Досуг в старшей группе «У самовара»

  ср., 13.02.2013

                          Автор:     

Валитова Надежда Константиновна,

                                                                                                 воспитатель

МАДОУ Боровский детский сад

                                                                                                 «Мастерок» Тюменского района

                                                                              Тюменской области.

 

ЦЕЛЬ:    вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
  • расширить лексический запас детей словами « самовар», «чаепитие»;
  • воспитывать у детей желание быть гостеприимными;
  • доставить радость от чаепития, показать пользу  чая, формировать у детей культуру чаепития.

Предварительная работа: беседа с детьми об истории возникновения чая, о его разновидностях.

Оборудование: самовар, сахар, баранки,  пряники, чашки с блюдцами.

 Ход мероприятия.

(Звучит песня «Русский чай» слова и музыка А.Г.Фролова).

    

Ведущая: Сегодня мы решили устроить праздничное чаепитие.

Чаепитие – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!».

Давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки о русском чаепитии.

Пословицы и поговорки.

  1. Чай пьёшь  - до ста лет проживёшь.

      3.  Без обеда не красна беседа.

      4.  Мы за чаем не скучаем.

      6. Пей чай – удовольствие получай.

      7. Самовар кипит – уходить не велит.

      8. В этом доме и вода что мед.

      9. Чай пить – не дрова рубить.

     10. Выпей чайку, забудешь тоску.

     11. Не красен обед пирогами, красен едоками.

     12. От чая лиха не бывает.

 

Ведущая: Сегодня у нас чайные посиделки, поэтому говорить мы будем только о чае. Среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай.

Чай пьют во всех частях света.

Многие ли из нас правильно пьют чай?

Знаете ли вы, какую пользу приносит чай?

Об этом мы и будем говорить сегодня.

Ведущая: Давайте вспомним, что мы знаем о чае. Откуда этот напиток появился в нашей стране? (Ответы детей).

 Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае.

Ведущая: А кто в Китае догадался заваривать чай? (Ответы детей).

Существует предание: однажды (это было много веков назад) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Ведущая: А когда этот напиток появился в нашей стране? (Ответы детей).

 В России впервые чай появился в 1638 году.

Монгольский хан вручил пакеты с чаем послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай понравился, им стали пользоваться как лекарством, который ободряет организм.

Физминутка

Ведущая и дети выполняют движения, проговаривая текст. Повторить 2-3 раза.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка звонко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела».

Ведущая: Чаепитие на Руси обставлялось красиво и носило праздничный вид.

Именно русские изобрели…Что бы вы думали? Угадайте:

Загадки

  1. Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

             Никогда не ест, а только пьет,

             А как зашумит - всех приманит. (Самовар)

  1. Сверху дыра и снизу дыра,

            А  в середине огонь да вода. (Самовар)

  1. У носатого у Фоки

            Постоянно руки в боки.

            Фока воду кипятит

            И как зеркало блестит. (Самовар)

Ведущая: Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?» (Ответы детей).

Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Давайте вместе его произнесём: «Самовар». (Дети произносят слово 2-3 раза).

Кто-нибудь знает: « Где и когда появился первый самовар?» (Ответы детей).

 Много лет тому назад в городе Туле изобрели русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось всё: и щепочки и шишки. Вот, как выглядел такой самовар.

Ведущая: Самовары сохранились и до наших дней. Правда, в последние годы самовары делают  в основном электрические.

А как правильно заваривать чай? (Ведущая показывает детям, объясняя при этом, как правильно заваривать чай).

Заваривать чай следует свежей вскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. В чайник для заварки, желательно фарфоровый, кладут чай, заливают его кипятком, закрывают крышкой. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный.

Подвижная игра «У Маланьи, у старушки»

Дети вместе с ведущей выполняют движения, проговаривая текст:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей

Вот с такими головами…(Показывают).

И с такими вот ушами… (Показывают).

Вот с такими волосами… (Показывают).

И с такими вот глазами… (Показывают).

И с такими вот носами… (Показывают).

Целый день сидели, ничего не ели.

А делали вот так. А как?

(На кого из детей ведущая укажет, тот должен показать какие-либо движения. Повторить можно 2-3 раза).

Ведущая: Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “Чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи.

Шуточные стихи. (Читают дети)

1. Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как же этот чай варить.

2. Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок,

И приправил луку, перцу,

Да петрушки корешок.

3. Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подать.

4. Гости с барином плевались,

Сам он даже озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

5. Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить.

А потом- то догадался,

Что забыл я посолить.

Ведущая: Я думаю, что с вами такого не случится, ведь о том, как правильно заваривать чай, мы только что узнали.

Ведущая: Дети, если в Японии во время чаепития не разговаривают, размышляют о смысле жизни, то в России за чаем общаются, поют чайные частушки.

Частушки. (Мамы с детьми исполняют частушки).

1. На столе у нас пирог, пышки да ватрушки.

Так споем же под чаек чайные частушки.

2. В пляске не жалей ботинки! Предлагаю чай друзьям

Если в чашке есть чаинки, значит, письма пишут нам!

3.Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.

4. Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.

В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

5. Посидеть за самоваром рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

6. Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

7. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного крутого самоварного чайку.

Ведущая: Мы и пели, и играли, и про чай много интересного узнали. Теперь самое время попробовать на вкус этот напиток. Приглашаю всех на чаепитие, усаживайтесь поудобнее, угощайтесь, пожалуйста.  Приятного вам чаепития.

Чаепитие

 (Звучит песня «Русский чай» слова и музыка А.Г.Фролова).

 

Литература:

1.Петрова И.В. Этнокультурное образование дошкольников в условиях ДОУ Забайкальского края // ж. Воспитатель №9 – 2012.

2.Чуковский К.И. Чудо-дерево и другие сказки: сказка «Муха-Цокотуха» – М.: Росмэн, 1996.

3.Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды // ж. Ребёнок в детском саду №5, 6. – 2009.

 «Свидетельство о публикации»  Серия А  №  0000889,  дата отправки 14 февраля 2013 г.,     №  квитанции  62502658075572 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 18471
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.