Ямал мой необыкновенный! Литературно-музыкальная композиция

  вт., 11.06.2013

Автор:

Пархомчук  Елена Борисовна,

музыкальный руководитель

МАДОУ ЦРР ДС «Солнышко»

города Муравленко

Программное содержание:

  • Приобщать детей к культуре и традициям северных народов (ханты, ненцы – финно-угорская группа), населяющих наш Округ;
  • Знакомить с  музыкальной культурой народов Севера, их традициями; с творчеством музыкантов, поэтов; напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен; самобытностью творчества народов Севера;
  • Развивать умение видеть красоту северной природы;
  • Воспитывать любовь к родному северному краю, уважение к ее народам.

Реквизит: украшения детской одежды орнаментами; колокольчики, бубен Шамана; фрагмент чума; разноцветные шифоновые шарфы (для танца).

Музыкальное оформление:  «Музыка Севера» Г. Лагея, песня И. Корнилова «Северный край», песня «Увезу тебя я в тундру» М. Фрадкина.

Предварительная работа: разучивание песен, стихов, танца, хоровода народов Севера, национальных игр.

Действующие лица:  Взрослые: Ведущая, Шаман, Хозяйка чума, Важенка (Олениха);  Оленёнок – ребёнок.             

Ход мероприятия:

Ведущая: Скажите, дети, как называется наш край, в котором мы живем? (Ответы детей) Правильно. А знаете ли вы, что означает слово «Ямал»? (Ответы детей)  Правильно! Край земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово “Ямал”. С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность людей - смельчаков, живущих здесь. Но силён человек! На ЯМАЛе живут и работают оленеводы, рыбаки, нефтяники и газовики.

Суров мой Север лишь на первый взгляд,

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый вас увидеть будет рад

И обогреть душевной теплотою.

- Чем же интересен наш Ямальский край? ( Ответы детей)

- Правильно. Здесь добывают нефть, газ. Много буровых вышек возвышается над тайгой.    

Звучит песня И. Корнилова «Северный край» (1-ый куплет)

Дети читают стихи:      

«ЯМАЛ»

Ты долго ждал свой день, Ямал,

И этот день настал,

Когда над древнею землёй

Твой флаг затрепетал.

Земля оленей и снегов,

Гордись такой судьбой!

Сегодня ход твоих часов

Сверяет мир с тобой.

Земля людей, земля богов,

И нам её хранить!

Пусть солнце с дальних берегов

Спешит сюда в зенит!

«Жители Ямала»

На Ямале мы живем, дружно песенки поем,

Будем жить мы здесь всегда –

Не страшны нам холода!

Пусть свирепствуют метели,

А мы шубки все надели!

Все обулись, потеплей: «На – мороз! Там веселей!»

Ведущий.   Дети, а вы любите необычные путешествия? (Ответы детей)   Тогда я вас приглашаю в путешествие по ЯМАЛу. Предлагаю отправиться на оленьих упряжках. Ну что, поехали!

Звучит песня “Увезу тебя я в тундру» (Дети под музыку, имитируя езду на оленях (тройка детей – впереди «олень», двое сзади), двигаются по залу)

Ведущий.   Вот мы и приехали. Остановка первая! (Раздаются удары бубна,  выходит Шаман с бубном)


Ведущий.   Здравствуйте. Кто же нас встречает? (Ответы детей)   Шаман, куда ты нас поведешь?

Шаман.  Дорогие ребята, я приглашаю вас в стойбище «Поэтическое», где живут поэты. Они воспевают красоту нашей северной земли. (Шаман ударяет в бубен)

Ведущий.   Среди наиболее выдающихся поэтов Севера: Иван Истомин, Леонид Лапцуй, Роман Ругин, Прокопий Салтыков и другие. Они были выходцами из семей оленеводов, рыбаков, охотников.   Итак, в добрый путь к нашим северным родникам!

Дети читают стихи северных поэтов:

1 ребенок. Пойдем со мной в наш тихий лес -

Там есть черника и морошка,

Там всевозможнейших чудес

Сто тысяч и еще немножко!      Роман Ругин.

2 ребенок. Когда солнце над тундрою светит,

Тундре радость несет оно,

Когда много друзей на свете,

Сердце счастьем озарено.    Иван Истомин.

3 ребенок. Оленья упряжка по тундре летит,

Морозец приятно лицо холодит.

На нартах хозяин оленей сидит.

Он едет с охоты, он очень спешит.   Саша Сычева

4 ребенок. Морошка, морошка – тоненькая ножка.

Ягода-фонарик, сладостью одарит.

Солнца луч в окошке – золотые  рожки!

5 ребенок. Там, под северным сияньем,

Там, где вечная зима,

Там, под снежным одеялом,

Есть далекая земля.

Под крылом гагары белой,

Где склонил главу Урал,

Спит земля в постели нежной,

Имя той земли – Ямал!

Ведущий.   Какие чистые, добрые, искренние стихи, написанные сердцем и душой.

Шаман.  А теперь мы с вами, дорогие дети, едем дальше, в стойбище «Певунья».

Звучит песня “Увезу тебя я в тундру» (Дети двигаются по залу)

Ведущий. О Ямале – уникальном Северном крае России сложено немало песен. Своеобразная красота северной природы, душевность живущих здесь людей воодушевляет  на творчество. Тут и солнечный свет, и осенняя грусть, и белые ночи, и восторженная любовь к родному краю.

Песня “Пуровский вальс ”, муз Леонтьева

Ведущий.   У народов севера своя культура.  Язык их очень музыкален. Сейчас вы услышите песню о солнечной тундре.

Песня «Солнечная тундра», муз. Семена Няруй.

Шаман.   А теперь мы с вами, ребята, едем дальше, в стойбище «Плясунья».

Ведущий.  Танцы народов Севера!.. Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. В танцах мы встречаем быстрого оленя, ленивого медведя, легкокрылую чайку. В танцах оживает северная природа.

Танец «Северное сияние»  

Шаман.   Я приглашаю вас в волшебный мир мудрых народных сказок и легенд. Мы отправляемся в стойбище «Сказочное»! (Ударяет в бубен)

Звучит песня “Увезу тебя я в тундру» (Дети двигаются по залу)

Шаман. Сказки северяне придумывали для своих детей, чтобы они знали родной край, птиц, зверей и рыб – все, чем богата северная земля. Чтобы, слушая сказки, дети учились быть смелыми и честными, добрыми и умными. Главным героем северных сказок является человек – охотник, рыбак, оленевод, покоряющий суровую природу. И женщина-мать – хранительница очага. (Ударяет в бубен)

Сценка “Оленёнок Ру-ду-ду ”

В зале появляется Важенка (мама Оленёнка), напевает песню:

Пеку я всевозможные бисквиты и пирожные,

С брусничкою — искусно, чтоб было очень вкусно!

Готова всех я угощать, хоть торт сама не ем.

Рецепты сладостей своих могу назвать я всем!

(Зовёт Оленёнка): Ру-ду-ду-у-у!!! Ру-ду-ду-у-у!!!

Олененок. Я здесь, мамочка!  (В зале появляется Оленёнок)

Важенка.  Ну как, напрыгался, дружок?

Олененок.  Меня ещё зовёт тайга, там мох и ягель — там еда.

И я бегу, бегу, бегу... и к небу я взлететь  хочу!

Чтоб лучик солнышка достать, и на земле с ним поиграть.

Но почему я не лечу? Понять я, мамочка, хочу!

Важенка.  Глупенький ты, Олененок Ру-ду-ду!

Твоё вниманье обращу на копытца твои – они немножко тяжелы.

На них ты можешь попрыгать, и ножками слегка подрыгать.

Ты ими можешь постучать, и по дорожке пробежать. (Оленёнок скачет, прыгает, бьёт копытцами)

Олененок. Как здорово, что Оленёнок я! Дай, мама, обниму тебя! (Обнимает)

Ведущий.  Здравствуйте, дорогие гости. Как хорошо, что мы с вами повстречались. Важенка, какой славный у вас сынок!

Важенка.  Я его очень люблю! Только он такой непоседа!

Шаман.  Здравствуй  Важенка! Здравствуй  Ру-ду-ду! Нам с ребятами пора отправляться дальше, в стойбище «Загадочное». Присоединяётесь к нам!

Ведущий.  Дети, а знаете ли вы коренных жителей, которые живут на севере? (Ответы детей: ханты, манси, ненцы, селькупы.)

Шаман.  Ну, что поедем к ним в гости? (Ударяет в бубен. Дети под музыку двигаются по залу)

Шаман.   Стойбище «Загадочное»! Теперь, ребята, мы с вами зайдём в хантыйский чум. (Хозяйка чума встречает детей)

Хозяйка чума.  Добро пожаловать, дорогие друзья! Я рада встречи с вами и хочу загадать вам загадки. Наши дети всегда собираются в чуме у огня и любят загадывать друг другу загадки. (Загадывает загадки):

  1. Не из камня, не из бревен –  из оленьих шкур построен. (Чум).
  2. Чуткий, стройный и высок, гордо голову несет.

     От рогов густая тень – вот красивый зверь…  (Олень)

  1. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. ( Мох)
  2. В тундре голой и холодной оленей стадо он пасет.

Зря тут бродит, волк голодный, к стаду он не подойдет.

Потому что это стадо стережет… (Оленевод.)

  1. Кто зимою в шубке белой? Летом – в серой любит бегать?

Всеми признанный трусишка, наш любимчик – КТО?    (Зайчишка)

  1. В наших северных лесах есть красавица в мехах,

Черно-серебристая, шубонька пушистая,

     Пышный хвост – её краса! Чернобурая …    (Лиса)

Хозяйка чума.  Мне понравились ваши ответы, ребята. А давайте играть! Я буду называть грибы, если гриб съедобный - вы хлопаете, а если гриб ядовитый – топаете.

Игра «Отгадай, какой гриб!»

- А какие ягоды можно встретить на болотах и в тайге? (Ответы детей: клюква, брусника, голубика, морошка, черника.)    

        

Звучит «Песенка про черничку», муз. В. Алексеева

Хозяйка чума.  Вы отлично справились с заданиями и замечательную песенку спели. Я дарю вам колокольчик, чтобы он помогал вам в путешествии. А ещё для вас у меня есть  добрый совет:  дерево, цветок, трава и птица – не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся – одни. Берегите, дети, природу! Желаю вам радости в жизни и улыбок! (На хантыйском языке говорит: «Нягань», дети благодарят хозяйку чума и отвечают: «Па Яма Улаты. До свидания.»)

Шаман. Мы продолжаем наш путь, и следующая наша остановка в стойбище «Игрунья». (Ударяет в бубен)

Ведущая. У коренных жителей Севера есть игры, традиционные только для них.  Умению жить в тундре северяне учатся с малых лет. Едва мальчик начинает ходить, отец мастерит для него наточку и детский аркан, а для девочки мама шьет сумочку для рукоделия – буче. А еще малышу дарят оленьи рога, с которыми он может играть. Игры связаны с охотой, рыболовством и оленеводством.

Игры: «Ручейки, реки и озера», «Важенка и оленята».

Шаман. Дорогие ребята, я очень рад, что сегодня встретился с вами! Я понял, что вы знаете и любите наш северный край, наш Ямал!

Ведущий.   А мы с ребятами, благодарим Вас за интересное путешествие и приглашаем в хоровод.

 «Северный хоровод» муз. и сл. народные

(Шаман, Хозяйка чума и Важенка прощаются с детьми. Уходят.)

Ведущий.  Вот и заканчивается путешествие по Ямальскому краю. Надеюсь, что вы ещё сильнее полюбите эту северную землю, на которой живете.

1 ребёнок. Здесь край мерзлоты и болот комариных,

Зима здесь почти круглый год.

О крае Ямальском слагают былины,

Живет здесь особый народ.

2 ребёнок. Народ-исполин и народ-испытатель,

Его ни морозы, ни ветры не гнут.

Порой он романтик, порою мечтатель,

Он нефтью и газом снабжает страну!

Ведущий.   Вот и закончилось наше необычное путешествие по родному краю, по ЯМАЛу. А теперь, дети, нам пора возвращаться в детский сад.

Под песню “Увезу тебя я в тундру»  дети покидают зал.

 

Используемая литература:

Журнал «Культура Ямала» №3-4 2001 г. Статья С.К. Нарышкина «Песни народа Неща» (Лесные ненцы);

Журнал  «Ямальский меридиан» №1 2002г. Статья Ю. Юнкерова  «Песня да хорей...»;

Журнал «Ямальский меридиан» №1 2001г. Статья Р. Ругин  «Олень и солнце»;

Журнал «Северяне» №1 2007г. «Хантыйская семья»;

Журнал «Ямальский меридиан» №8.2006г. Статья С. Няруй  «Певец Ямальской тундры»;

Сборник «Мой дом Север» Н. Дудников.

Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова;

Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» В. Кенеман.1989г;

Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.

«Свидетельство о публикации»  Серия А № 0001933 отправлено 11 июня 2013 г. квитанция №  62502659111507

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 18325
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.