Конспект НОД для детей старшей группы "Какую одежду носили на Руси"

  чт., 19.12.2013

Автор - составитель:

Баженова Ольга Николаевна,

Учитель - логопед

МА ДОУ Голышмановский

детский сад № 5 "Родничок"

Задачи:

Образовательная область « Познание».

Расширять представления детей об одежде на Руси в XYIII – XIX.

Образовательная область «Коммуникация»

Обогащать речь детей существительными, прилагательными обозначающими тему «одежды носившую на Руси».

Развивать умение поддерживать беседу.

Поощрять попытки делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями об одежде на Руси,  носившую в праздники и будни.

Образовательная область « Социализация».

Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.

Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Развивать инициативу, организаторские способности.

Предварительная работа:

1.  Беседа с детьми об одежде на Руси.

2. Беседа про вещи и предметы далекой старины.

3. Заучивание потешек, колыбельных песен, стишков- пестушек».

4. Рассматривания русских костюмов, деревянной посуды, мебели.

Индивидуальная работа:  Помочь Модине Ш,  Сереже Л выражать свою точку зрения на тему «Народная культура и традиции», правильно употреблять в речи существительные, прилагательные и наречия.

Пособия и материалы:

1. Терем, лавочки.

2. Свистульки, балалайка.

3. Костюмы в старинном русском стиле.

Ход занятия

Первый мальчик 

Ото всех дверей!

Ото всех ворот,

Приходи скорей народ!

Второй мальчик

Приходи, кому охота!

А кому неохота - тоже приходи!

Нашу беседу послушай, погляди!

Третий мальчик 

Заиграй-ка, балалайка,

Заиграй- ка, звончата !

Дома ль Настя,

Дома ль Василиса,

Дома ль душенька – Катюшенька?!

 

Девочка (выглядывает из терема ).  Мы –ту –точки!

Мальчики все вместе

Красны девицы,

Выходите  погулять,

Себя показать.

Девочки выходят, садятся на лавочки.  Приходит  воспитатель.  Красота!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы красивые, и наряды у вас такие необычные! Позвольте,  я буду хозяйкой.

Дети:   Садитесь,  пожалуйста! Будьте хозяйкой на нашей беседе.

Воспитатель:  Спасибо, ребята за приглашение.  Только скажите, на какую беседу вы здесь у терема собрались?

Дети: А собрались мы здесь у терема погулять, да о русской народной одежде рассказать.

Воспитатель:  А кто и когда носил русскую народную одежду?

Дети: Такую одежду носили на Руси наши предки очень, очень давно.

Воспитатель:  А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду?

Дети.  Да, знаем.  Одежду шили из льняного полотна.

Расскажите, пожалуйста, ребята, как получали такие полотна.

Дети:  Сначала пряли на прялке лен  и шерсть животных получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке- получали полотно- серую холстину.

Воспитатель: Великолепно! Это трогает меня до глубины души, как много вы знаете о жизни русского народа.  Расскажу я вам, чем  красили одежду.

 В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем; листья ягод черники и голубики, корою дуба и липы.

 Вот и выходили такие яркие ткани!  Шили  одежду на Руси портные всю зиму шили, а иногда весь год! Мастерицы- рукодельницы вышивали да пряли такую одежду!

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, трудно было сшить такую одежду?

Дети:  Много труда требовалось, чтобы сшить да украсить такие наряды.

Воспитатель: После работы шли все от мала,  до велика в новых нарядах песни петь да плясать.  Давайте, дети  и мы споем русскую хороводную  песню  «Как у наших у ворот»! Поют, водят хоровод. Отлично.   Песни петь, хоровод водить с вами только  просто радость. На Руси есть пословица: «Делу - время, потехе - час». Так и нам пора продолжить беседу. Скажите-ка, что за одежда на вас одета?

Дети: Рубаха, порты, сарафан, лапти, кокошник.

Воспитатель.  А расскажите нам, что такое рубаха?

Выходит мальчик в рубахи и рассказывает: Рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские - короткие, женские - длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил.

Воспитатель:  А мастерицы- рукодельницы вышивали рубахи да припевали.

Мастерицы –девочки вышивают и  поют.

                       Как на Ваниной рубашке

                        Вышью я ромашки,

                          Ландыши да кашки.

Воспитатель:   А что это у вас на рубашке повязано?

Дети:  Это пояс-кушак.

 Воспитатель: В старину рубаха обязательно должна была быть подвязана. К поясу привязывали нож, ложку. Карманов на одежде в старину не было, их заменяла сумочка - калита,  которую шили из кожи. Эту сумочку тоже вешали на пояс. Показывает.

 Мальчики на Руси в старину носили порты. Порты будничные были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску. Их заправляли в сапоги. Показ слайда.

Саша быстро поспеши и про порты расскажи.

                            Чтобы не замерз сынок,

                                Взяли полотна кусок

                                 И теплые порточки

                                 Сшили для сыночка.

Второй мальчик

                                     Ну а раз оделся ты

                                      И в рубаху, и в порты-

                                      Надо обувь надевать

                                      И на праздник поспешать.

Воспитатель:  Показ слайда: послушайте про  повседневною обувь на Руси, это были лапти. Их плели из лыка - липовой коры. Носили их летом и зимой. Зимой ноги утепляли онучами – портянками и завязывали веревочками. Снашивались лапти очень быстро, за десять дней. А позже стали шить чеботы – простые башмаки, потом – сапоги, а еще позже появились валенки. Они стоили очень дорого,  и поэтому в семье на всех детей была только одна пара валенок.

Танец: «Валенки»

Гостья:  Про девочек – то мы забыли. Что же они носили в старину?

Выходят девочки в сарафанах:  Сарафан – женская одежда – это юбка на лямках, расширенная книзу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи.  Сарафаны украшали вышивкой и тесьмой.

Воспитатель: Кто помнит,  какие головные уборы носили в старину девочки?

Выходит девочка с косой.  Украшением девушки была длинная толстая коса, заплетенная яркими лентами. Недаром пословица гласит: «Девичья коса - всему миру краса». Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными. Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой. Девочкам волосы заплетали в две косички, приговаривая: Говорят девочки:

                                     Расти, коса, до пояса,

                                        Не вырони ни волоса.

                                       Расти, косонька,  до пят,

                                       Все волосинки в ряд.

                                         Расти, коса, не путайся,

                                       Дочка маму слушайся.

Воспитатель: Мальчики носили в будничные дни шапку - колпак, а в праздники - валяную шапку с козырьком и цветком.

 Когда кончался день трудовой, открывали они тяжелые сундуки, доставали нарядную праздничную одежду и шли на игрища: песни петь, плясать да в игры поиграть. Подходите, одевайте и в игру скорей играйте, а называется она «Ручеек».

Звучит «Барыня», дети играют в игру.  Пора  заканчивать, что вам запомнилось  в нашей  беседе? Что расскажите мамам и папам?  А самое интересное ждет вас впереди, мы еще встретимся на этой недели.

                                          Литература:

 Воспитание ребенка в игре / Под редакцией Р.Н. Жуковская. - М., 1963

Дыбина О.В.  Что было до…: Игры путешествия в прошлое предметов. –М.: ТЦ Сфера, 2011. -160 с. (Ребенок в мире поиска).

http://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia4068.html

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002275,

штрих код (№ квитанции) 62502669050254  Дата отправки 21 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 9467
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.