Занятие - тренинг для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет "Я и природа"

  пн., 11.02.2013

Автор:

Буян Инна Францевна,

педагог - психолог

ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 "Белочка

г. Лангепас

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Занятие – тренинг «Я и природа» направлен на развитие эмпатии и идентификации к объектам природного мира. Очень важно в дошкольном возрасте расширить индивидуальное экологическое пространство ребенка, формировать и развивать экологические установки личности. Предполагаемый  результат: дети научаться анализировать своё эмоциональное  состояние и эмоциональное состояние других людей; будут сформированы умения и навыки владения выразительными движениями на вербальном и невербальном уровне, умение концентрировать внимание,  пополнят познавательные процессы, приобретут чувство коллективизма, группового сплочения; дети приобретут  правильные навыки и умения взаимодействия с природой, разовьется чувственный опыт дошкольников: поймут что природа – это живой организм, который растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии с человеком.

Занятие - тренинг подготовлен для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Его можно проводить с детьми  общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности.

Тип занятия – тренинга: интегрированное

Вид занятия - тренинга: нетрадиционное занятие с элементами тренинга

Цель занятия - тренинга:

Развитие внимания, связанное с координацией слухового и  двигательного анализаторов.

Задачи занятия - тренинга:

1.Образовательные   

ü     Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние   

ü     Сосредотачивать  внимание на деятельности

ü     Формировать умения и навыки владения выразительными движениями

2.Развивающие

ü     Развивать умение выражать свое настроение вербально и  невербально  (с помощью стимульных картинок, жестов, мимики)

ü     Развивать  чувственный опыт дошкольников

ü     Развитие памяти, внимания, творческих способностей и речи

ü     Вырабатывать положительные  черты характера, облегчающие  взаимопонимание при обращении, как с людьми, так и с  природными объектами

3.Воспитательные

ü     Вызвать у детей положительный  эмоциональный настрой.

ü     Помочь им войти в контакт с другом, педагогом, наладить  групповое взаимодействие

Средства обучения : бланки для выполнения упражнения «Испуганное дерево», упражнения «Волшебное дерево», упражнения «Лабиринт» для каждого ребенка, цветные карандаши, компьютер,  СD  записи релаксационных мелодий, флеш- карта

Этапы занятия - тренинга:

ü  Организационный момент

ü  Введение  в тему

ü  Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов

ü  Постановка цели занятия

ü  Активизация прошлого опыта

ü  Сосредоточение  внимания на деятельности

ü  Психомышечная тренировка

ü  Побуждения воспитанников к деятельности

ü  Закрепление умений

ü  Итог занятия - рефлексия

Методы и приемы:

ü     Беседа

ü     Игра на установление доброжелательных отношений

ü     Психологический этюд

ü     Игра  на контакт глаз, телесный контакт, концентрацию внимания, согласованность и координацию действий с партнерами

ü     Игра на формирование чувства групповой сплоченности

ü     Психомышечная тренировка

ü     Художественно - продуктивная деятельность  с элементами арттерапии

ü     Пальчиковая гимнастика

ü     Рефлексивное упражнение

Ход занятия – тренинга:

ü  Организационный момент

Психолог приглашает детей на зеленую поляну (дети произвольно рассаживаются на ковриках).

Беседа о том, что такое дерево:

Дерево, как и мы с вами, живой организм, которое растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии, (приложение - презентация а.ppt (2.17 МБ) 

ü  Введение  в тему

Игра «Четыре стихии». Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз; если «вода» - вытянуть руки вперед; слово «воздух», все должны поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение  руками.  Кто ошибся – выбывает из игры.

ü  Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов

Психологический этюд «Природа и мы»

Психолог предлагает:

  1. Исследовать почву под деревом, на дорожках, покрытых травой: представить, что босиком идёшь по земле, усыпанной сосновыми иголками, мелкими веточками, почувствовать запах, ощутить «дыхание» земли (включение различных анализаторов).
  2. Погрузиться мысленно в сказочный лес. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она сухая и мокрая, горячая и холодная. В волшебном лесу все постоянно меняется. Сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает ноги. А  теперь под ногами песок, он становится все горячее и горячее, просто обжигает ноги. Вдруг выпал снег.  Мы идем по мягкому, пушистому, по холодному снегу. И снова все изменилось в лесу, у нас под ногами  шуршание опавших листьев. Мы вышли к лесному болоту. Наши ноги засасывает. Мы их с трудом вытягиваем из тины. Но вот мы выбрались из болота  и побежали по теплым лужам. А сейчас мы снова, идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, веточки, сучки. Они щекочут, покалывают и  ласкают наши ноги.

ü  Постановка цели занятия -  тренинга

   Художественно-продуктивная деятельность: игровое упражнение  «Испуганное дерево».   Каждому ребенку выдается бланк с заданием: найти и раскрасить всех, кто испугался лисы и спрятался, ( приложение 1.docx (292.55 КБ) )

ü  Побуждения воспитанников к деятельности

 (Приложение 1 «Испуганное дерево» )

  Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» выполняется за столом:

гномик топ-топ предлагает детям погулять по лесу с помощью пальчиков.

раз, два, три, четыре, пять,                этот пальчик чистить стал,

вышли пальчики гулять,                       этот срезал,

 этот пальчик гриб нашел,                  этот съел,

                                                               ну а этот все глядел. 

 (большой палец отогнуть, остальные сжаты в кулак; в соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы).

ü  Сосредоточение  внимания на деятельности

Художественно-продуктивная деятельность :развивающее упражнение «Волшебное дерево»( по усмотрению психолога и  эмоционального состояния детей) .

Психолог: мы с вами нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которые растут в волшебном лесу, (заготовку дерева психолог делает заранее – приложение2.docx (65.55 КБ).  Каждый ребенок пририсует свой цветок к одной  из веток, (музыкальное сопровождение), обсуждение рисунков.

(приложение 2 «Волшебное  дерево)

ü  Психомышечная тренировка

Психомышечная  тренировка  «Деревцо».

- Солнце пригрело, дерево ветки к солнцу потянуло -  (потянуться, подняв вверх руки);

-Ветер подул – дерево всколыхнул – (с поднятыми руками вверх покачать  в стороны).

ü  Закрепление умений

Развивающее упражнение «Лабиринт»

( по усмотрению психолога и  эмоционального

состояния  детей)

Каждому Ребенку дается бланк с заданием, (приложение3)

Психолог: А знаете, что белочки  любят  кушать?

Отгадайте: Растут на елке, любит их щёлкать?  

                                                                                     ( приложение 3.docx (319.26 КБ) »Лабиринт»)

Правильно, шишки! А вот одну шишку Белочка никак не может достать. Помогите белочке добраться до шишки. Проведите дорожку.

ü  Активизация прошлого опыта

ü  Итог занятия - рефлексия

Рефлексивное упражнение «Найди свое настроение» (приложение – презентация б.pptx (203.45 КБ) )

Психолог предлагает детям найти карточку с ромашкой, которая  укажет на эмоциональное состояние ребенка после тренинга:

«Что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя сейчас настроение? Выбери».

( «Найди свое настроение»)

Библиография:

1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997

2. Картинки деревьев, листьев  http://forchel.ru/kartinki

3. Картинка дерева.  // Всё для женщин 2011, №11 – с17

4.Гуткович И.Я.,Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления  дошкольников. Ульяновск, 1998

5. Куражева Н.Ю., Вараева Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик семицветик». Речь,2009

6. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников, Речь, 2008

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М: Первое сентября, 2006

8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: 1995

9. Фон для презентации -  http://pedsovet.su/load/321-1-0-13961

 

 «Свидетельство о публикации»  Серия А  №  0000883,  дата отправки 14 февраля 2013 г.,     №  квитанции  62502658075527 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 23576
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.