Ознакомление с художественной литературой М.М. Зощенко «Показательный ребёнок»

  вт., 28.11.2023

Автор – составитель:

 Артемьева Татьяна Леонидовна

Воспитатель

МАДОУ детский сад № 79 города Тюмени

Возрастная группа: средняя

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель занятия: объяснение важности знаний о домашнем адресе, именах родителей через произведение «Показательный ребенок» М.М. Зощенко, в процессе слушания, бесед, дидактических игр.

Задачи занятия:

Образовательная: познакомить с произведением, воспроизвести события, описанные в рассказе Зощенко М.М. «Показательный ребёнок»

Развивающая: обсудить и дать оценку поступку Павлика, обсудить важность знаний о именах родителей, домашнем адресе в процессе беседы.

Воспитательная: внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы полным предложением, слушать друг друга, не перебивать в процессе беседы, воспитывать уважение к старшим.

Дополнительные задачи:

 Игровая: назвать иллюстрации, которые являются лишними.

Словарная работа: объяснить значение слов: дрессированная, побранила, показательный. Активизировать словарь существительных и прилагательных характеризующих героев.

Планируемый результат занятия: дети объясняют поступок героя, понимают, как важно запомнить и знать свой домашний адрес и как зовут родителей, внимательно слушают педагога, отвечают на проблемные вопросы полным предложением, не перебивая друг друга в беседе.

Подготовительная работа: беседа о том, что важно знать, чтоб не заблудиться, и о том, что без родителей из дома уходить опасно, заучивание физ. минуток, чтение отрывка из рассказа «Показательный ребенок». Объяснить значение слов: дрессированная, побранила, показательный.

Материалы и оборудование: книга М. Зощенко «Положительный ребенок», иллюстрации из произведения, дидактическая игра.

Ход образовательной деятельности:

1. Игра на приветствие.

Собрались все дети в круг! (встают в круг)

Я твой друг, (руки к груди)

И ты мой друг! (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся! (улыбаются)[1]

Мы друг другу улыбнулись и пожелали хорошего дня.

2. Подведение детей к слушанию произведения.

К нам сегодня пришел гость. Но чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой. (Кот) [2]

(Ответы детей)

Верно, ребята, это кот Бубенчик.

Этот герой пришёл к нам из рассказа «Показательный ребёнок», который написал Михаил Зощенко.

Ребята, посмотрите на фотографию Михаила Зощенко, что вы можете сказать? Какой он по характеру? (Ответы детей).

Верно, ребята. Этот замечательный человек написал для взрослых и детей много весёлых поучительных рассказов. В детстве Михаил Зощенко был обычным ребёнком, учился в школе, университете, затем пробовал себя во многих профессиях. Но, попав на занятия в литературную студию, начал писать для детей.

3. Объяснение и доказательство.

Ребята, сегодня я вновь принесла рассказ Михаила Зощенко «Показательный ребёнок», так как многие из вас до сих пор не знают своего домашнего адреса, а некоторые с трудом называют имена своих родителей и совершенно не интересуются, где они работают.

4. Аннотация.

4.1. Высказывание личного отношения воспитателя к произведению.

Мне понравился рассказ Михаила Зощенко «Показательный ребёнок», потому что он учит тому, как важно знать домашний адрес, имена родителей и где они работают.

4.2. Краткий пересказ (совместно с детьми) до отрывка, который зачитываем.

Давайте с вами вспомним, о чём этот рассказ. Однажды мальчик Павлик находился дома с бабушкой и котом Бубенчиком, а его родители были на работе. Пришел почтальон и отдал мальчику письмо, а вскоре Павлик обнаружил пропажу любимого питомца. Он заподозрил, что кота мог забрать почтальон, и дождавшись, когда бабушка заснула, взял письмо и отправился искать почтальона и кота на улицу. Павлик оказался один на улице, что удивило прохожих и они вызвали милиционера.

4.3. Постановка проблемного вопроса.

Ребята, скажите, что должен знать каждый ребёнок, чтобы не потеряться в городе? (Ответы детей)

4.4. Голосование и высказывание предположений детей на проблемный вопрос.

Как вы считаете, Маша и Таня, знает ли Павлик свой домашний адрес? (Ответы детей)

Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто считает, что мальчик Павлик знает свой домашний адрес, имена своих родителей и где они работают.

А ответ на этот вопрос мы узнаем из книги.

Присаживаемся, не забываем спинку держать ровно.

5. Чтение отрезка из произведения.

Вот приходит милиционер со свистком. Тётка ему говорит:

— Поглядите, какой мальчик, лет пяти, заблудился.

Милиционер говорит:

— Этот мальчик держит в ручке письмо. Наверно, на этом письме написан адрес, где он живёт. Мы прочтём этот адрес и доставим ребёнка домой. Это хорошо, что он взял с собой письмо.

Тётка говорит:

— В Америке многие родители нарочно кладут письма в карман своим детям, чтоб они не терялись.

И с этими словами тётка хочет взять письмо от Павлика.

Павлик ей говорит:

— Что вы волнуетесь? Я знаю, где я живу.

Тётка удивилась, что мальчик так смело ей сказал. И от волнения чуть в лужу не упала. Потом говорит:
— Поглядите, какой бойкий мальчик! Пусть он нам тогда скажет, где он живёт.

Павлик отвечает:
— Улица Фонтанка, пять.

Милиционер поглядел на письмо и говорит:
— Ого, это боевой ребёнок — он знает, где он живёт.

Тётка говорит Павлику:
— А как тебя зовут, и кто твой папа? Павлик говорит:

— Мой папа шофёр. Мама ушла в магазин. Бабушка спит в кресле. А меня зовут Павлик.

Милиционер засмеялся и сказал:
— Это боевой, показательный ребёнок — он всё знает. Наверно, он будет начальником милиции, когда подрастёт.

Тетка говорит милиционеру:

– Проводите этого мальчика домой.

Милиционер говорит Павлику:

– Ну, маленький товарищ, пойдем домой.[3]

6. Возвращение к проблемному вопросу и повторное голосование.

Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто считает, что очень важно знать домашний адрес, имена родителей и где они работают.

7. Беседа по произведению.

Ребята, скажите, что чувствовали прохожие, когда увидели маленького Павлика одного на улице? (Ответы детей).

 Подумайте и скажите, правильно ли поступил мальчик, когда ушёл на улицу один. (Ответы детей)

 Скажите, как бы вы объяснили мальчику, что уходить без взрослых на улицу может быть опасно? (Ответы детей)

 Пока мы с вами беседовали, мы устали, давайте встанем и отдохнём.

8. Физ.минутка

Физкультминутка «Кошка».

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась,

И тихонько удалилась!

9. Дидактическая игра.

На доске размещены иллюстрации, все ли они относятся к рассказу, который мы с вами только что обсуждали?

10. Рефлексия

Ребята, что для вас сегодня было трудным, а что вам больше всего понравилось? А что вы расскажите своим родителям о нашей встрече? (Ответы детей)

Список используемой литературы:

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.

2. Зощенко М.М. «Показательный ребенок», Художник: Бугославская Н. В., Издательство: Махаон, 2015 г. Серия: Озорные книжки.

3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под.ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

4. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-privetstvii-dlja-zanjatii.html

5. https://zagadka-otvet.ru/zagadki-pro-koshku.html



[3] Зощенко М.М. «Показательный ребенок», Художник: Бугославская Н. В., Издательство: Махаон, 2015 г. Серия: Озорные книжки.

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0011141

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 338
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.