«По осенней тропке» НОД по развитию речи в старшей группе |
вс., 30.10.2022 |
Составитель:
Поминова Ирина Геннадьевна
воспитатель
МАДОУ детский сад № 141 города Тюмени
Цель: обобщение знаний детей по теме «Осень».
Задачи:
образовательные:
ü активизировать словарь детей по теме занятия;
ü закреплять в речи детей употребление слов антонимов;
ü совершенствовать умение детей составлять предложения по сюжетной картинке;
ü совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
развивающие:
ü развивать интерес к выполнению заданий;
ü развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие;
ü развивать память;
ü развивать общую и мелкую моторику;
ü развивать воздушную струю;
воспитательные:
ü воспитывать у детей бережное отношение к природе;
ü развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Оборудование:
ü корзина с письмом от Осени;
ü бумажные цветные и черно белые листья, разной формы и размера;
ü цветные карандаши;
ü листочки из цветного картона для дорожки;
ü сюжетная картина «Осень»;
ü листочки для развития воздушной струи.
Предварительная работа: беседа о временах года, наблюдение на прогулке, дидактические игры на тему «Осень», рассматривание картин и фотографий об осени.
Вводная часть
Утренний круг.
Встанем рядышком по кругу.
Скажем «Здравствуйте, друг другу.
Нам здороваться не лень.
Всем Привет и Добрый день.
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
Воспитатель обращает внимание на корзину
Как вы думаете, что может лежать в этой корзине? А вам интересно, что там лежит. Давайте посмотрим. Да это же осенние листочки. Ева как ты думаешь с какого дерева этот листочек и т. д. Ребята, а в корзине ещё что-то лежит.
Воспитатель:
- Ой, ребята, что это? Как вы думаете? Это письмо. Хотите узнать от кого оно? Давайте посмотрим, что же в конверте (читает письмо-загадку).
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это…» (ОСЕНЬ)
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, где живет осень? (Ответы детей:осень живет в лесу).
-Она нас приглашает к себе в осенний лес.
-Принимаем приглашение осени? (Ответы детей: Да)
-Тогда в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
(Ребята идут по осенним листьям, разложенными змейкой на полу. Становятся полукругом около стульчиков).
Воспитатель:
-Вот, мы и пришли с вами в осенний лес. Как же хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес (Ответы детей: собирать ягоды, грибы; дышать свежим воздухом; собирать осенние листья и т.д.).
Воспитатель:
-На место сядет тот, кому листочек ляжет на ладонь и попросит сказать слова наоборот (воспитатель падает листок из корзины).
Словарная игра «Скажи наоборот»
- Сосна высокая, а рябина…(низкая).
- У сосны иглы длинные, а у ели…(короткие).
- У дуба ствол толстый, а у березы…(тонкий).
- У клена листья большие, а у березы…(маленькие).
- У березы ствол светлый, а у тополя…(темный).
(и другие по количеству детей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, отгадайте загадку:
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто…(ЛИСТОПАД)
Воспитатель:
-Встаньте около стульчиков. Положите листочек на ладонь и поднесите ко рту, сделайте глубокий вдох, а потом тихонечко подуйте на него, не надувая щек (воспитатель показывает, как правильно выполнить упражнение). А теперь с силой подуем на наши листочки (Дети дуют на листья все вместе). Вот какой листопад у нас с вами получился (дети выполняют упражнение 3-4 раза).
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель:
-Ребята, осень нам приготовила еще одну игру, я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на колени.
- Осенью цветут цветы?
- Осенью растут грибы?
- Тучи солнце закрывают?
- Колючий ветер прилетает?
- Морозы осенью бывают?
- Ну а птицы гнезда вьют?
- А букашки прилетают?
- Звери норки закрывают?
- Урожай все собирают?
- Птичьи стаи улетают?
- Часто – часто льют дожди?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
- Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, справились с заданием.
Воспитатель:(Составление предложений по картине «Осенний лес»).
Осень приготовила для нас картину.
Ребята, я предлагаю вам рассказать о том, что мы видим на картине. ( Дети составляют предложения по очереди). Какой замечательный рассказ об Осени у нас получился. Дома расскажите о ней своим родителям.
Гимнастика для глаз.
Детки следят глазами за осенним листиком.
- Ребята лист полетел вправо (дети смотрят глазами в правую сторону), лист полетел на лево, вверх, вниз, и т.д.
Практическая часть:
Воспитатель:
-Ребята, осень не успела раскрасить все листья, предлагаю ей помочь. (На столе лежат черно-белые листочки разной формы: клена, березы, дуба и др. и величины, дети выбирают по желанию. Раскрашивают цветными карандашами). Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Листочки у вас получились очень красивые! Я предлагаю с ними поиграть.
Физминутка «Листья»
Листья осенние тихо кружатся,
(дети кружатся, расставив руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,
(тереть ладошки между собой и произносить звук «Ш»)
Будто опять закружиться хотят
(снова кружатся на носочках).
Итог занятия:
Воспитатель:
-Со всеми заданиями осени вы справились и нам пора возвращаться в детский сад по нашей тропинке из листьев. (Дети с воспитателем шагают по тропинке в обратную сторону). Чем мы с вами сегодня занимались? (Ответы детей). А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей). Вы все сегодня умнички!
Список используемой литературы:
- И.Е. Аверина. Физкультурные минутки и динамические паузы в детском саду. Практическое пособие.
- Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет.Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
- Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
- Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 192 c.
- Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2017. - 240 c.
https://infourok.ru/zanyatie-po-obucheniyu-gramote-osen-3242177.html
https://nsportal.ru/user/141343/page/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detey-rannego-vozrasta
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-osen-zolotaja-starshaja-grupa-b.html
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009799 скачать >>>
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf