Сценарий досуга в подготовительной группе «Весела была беседа»

  пт., 20.12.2013

Подготовила и провела:

Семенец Ирина Владимировна,

воспитатель

МАДОУ Боровский детский сад

«Мастерок»

Цель: продолжать знакомить детей с бытом русских крестьян  , с избой, печью- главной частью избы; расширить и углублять представление о старинных семейных обычаях.

Развивать внимание, память, мышление

Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, доброту и любовь друг к другу.

Предварительная работа чтение народных сказок, слушание русских народных песен, беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины» ,  «Русская изба», «Я и мое имя».

Материалы и оборудование :атрибуты русской избы.

Ход:

Музыкальное сопровождение , песня «Коляда»

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Я приглашаю вас в путешествие!

Идем друг за другом  .На пути- камень..

Что это за камень?  А камень не простой, на нем, что-то написано!. Я прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево  пойдешь - далеко не уйдешь

Направо пойдешь - много интересного найдешь

-Дети, куда же пойдем?

Дети: Направо

Воспитатель:

-Ну, что же в путь! Вот мы и пришли!

-Дети, куда мы попали?

Дети: В русскую избу.

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице, Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой , праздник радостный! По обычаю старинному посиделками называется. Пожалуйте,  гости дорогие! Будьте,  как  дома!

Я, ребятки, вас ждала!

Пироги в печи пекла.

Скатерть гладила потом

Старым русским утюжком

Стены все и уголки

Украшают рушники

Я сама их рисовала,

Ярким шелком вышивала.

Нитки я брала потом,

Да узор плела крючком,

В ступке я муку молола,

Топором дрова колола,

Вот что значит горница-

Горница- узорница!

-Какое красивое слово-горница. Так что оно означает?

Дети: Комната

Воспитатель: Да, верно.

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Дети, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся(дети здороваются)

Мы гостей встречаем

Вкусным , румяным караваем. (Дети встают в круг, поют русскую народную песню «Каравай»)

Воспитатель: А теперь будем праздник продолжать!

Будем петь, шутить, играть!

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

А у  нас на весь двор

Еще лучше разговор:

-Утки

Дети: В дудки!

Воспитатель: Кошки

Дети: В ложки!

Воспитатель: Тараканы

Дети: В барабаны!

Воспитатель: Кукушки

Дети: В колотушки!

Воспитатель: А веселые скворцы заиграли в бубенцы!

Играют, играют,

Всех потешают!

Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!

Отгадайте- ка ребятки,

Музыкальные загадки!

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит!

Что это за Тит?

Дети: Гармошка

Хозяйка: А теперь немножко

Поиграем на гармошке .(дети имитируют игру на гармошке)

Хозяйка: Слушайте третью загадку:

Какими инструментами можно щи хлебать?

Дети: Ложками! (дети имитируют игру на ложках)

Хозяйка: А теперь, ребятки, самая – самая трудная загадка, слушайте:

Срезали ветки острыми ножами,

Запела каждая семью голосами.

Что же за инструмент получился?

Дети: Дудочка.

Хозяйка: Заиграли дудки

Дудки- самогудки!

 

(дети имитируют игру на дудочке, а мальчик танцует)

Хозяйка: Ребята, я слышу какой- то шум за дверью. Кто-то, видимо, опоздал на наши посиделки. ( В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга)

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?

Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму.

Вы, соседки, отдохните,

Да все толком расскажите.

Соседка 1: У Иванова двора

Загорелася вода.

Всем селом пожар тушили

А огонь не загасили.

Соседка 2: Пришел дедушка Фома,

Расседая борода,

Он народ погнал  в овин,

Затушил пожар один.

Соседка 1: Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной,

Что тушил он бородой!

Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.

(соседки проходят, садятся, продолжая тараторить)

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?

Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.

Раз- два- три - замри!

Игра «Молчанка»

 

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?

Хозяйка: Ну что, тараторки, игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)…Придумала!

Вам, девчоночки- болтушки,

Спеть придется нам частушки!

Соседки: Да для нас такое дело

Очень даже просто!

«Чепуха» - частушки- русская народная мелодия

Соседки: Вы послушайте , ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Соседка 1: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Соседка 2: На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз. Что не лезет в брюхо!

Соседка 1: На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Соседки: Мы частушки вам пропели

Хорошо ли ,плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо, соседушки ,за частушки потешные!

Где песня льется,

Там легче живется!

Но в старину на посиделках не только пели да плясали ,но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели ,  мой  котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну-ка, девицы-рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

Воспитатель: Хозяюшка, засиделись мы что-то слишком, не сыграть ли нам в «Ловишки», а может, лучше не в «Ловишки», а в «Горелки»?

Хозяйка: Ну что ж?

Давайте, ребята, в «Горелки» играть,

Веселой игрою гостей развлекать!

Игра «Гори ,гори ясно»-русская народная мелодия

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Как назывался такой дом? (Изба)

И все в избе было сделано из дерева :и пол, и стены, и потолок, и мебель, и посуда.

-Послушайте загадку:

Стоит изба из кирпича

То холодна , то горяча.

Дети :  Печь

_Да, печь - самое главное в деревенской избе. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Русская печь всегда стояла  посреди избы. Без печки нельзя было обойтись. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка-мать родная».

Печка не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. Здесь можно было спать. Для этого делали специальную лежанку.

Воспитатель: Дети ,а в каких сказках встречается печь?

Дети.-«Гуси-лебеди»,»Колобок», «По-щучьему велению».

Воспитатель. Что же еще мы можем увидеть в русской избе? Отгадайте загадки.

1. Под крышей -ножки

На крыше -ложки

А рядом с ними

С похлебкой плошки. (Стол) 

2. Книзу узок, верх широк.

Не кастрюля-… (Чугунок)

3. Не бык, а с рогами,

Не ест, а еду хватает,

А что схватит - отдает. (Ухват)

4. Колесо я заверчу

Веретёнце закручу.

Тянись нитка моя,

Нитка шёлковая. (Прялка)

Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.

Воспитатель: Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Детей чаем угощать!»

Игра: «Самовар»

Выход под музыку:

Все поют: Мы славно гуляли

На празднике нашем.

Нигде не видали

Мы праздника краше!

Так будьте здоровы,

Живите богато,

А мы уезжаем 

До дому, до хаты!

Литература:

1.Алябьева Е.А. Нравственно- этические беседы и игры с дошкольниками.- М.:ТЦ Сфера, 2004.

2. «Дошкольное воспитание» №6, 2011 «Предметы русской старины».

3.Протасевич О.А. «Быт и традиции русской старины» ж.Воспитатель №9, 2012.

 

   «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002291,

штрих код (№ квитанции) 62502669050322  Дата отправки 21 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 4354
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.