"Музыкальная азбука" Конспект НОД по музыкальному развитию детей в подготовительной группе |
вс., 17.12.2023 |
Конспект составила:
Топорищева Светлана Юрьевна
музыкальный руководитель
МАДОУ Червишевский детский сад «Сибирячок»
Программное содержание
Цель: способствовать развитию речи детей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать знакомить детей с классической музыкой русских композиторов;
- закреплять умение детей чисто интонировать мелодию на одном звуке;
- способствовать согласованию слов и движений при выполнении заданий;
- учить исполнять музыкальные произведения в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, ритм, своевременно вступать и заканчивать музицирование.
Развивающие:
- развивать у детей точность и выразительность исполнения движений, осознанное восприятие пространства, чувство ритма;
- развитие речевого дыхания через пропевание;
- автоматизировать четкое произношение гласных и согласных звуков через пропевание распевок и песен.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанном произведении;
- воспитывать чувства единства, сплоченности, умение работать в группе.
Оборудование, демонстрационный материал:
Музыкальная азбука (плакат с QR-code), картинки с буквами «И» и «Ы» для распевки, портрет композитора Прокофьев С.С., нотный стан на липучках, скрипичный ключ прищепка, музыкальные инструменты, телефон, ноутбук, колонка.
Раздаточный материал: музыкальные инструменты (колокольчики диатонические «ре» и «ля», треугольники, металлофоны, маракасы, бубны).
Предварительная работа: разучивание песен, распевок, оркестра «Весенний оркестр».
Словарная работа: пятнашки, оркестр, дирижер, скрипичный ключ.
Индивидуальная работа с гиперактивными детьми: организация помощников в раздаче и в сборе инструментов, поощрение.
Работа с детьми ОВЗ: помочь в игре на музыкальных инструментах, правильные приемы игры на инструментах для извлечения звука.
Ход занятия
Вводная часть.5мин.
Под «Венгерскую народную мелодию» дети легко входят в зал и выполняют соответствующие движения (шаг с акцентом, легкий бег, подскок с акцентом, легкий бег, боковой галоп с акцентом, пружинка на месте).
Музыкальный руководитель: Рада видеть вас, друзья,
На занятии у себя.
Встали ровно мы по кругу,
Поприветствуем друг друга.
Песенка-приветствие «Привет, тебе пою».
(приветствуем на русском, английском и т.д. языках, на слова «а-дибиду» выполняем звучащие жесты)
Основная часть. 22 мин.
Музыкальный руководитель: Каждое наше слово состоит из букв, а буквы мы узнаем из азбуки. У меня для вас приготовлена необычная азбука, а музыкальная. Хотите познакомиться с ней поближе? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы заиграла музыка?
Ответы детей: Считать QR-code при помощи телефона.
Музыкальный руководитель: Подождите, мне сейчас пришло смс-сообщение, а здесь загадка. Поможете мне отгадать?
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
- А какая буква?
Ответ: - И.
Музыкальный руководитель: Думаю, загадка пришла не спроста, возможно мы должны познакомиться именно с этой буквой из музыкальной азбуки. Ну что ж, попробуем, начнем сегодня с буквы «И».
Считываю QR-code при помощи телефона, открывается страница с алфавитом, при нажатии на букву «И» открывается произведение.
Музыкальный руководитель: Под буквой «И» в музыкальной азбуке скрывается игра, а именно произведение русского и советского композитора, пианиста, дирижера, педагога и профессора Сергея Сергеевича Прокофьева. Он один из наиболее значимых композиторов ХХ века. Автор 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, многочисленных произведений вокальной и инструментальной музыки, музыки для мультфильмов, кинофильмов и спектаклей. А послушаем с вами произведение «Пятнашки» из цикла «Детская музыка».
Музыкальный руководитель: Какие чувства вызвала у вас прослушанная музыка?
Как вы думаете, о чем хотел рассказать композитор в этом музыкальном произведении?
Ну раз у нас игра, давайте поиграем, под музыку передаем платок по кругу, на паузе у кого в руках окажется платок, называет характер, который подходит нашему произведению.
(активное слушание, звучит «Пятнашки» С.С. Прокофьев. В конце игры обобщить предложенные определения характера произведения)
Музыкальный руководитель: Вот сколько слов мы смогли подобрать под характер нашего произведения: радостная, солнечная, бойкая, веселая, игривая, шутливая и т.д.
Музыкальный руководитель: Пьеса «Пятнашки» - это жанровая сцена, связанная с движением и игрой. Мы прослушали его с вами в исполнении одного инструмента или оркестра?
Дети: Оркестра.
Музыкальный руководитель: Может и нам пора сыграть в оркестре? Кто главный в оркестре?
Дети: Дирижёр
Музыкальный руководитель: Тогда разбирайте инструменты и займите свое место в оркестре.
«Весенний оркестр», автор И.Пиреева.
Музыкальный руководитель: Здорово ребята у вас получается играть на инструментах, но чтобы стать настоящими музыкантами, нужно выучить ещё одну азбуку – нотную, командует здесь скрипичный ключ.
Это ключ непростой,
Нотной азбуки король! (демонстрация нотного стана).
Ключ скрипичный открывает дверь в мир музыки, в мир мелодии и песен. А может нам пора песенку спеть? Но сначала нужно голоса разогреть. Споем с вами нашу распевочку про буквы? Кто помнит с какой буквы началось наше занятие?
Музыкальный руководитель: А теперь наша буква пошагает по лестнице.
Музыкально-дидактическая игра «Лесенка».
Я шагаю вверх,
Я шагаю вниз.
По ступенькам я скачу
И на месте топочу.
Пение «Хорошо у нас в саду», муз. и сл. В.Герчик.
Музыкальный руководитель: После такой звонкой песни, можно и поиграть сегодня в самые настоящие «Пятнашки», хотите? Только давайте договоримся сколько детей должна запятнать «пятнашка»?
И ещё несколько правил: если услышите удар в бубен – все в «домиках», «пятнашка» не имеет право ловить, когда вы в «домике»; а услышите звон колокольчика – игра завершается.
Музыкальная игра «Пятнашки»
Заключительная часть. 3 мин.
Музыкальный руководитель: У меня сегодня такое хорошее настроение после занятий с вами, а у вас? Мне жалко расставаться, но нам пора прощаться.
Исполняют песенку прощальную «Пока, тебе пою».
По окончании песни дети под музыку уходят из зала.
Список литературы:
1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий подготовительная группа.
2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательтсво «Скрипторий 2003», 2017.
3. Д. Степанчишина Игралочка. – авт.материалы.
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0011180
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf