Пейзаж в живописи, поэзии и музыке (художественно – музыкальная гостиная)

  вс., 10.04.2011

Автор:

Варнавская Яна Юрьевна 

Воспитатель  МАДОУ 

ЦРР  детский сад № 125

г.Тюмени

ЦЕЛЬ: развитие у детей способности к восприятию и постижению художественного произведения в различных видах искусства (живописи, поэзии, музыке).

ЗАДАЧИ:

- прочувствование детьми созвучности произведений различных видов искусства;

 -формирование детских представлений о пейзаже как жанре искусства;

-развитие ''эмоциональной" памяти детей;

-развитие творческих способностей;

-воспитание культуры общения;

-воспитание любви к природе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ:

1.Знакомство с пейзажным жанром, с работами русских художников-пейзажистов.

2.Экскурсия в осенний парк, беседа об осени.

3.Рисование осенних пейзажей.

4. Знакомство с выразительными возможностями звучащих жестов,

звукоподражаний, шумящих ударных инструментов.

5.Разучивание стихов и песен об осени.

ПЛАН

1.Вступление. Человек и природа.

2.Диалог с детьми и родителями (осенние впечатления, обсуждение детских работ).

3.Знакомство с картиной А.Веприкова "Голубые дали".

4.Осенние стихи-пейзажи (читают дети и взрослые).

5.Музыкальные пейзажи (песня А.Александрова "Осень", звуковая загадка, "Осенняя песнь» ( П.Чайковского).

6.Заключение. Природа и мы.

Человек и природа... Всегда они рядом, и друг без друга не могут. Кто не бывал в лесу? Но у каждого - свое к нему отношение. Для одних людей лес - это ягоды, грибы, дрова. То, что приносит какую-то пользу. А для других лес - это таинственный мир, наполненный красотой.

По-разному люди выражают и свое отношение к лесу. Одни, попав в него, не удержатся от восклицания: "Красотища-то!». А другие, наоборот, будут молчать, боясь нарушить лесную тишину. И есть особенные люди, которые тонко чувствуя природу, способны передать другим свои чувства с помощью слов, звуков, красок, Это поэты, композиторы, художники.

Наша родная русская природа полна особой поэзии и музыки. Поэтому так поэтичны и музыкальны произведения русских художников, поэтов, композиторов.

Вы уже знаете, что картины, изображающие природу, называются... пейзажами. Но, оказывается, пейзаж можно нарисовать не только красками, но и звуками, и словами. Вот об этом наш сегодняшний разговор. "Пейзаж в живописи, поэзии, музыке» - тема нашей гостиной.

Вы нарисовали не мало пейзажей. Последние ваши работы - это осенние пейзажи. Вспомните, пожалуйста, нашу прогулку по осеннему парку. Какое настроение было у природы? А у вас? Вспомните, каким было небо, а ветер? Вспомните и шорох листьев под ногами...

Да, впечатлений было много. И все они здесь, на ваших рисунках. Это выставка осенних пейзажей. Устроим небольшую экскурсию по ней. (Обсуждение отдельных работ. Возможные вопросы: Какой рисунок, на ваш взгляд, наиболее точно передает осеннее настроение? Какой из рисунков близок вам по настроению и почему?)

А сейчас усаживайтесь поудобнее, мы будем смотреть картину художника А.Веприкова "Голубые дали". Сегодня вы увидите настоящую картину, а не репродукцию.

Перед нами - текущая вдаль река, в которой отражается голубое небо. Мы как будто стоим на высоком берегу среди душистой травы и любуемся открывающимися далями. У реки всегда далеко все слышно. И картина полна звуков. Что здесь можно услышать? (Возможные ответы детей: плеск воды, крик птицы» парящей в небе, в траве стрекочут кузнечики, жужжат пчелы и т.д.)

Картина полна звуков. И если слушать еще, можно услышать музыку. Да-да, у каждой картины есть своя музыка, своя мелодия. И, может быть, не одна. Какая музыка у этой картины? (Ответы: спокойная, широкая, радостная и т.д.) Своя мелодия у неба, у реки, у луга. Какая? (Обсуждение).

Музыка картины рождается с помощью цвета, линий. Здесь основной цвет - голубой. Это холодный тон. Он и создает ощущение простора, необъятности, широты. Особую задушевность картине придает луг, выполненный в теплых тонах. Плавные изгибы реки создают ощущение мягкости, певучести. Картина художника- как задушевная русская песня. И мы с вами ее услышали.

Пейзаж может быть создан и словом. Вот сейчас, обсуждая картину, сколько красивых, выразительных слов мы подобрали. Так же ищет и поэт, стараясь найти самые яркие слова и выражения. И получается стихотворение, которое мы читаем и одновременно видим. Стихотворение-картина. Попробуем сейчас вслушаться и всмотреться в стихи. Пожалуйста, вам слово. (Чтение стихов)Т*

Все стихи об осени, но какие все разные, со своим особым настроением. Каким? (Ответы детей). И как поэт создает это настроение? (Обсуждение одного из стихотворений). Как видим, выразительны не только слова, но и звуки.

И вот что интересно, одними звуками мы тоже можем нарисовать пейзаж. Попробуем? А родители пусть разгадают нашу картину. (Детям предлагается с помощью шумящих и ударных инструментов, а также используя звукоподражания и звучащие жесты, изобразить осенний лес: ветер, шорох листьев, скрип деревьев, дождь. Затем - обсуждение).

Конечно, еще интереснее получается, если звуки становятся музыкальными, да еще и соединяются со словами. Получается песня. Например, такая. (Дети исполняют песню А.Александрова "Осень"). Звуки и слова рисуют осенние пейзажи, создают осеннее настроение.

Совсем особая картина рождается, если ее рисует одна только музыка, она звучит для всех, но каждый чувствует ее по- своему, каждый представляет что-то свое. Сейчас вы услышите "Осеннюю песнь" П.Чайковского. И пусть это будет наша тайна. Мы не будем говорить, что представили. Каждый унесет с собой свою музыку, свою картину. (Звучит музыка).

И закончить нашу встречу хотелось бы словами писателя Льва Толстого:"Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней1'. Постараемся и мы чаще встречаться с природой, будем учиться видеть и слышать ее, понимать и беречь.

Используемая литература:

Песков В. Проселки. М.,1988г.-263с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 9671
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.