«По осенней тропке» НОД по развитию речи в старшей группе

  вс., 30.10.2022

Составитель:

Поминова Ирина Геннадьевна

воспитатель

МАДОУ детский сад № 141 города Тюмени

Цель: обобщение знаний детей по теме «Осень».

Задачи:

образовательные:

ü активизировать словарь детей по теме занятия;

ü закреплять в речи детей употребление слов антонимов;

ü совершенствовать умение детей составлять предложения по сюжетной картинке;

ü совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

развивающие:

ü развивать интерес к выполнению заданий;

ü развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие;

ü развивать память;

ü развивать общую и мелкую моторику;

ü развивать воздушную струю;

воспитательные:

ü воспитывать у детей бережное отношение к природе;

ü развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Оборудование:

ü корзина с письмом от Осени;

ü бумажные цветные и черно белые листья, разной формы и размера;

ü цветные карандаши;

ü листочки из цветного картона для дорожки;

ü сюжетная картина «Осень»;

ü листочки для развития воздушной струи.

Предварительная работа: беседа о временах года, наблюдение на прогулке, дидактические игры на тему «Осень», рассматривание картин и фотографий об осени.

Вводная часть

Утренний круг.

 Встанем рядышком по кругу.

Скажем «Здравствуйте, друг другу.

Нам здороваться не лень.

Всем Привет и Добрый день.

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

Воспитатель обращает внимание на  корзину

Как вы думаете, что может лежать в этой корзине? А вам интересно, что там лежит. Давайте посмотрим. Да это же осенние листочки. Ева как ты думаешь с какого дерева этот листочек и т. д. Ребята, а в корзине ещё что-то лежит.

Воспитатель:

- Ой, ребята, что это? Как вы думаете? Это письмо. Хотите узнать от кого оно? Давайте посмотрим, что же в конверте (читает письмо-загадку).

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это…» (ОСЕНЬ)

Воспитатель:

-Ребята, а вы знаете, где живет осень? (Ответы детей:осень живет в лесу).

-Она нас приглашает к себе в осенний лес.

-Принимаем приглашение осени? (Ответы детей: Да)

-Тогда в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

(Ребята идут по осенним листьям, разложенными змейкой на полу. Становятся полукругом около стульчиков).   

Воспитатель:

-Вот, мы и пришли с вами в осенний лес. Как же хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес (Ответы детей: собирать ягоды, грибы; дышать свежим воздухом; собирать осенние листья и т.д.).

Воспитатель:

-На место сядет тот, кому листочек ляжет на ладонь и попросит сказать слова наоборот (воспитатель падает листок из корзины).

Словарная игра «Скажи наоборот»

  • Сосна высокая, а рябина…(низкая).
  • У сосны иглы длинные, а у ели…(короткие).
  • У дуба ствол толстый, а у березы…(тонкий).
  • У клена листья большие, а у березы…(маленькие).
  • У березы ствол светлый, а у тополя…(темный).

(и другие по количеству детей)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, отгадайте загадку:

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто…(ЛИСТОПАД)

Воспитатель:

-Встаньте около стульчиков. Положите листочек на ладонь и поднесите ко рту, сделайте глубокий вдох, а потом тихонечко подуйте на него, не надувая щек (воспитатель показывает, как правильно выполнить упражнение). А теперь с силой подуем на наши листочки (Дети дуют на листья все вместе). Вот какой листопад у нас с вами получился (дети выполняют упражнение 3-4 раза).

 Дети присаживаются на стульчики. 

Воспитатель:

-Ребята, осень нам приготовила еще одну игру, я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на колени.

  • Осенью цветут цветы?
  • Осенью растут грибы?
  • Тучи солнце закрывают?
  • Колючий ветер прилетает?
  • Морозы осенью бывают?
  • Ну а птицы гнезда вьют?
  • А букашки прилетают?
  • Звери норки закрывают?
  • Урожай все собирают?
  • Птичьи стаи улетают?
  • Часто – часто льют дожди?
  • Солнце светит очень жарко?
  • Можно детям загорать?
  • Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, справились с заданием.

Воспитатель:(Составление предложений по картине «Осенний лес»).

Осень приготовила для нас картину.

Ребята, я предлагаю вам рассказать о том, что мы видим на картине. ( Дети составляют предложения по очереди). Какой замечательный рассказ об Осени у нас получился. Дома расскажите о ней своим родителям.

 

 Гимнастика для глаз.

Детки следят глазами за осенним листиком.

- Ребята лист полетел вправо (дети смотрят глазами в правую сторону), лист полетел на лево, вверх, вниз, и т.д.

Практическая часть:

Воспитатель:

-Ребята, осень не успела раскрасить все листья, предлагаю ей помочь. (На столе лежат черно-белые листочки разной формы: клена, березы, дуба и др. и величины, дети выбирают по желанию. Раскрашивают цветными карандашами). Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Листочки у вас получились очень красивые! Я предлагаю с ними поиграть.

 Физминутка «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

(дети кружатся, расставив руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся

(приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,

(тереть ладошки между собой и произносить звук «Ш»)

Будто опять закружиться хотят

(снова кружатся на носочках).

Итог занятия:

Воспитатель:

-Со всеми заданиями осени вы справились и нам пора возвращаться в детский сад по нашей тропинке из листьев. (Дети с воспитателем шагают по тропинке в обратную сторону). Чем мы с вами сегодня занимались? (Ответы детей). А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей). Вы все сегодня умнички!

Список используемой литературы:

  1. И.Е. Аверина. Физкультурные минутки и динамические паузы в детском саду. Практическое пособие.
  2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
  3. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
  4. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 192 c.
  5. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2017. - 240 c.
Интернет-ресурсы:

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/konspektyi-korrektsionnyih-zanyatiy/news16821.html

https://infourok.ru/zanyatie-po-obucheniyu-gramote-osen-3242177.html

https://nsportal.ru/user/141343/page/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detey-rannego-vozrasta

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-osen-zolotaja-starshaja-grupa-b.html

 

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009799 скачать >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 453
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.