«Осень золотая» НОД с детьми старшей группы компенсирующей направленности |
ср., 29.12.2021 |
Составитель:
Прохорова Марина Петровна
воспитатель
МАДОУ д/с №101 города Тюмени
Цель: Развитие познавательных интересов и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий
Программные задачи:
Образовательные:
- уточнять и расширять представление об осени (приметы, явления);
- учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия; учить образовывать качественные прилагательные;
- расширять представления о растениях ближайшего окружения (деревьях)
Развивающие:
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
- расширять словарь по теме
Оборудование: бумажные осенние листочки, фигурные кленовые листочки; цветные карандаши, картина с изображением осени.
Предварительная работа: беседа о времени года «Осень», наблюдение на прогулке, дидактические игры, разучивание физкультминутки «Осенние листочки», пальчиковой гимнастики «Деревья».
Ход:
В: - Сегодня утром по дороге в детский сад увидела на земле осенний ковер из красивых, разноцветных листьев. Захожу в группу, а у нас везде лежат листочки. Посмотрите на красивый, резной, кленовый листочек. Это не простой листочек, а волшебный – он помогает преодолевать трудности и выполнять разные задания. Сейчас листочек пригласит вас в гости, а к кому – догадайтесь:
Листья с веток облетают.
Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Урожай собирают. Когда это бывает? (Осенью)
В: - Верно. Он приглашает вас в гости к Осени. Осень разбросала нам листочки с заданиями, нам нужно их выполнить. А волшебный листочек нам поможет.
Физкультминутка «Осенние листочки»
Мы – осенние листочки, |
Бег врассыпную |
Мы летаем мы кружимся, |
Кружатся |
И на землю, на цветы |
Останавливаются, присаживаются |
Плавно мы ложимся. |
Медленно кладут листья на пол |
Словесная игра «Скажи наоборот»
Сосна высокая, а рябина … низкая.
У сосны иголки длинные, а у ели … короткие
У дуба ствол толстый, а у березы … тонкий
У клёна листья крупные, а у берёзы … мелкие
У березы ствол светлый, а у клена … тёмный
Осень ранняя – осень … поздняя
Птицы прилетают – птицы … улетают
Дождь начался – дождь (закончился)
Листья на деревьях – листья (на земле)
В: - Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием, я думаю, что вы легко справитесь и с остальными. Итак, листочек со следующим заданием.
Упражнение «Подбери слова»
В: - Посмотрите на картинку и подберёте как можно больше слов, отвечающих на вопросы, какой? какая, а волшебный Листочек вам в этом поможет.
Осень какая? (холодная, дождливая, разноцветная,).
Погода осенью какая? (дождливая, пасмурная, туманная, хмурая, прохладная, сырая).
Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый).
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Вот деревья: Клён, рябина, липа, дуб, берёза, Вяз, ясень, тополь, ёлка, пихта. Мы в лесу встречаем вас. |
Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами. Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке. |
В: - Листочек со следующим заданием. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопросы, что делают? Что делает?
v Листья осенью … (желтеют, опадают и т.д.)
v Дождь осенью … (моросит, идет и т.д.)
v Урожай осенью … (убирают).
v Птицы осенью … (улетают).
v Деревья осенью … (сбрасывают, роняют листья).
v Звери осенью … (готовятся к зиме, меняют шубки).
Словесная игра «Какое слово лишнее?»
В: - А теперь я буду называть слова, а вы должны сказать какое лишнее. Будьте внимательны.
Лисичка, белый гриб, мухомор, подберезовик.
Яблоко, груша, лимон, помидор.
Воробей, ласточка, аист, цапля, трясогузка.
Зонт, куртка, шапка, перчатки, шарф.
В: - Молодцы! Ребята, отгадайте загадку.
Листья жёлтые летят. Падают, кружатся.
И под ноги просто так, как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад? Это просто ... (Листопад)
Упражнение на дыхание «Листопад»
В: - Возьмите тот листочек, который вам нравится больше всех, поднесите его ко рту, сделайте глубокий вдох, а потом тихонечко подуйте на него, не надувая щёк. А теперь с силой подуем на листочки. Вот какой листопад у нас с вами получился.
Педагог показывает, как правильно выполнять упражнение и контролирует. Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
Упражнение «Закончи предложение»
В: - Сейчас называю слово, а вы повторяете его со словом «осенний, осенняя, осеннее или осенние», например: лист - осенний лист.
Ветка. Дерево. Лес. Погода.
В: - Листочек приготовил вам задания в тетради.
Работа в тетрадях
В: - Вы на отлично потрудились, показали свой уровень готовности к школе.
- Что нового узнали?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
Приложение к конспекту «Осень золотая»
Используемая литература- Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР Альбом 1. Мир растений – М.: Издательство ГНОМ, 2020 – 32с.
Используемые интернет-источники:
https://illustrators.ru/uploads/attached_photo/image/267412/осень3.jpg
https://sad32zhlobin.schools.by/pages/osennie-fizkultminutki
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008814 Скачать >>>>
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf