"Мы в ответе за тех, кого приручили" конспект НОД в старшей группе

  сб., 16.09.2023

Составитель:

Узденова Ирина Суюновна

воспитатель

МАДОУ ДС "Калинка" ЯНАО, г.Новый Уренгой

Образовательная область: речевое развитие,   познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Цель: развитие устной речи детей в различных условиях общения.

Задачи:

  • Развивать умение детей строить разные типы высказываний (контаминированный текст - повествование и описание), соблюдая их структуру.
  • Познакомить с новой методикой синквейн, побуждать к составлению синквейна по предложенной теме.
  • Совершенствовать умение детей анализировать структуру высказывания: зачин, событие, микротема (описание), завершение.
  • Формировать элементарные знания о структурной организации текста объявления.
  • Способствовать проявлению у детей гуманного отношения к животным.
  • Воспитывать культуру речевого общения.

Дидактические материалы и оборудование: Демонстрационный: видеозапись о приюте для животных, модель-план составления текста объявления, фотография собаки.

Раздаточный: фотографии собак, модели-планы для составления текста объявления, листы для  объявлений,  простые карандаши или ручки.

Предварительная работа: беседа об акциях, проведенных в ДОУ; беседа о пропаже собаки у соседа.

Ход образовательной ситуации:

1.     Мотивация

Дидактическая задача:

1)   мотивировать детей на включение в познавательную деятельность;

2)  познакомить детей с организацией, занимающейся защитой животных;

3)  способствовать обогащению словарного запаса детей (акция, волонтер, вольеры);

4)  показать образец речевого этикета во время телефонного разговора.

 Воспитатель собирает вокруг себя детей.

- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово - акция? (Это, когда мы участвуем  и помогаем кому-нибудь).

- Давайте с вами вспомним,  какие акции  проводились в нашем детском саду?  (Собирали вещи для наших солдат, собирали корм для животных,   изготавливали кормушки для птиц).

- Правильно ребята, в нашем детском саду проводились акции: «Тепло сердец», «Покорми птиц зимой», «Помоги животным». 

- Вы знаете, ребята, в акции «Помоги животным» мы собирали корм для животных, которые живут в детской экологической станции нашего города, там живут разные животные и за ними ухаживают работники экологической станции. Но я хочу вам рассказать, что есть животные, которые живут в другом месте и за ними нужен тоже уход.  

- Вы помните, я вам рассказывала о том, что у моего соседа пропала собака?

- Вы знаете, она нашлась. Вчера ему позвонили из приюта  защиты животных "Подари мне жизнь», который находится в нашем городе.  Туда ее привел мужчина, который нашел собаку на автобусной остановке. Запись на ошейнике собаки помогла сотрудникам этой организации связаться с хозяином.

- Ребята, а вы что-нибудь знаете о приютах  для животных?

- Мне захотелось узнать об этом приюте. Я стала искать информацию. И вот, что выяснила. В этом приюте содержатся бездомные, потерянные или брошенные собаки, кошки. Собаки живут там в специальных вольерах. Сотрудники приюта заботятся о собаках: кормят, убирают, делают прививки. А также ищут  для них хозяев.

- В интернете я нашла репортаж об этой организации, давайте посмотрим (просмотр видеоролика).

- Дети, вы обратили внимание, в репортаже прозвучало, что в этой организации, кроме ее постоянных сотрудников, работают волонтеры.

- Как вы думаете, кто такие волонтеры? (Это люди, которые  оказывают помощь другим).

- Правильно ребят, волонтеры - это люди, которые оказывают помощь добровольно. Они кормят собак, выгуливают их, убирают вольеры, помогают в поиске хозяев. Мы с вами тоже являемся волонтерами, мы на добровольной основе организовали сбор теплых вещей и сладостей для наших военнослужащих. Давайте приступим к своим обязанностям. 

- А вы бы хотели  оказать помощь питомцам этого приюта? (да хотели бы). 

- Дети, а я так и предполагала, что вы захотите помочь этим бедным животным. Поэтому еще вчера позвонила в «Подари мне жизнь» и узнала, как мы можем помочь. Сотрудники приюта попросили нас составить объявления о том, что собаки ищут себе хозяев.

- Дети, вы хотите помочь составить объявления?

- Вы сможете  это сделать?

- На электронную почту нашего детского сада сотрудники приюта уже выслали фото собак. Сейчас я позвоню Олесе Валентиновне  и попрошу распечатать фотографии.

- Алло, здравствуйте Олеся Валентиновна. Вас беспокоит воспитатель  Марина Хусиновна  На  электронную почту нашего детского сада из организации «Подари жизнь»  для детей нашей группы пришли фотографии, вы не можете их распечатать и принести нам? Большое спасибо, будем ждать.

2.   Основная часть

2.1Дидактическая задача: активизировать употребление в речи прилагательных при описании животных.

 - Пока фотографии не принесли, давайте поиграем в игру, которая поможет нам составить точные описания животных. Это очень важно в работе волонтёра.

 «Назови слова-признаки».

 Правила игры: назвать слова-признаки, которыми можно описать собаку.

- Глаза (большие, маленькие, узкие, выпуклые, круглые).

- Уши (висячие, стоячие, длинные, короткие, узкие, широкие, треугольные).

- Шерсть (гладкая, пушистая, короткая, длинная, блестящая).

- Окрас (рыжий, светлый, пятнистый, черный).

- Морда (длинная, короткая, вытянутая, приплюснутая, широкая, узкая).

СИНКВЕЙН

  - Сейчас ребята, мы попробуем поиграть в одну игру (объясняю правила синквейна, можно использовать методику письма программы «ПРОДЕТЕЙ») .  Послушайте, пожалуйста.

СОБАКА

ВЕСЕЛАЯ, ИГРИВАЯ

БЕГАЕТ, ЛАЕТ, ИГРАЕТ

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ СОБАКУ

РЕКС

Методика письма программы «ПРОДЕТЕЙ».

_________

____________ ____________.

____________ ____________ ____________.

___________ _____________ ____________ _____________.

___________

2.2. Пока Олеся Валентиновна  распечатывает нам фотографии, давайте попробуем составить объявление о том, что собака ищет себе хозяина, по той фотографии, что у меня уже есть (показывает фото собаки).

Воспитатель внимательно слушаю ваши варианты.

- Вы знаете, я не смогла записать объявление. Вы сказали много, но четкого правильного объявления о том, что собака ищет хозяина, не получилось.

- Смогли вы  правильно составить объявление? (Нет, не смогли.)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как правильно составить текст объявления.)

 - Что нам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать, как правильно составить текст объявления.)

 -Как это можно узнать? (можно придумать самим, а потом проверить себя по образцу или спросить у Алисы).    

- У меня есть несколько объявлений. Послушайте, я их сейчас прочитаю.

1. Потерялась кошка Мурка. Просьба вернуть девочке Маше.

- Как вы думаете, помогло  это объявление вернуть кошку девочке Маше? Почему? (Нет описания кошки и координат девочки Маши.)

2. Нашли собачку. Просьба звонить по телефону 25-68-04.

- Как вы думаете, а авторы этого объявления смогли вернуть собачку хозяину? Почему? (Нет описания собаки.)

2.3. Внимание! Ищет дом собака породы мопс. У нее крупная круглая голова. На морде складки-морщины. На лбу темное пятно. Глаза круглые, крупные, коричневого цвета. Уши маленькие, черные. Туловище крупное. Шерсть гладкая, короткая. Окрас бело-рыжий. Хвост закручен в кольцо. Лапы крепкие, короткие.  Если вы хотите взять собаку, звоните по телефону 25-38-99.

- Как вы думаете, а эта собачка смогла найти себе хозяина? Почему? (Смогла. Есть описание собаки и номер телефона, куда можно обратиться.)

 Вывод:  существуют правила составления объявления (воспитатель выставляет на доске план-схему – мнемотаблицу составления текста объявления):   

1) заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление) – значок «молния»;

2) объявить о том, что случилось (ищет хозяина, отдадим в добрые руки) -  «восклицательный» знак;

3) описание собаки  -  знак «силуэт собаки»;

4) указать, куда можно обратиться – знак «телефонная трубка и дом. 

- Пока мы с вами  играли  и читали  объявления, я вижу, Олеся Валентиновна принесла нам фотографии.

Предлагаю детям выбрать фотографию.

- Дети, сейчас каждый из вас составит объявление, о том, что собака из приюта «Подари жизнь» ищет себе хозяина, это объявление надо будет записать на специальных листах. Обратите внимание на оформление этого листа. В его нижней части  выделено место для  записи  телефона (показываю), но телефон я успела напечатать только один раз. После того как ваше объявление будет готово, этот номер   необходимо по образцу напечатать  в пустых клетках ещё несколько раз.

- Ребята, у нас есть небольшая проблема  я не смогу записать все тексты объявлений. Это займёт  много времени и мы можем опоздать на прогулку.

- Подумайте, кто бы нам мог помочь записать все объявления?  (мамы, младший воспитатель). Сейчас, мы с вами разделимся на две группы и одной группе я помогу составить обьявление а другой Ольга Михайловна.  Так же предлагаю детям дома составить объявление, завтра нам его зачитать.

 - Предлагаю подойти к Ольге Михайловне и попросить помощи. Напоминаю о том, что  речевой  этикет  важен в работе волонтёра, особенно  при обращении за помощью к взрослому (поздоровайтесь, представьтесь, вежливо обратитесь за помощью словами (прошу вас, если вам не трудно),  поблагодарите за помощь.)

Составление  текста объявления по смоделированному плану.

-Объявления готовы. Давайте зачитаем некоторые из них. (Обращаем внимание на то, выдержан ли план,  на полноту описательного рассказа о собаке, отмечаем наиболее интересные варианты описания животного.)

 - Сегодня вечером   мы с вами прочитаем  все остальные объявления  и отправим в приют, а сотрудники распространят их по городу.

3.   Рефлексия

 Воспитатель собирает  детей около себя.

- В роли кого мы сегодня были?

- Что мы делали как волонтеры?

- Почему мы смогли составить правильно объявление? (Потому что узнали, как правильно составить объявление, умеем составлять описательный рассказ о животном, умеем обратиться за помощью к взрослым, когда это необходимо, умеем печатать цифры).

- Вы составили  очень хорошие  объявления. И я уверена, что хозяева животных обязательно найдутся.

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

1 этап Мотивация к деятельности

Рассказ педагога о пропавшей собаке соседа, о том, что ее нашли, побудить детей к общению и проявлению желания участвовать в работе приюта.

Если дети «Мы не слышали о приюте»,  то педагог предлагает посмотреть видеоролик о приюте в нашем городе.

2 этап Планирование деятельности

Педагог предлагает варианты объявлений, тем самым дает возможность детям выбрать правильный образец объявления. Задает вопросы: как вы думаете? Почему вы так считаете?

Если дети могут аргументировать свои ответы, побуждает вспомнить в  какие игры играли с ними и они могут служить подсказкой.  (Найди слова - признаки), игра – синквейн.

Реализация замысла

Использование мнемотаблицы. Создание проблемной ситуации, как успеть составить объявление, к кому можно обратиться за помощью, развивать  умение работать в команде.

Зачитывание объявлений.  Обращаем внимание на то, выдержан ли план,  на полноту описательного рассказа о собаке, отмечаем наиболее интересные варианты описания животного

Рефлексия

Создание ситуации УСПЕХА каждого ребенка.

 Литература:

 «Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду.Методическое пособие» Деркунская В.А., Воронина Н.А., Агабекян С.С. изд.: Центр педагогического образования,2018г.

Просмотр конспектов занятий на портале https://infourok.ru

Знакомство с материалом «Волонтерское движение в ДОУ» на сайте https://maam.ru

  «Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010888

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 841
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.