зал.

- Посмотрите на пейзажи. Какую зимнюю примету вы увидели ?

  А вот по этой картине я предлагаю спеть песню.

- Ребята, в песне есть такие слова : «Дворик наш любимый снегом занесло». А что такое снег? Давайте проверим ваши ответы. Я приглашаю вас в лабораторию, где мы с вами проведем эксперименты.

 

-Вы утверждаете, что

1. Снег – это вода.

В помещение вносится снег.  Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.

-Посмотрим, что сейчас произойдет со снегом и за какое время. Какой снег на ощупь? Что произошло? (он растаял).Что оказалось на ладони?

Ребята, мы были правы, утверждая, что снег-это вода.

2. Говорят, что лед – это твердая вода.

Проверим? Возьмите в руки кусочки льда. Что происходит со льдом? Он тает быстрее снега? Обратите внимание, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются? Время, за которое тают снег и лед  одинаковое? (снег быстрее, лед медленнее). Интересно, что легче – лед или вода. Давайте опустим в воду лед и снег. Что легче? Почему ты так думаешь?

3. Я слышала, что пар – это тоже вода.

Так ли это? Этот опыт разрешите, проведу я одна, а вы будете наблюдать и помогать мне.

- Как образуется пар? Где вы его можно встретить?

Я принесла термос с кипятком. Открываю и помещаю над паром зеркальце. Что происходит?(образуются капельки воды) Откуда они появились? Пар соприкасаясь с холодной поверхностью превращается в капельки воды.

- Что мы с вами выяснили, проводя эти опыты. Снег, лед и пар – это вода.

-Д/игра «Где снежинка»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча,  дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

 С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение я со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

-В какое время года вода бывает в твердом состоянии? Какую пользу приносит снег? Из чего состоит снег? Какая снежинка? А что такое снежинка? Хотите узнать? Тогда я вас приглашаю в мини-кинозал.

(Видеоролик.  Беседа).

 

Вам понравились снежинки? Давайте выложим снежинку из вот таких фигур. Как называется эта фигура? Как вы считаете, почему её так назвали? Приступим. Считаем, сколько лучей (6), снежинки бывают разными, но у любой из них всегда шесть лучей.

Упражнение для коррекции зрения:

Мы снежинки увидали, -

Со снежинками играли.

(Воспитанники берут «снежинки» в руки. Вытягивают «снежинки» вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

(Отвести «снежинки вправо, проследить движение взглядом.)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести «снежинки» влево.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать «снежинки» вверх и опускать вниз.)

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив «снежинку» на пол.)

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза.)

Глазки открываем,

Глазки отдыхают.

(Убрать ладошки.)

III. Творческая продуктивная деятельность.

В сильный мороз на окнах часто  образуются красивые узоры. Я вам предлагаю нарисовать такие узоры на стеклах-листках бумаги. Прежде чем мы начнём работать, мы подготовим наши руки. Сделаем пальчиковую гимнастику «Снежинка».

 Руки подготовили, начнём? И рисовать мы будем свечками, а чтобы нам их увидеть мы губкой с голубой  краской закрасим лист. Пока листы подсыхают, мы с вами нанесём клей на раму, затем приклеим на лист. Вот такие расписные окна у нас получились.

IV. Подведение итога занятия.

Чем  зима отличается от других времен года? (Зимой холодно, бывают морозы, солнце стоит низко, день короткий; бывают метели, снежные бури, вода замерзает и превращается в лед; некоторые животные впадают в спячку, некоторые перемещаются ближе к человеку; некоторые птицы улетели в теплые края; у лиственных деревьев голые ветки; много снега, можно кататься на санках, лыжах и т. п.)

На этом наше занятие подошло к концу. Пригласите, пожалуйста, гостей, посмотреть узоры на окнах. Мне приятно было работать с думающими ребятами. Спасибо!

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002434

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 3670
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.