Автоматизация звука Ш. "Шепелявое приключение" |
пт., 23.12.2022 |
Составители:
Ясинецкая Юлия Анатольевна, Ракова Надежда Евгеньевна
учителя-логопеды
МАДУ Голышмановский ЦРР - детский сад № 4 «Ёлочка».
Цели:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях.
Коррекционные:
Развитие и укрепление речевой моторики.
Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад.
Закрепление правильного произношения фонемы «Ш» в изолированном виде, в словах. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы.
Обучение звуко-слоговому анализу: определение места звука Ш в слове.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование: слоговые дорожки, карточки с буквами, пазлы на звук Ш, фонарики, шарики для елки, гимнастические палки, камешки Марблс, ватные палочки, 3 маленькие елочки, шишки с картинками на звук Ш, 1 большая елка, 3 стола детских, 7 стульев, мольберт, льдинки, схемы для определения места звука в слове, карточки для артикуляционной гимнастики, клубок ниток, снежинки.
Ход:
Логопед заводит детей в зал
Логопед: Здравствуйте, дети! Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся.
Здороваются с гостями.
Логопед: Ребята, я хотела сегодня с вами…
Маша: Ля-ля-ля! (Входит и поет песенку. Одна рука за спиной) Ой, здравствуйте! Это детский садик «Ёлочка»?
Дети: Да.
Маша: Ага, вот вас-то я и искала! Меня Маса зовут. Меня к вам миска отправил. Сказал, что сюрприз для вас надо отнести.
Логопед: Здравствуй, Маша! Кто-кто тебя отправил?
Маша: Миска.
Логопед: Миска? Ничего себе, ребята! Не знала я, что миски говорить умеют! (Показывает настоящую миску)
Маша: Да нет же! Не миска, а миииска! Ну, тот, который в лесу зывет!
Логопед: Маша, ты что звук Ш говорить не умеешь?
Маша (вздыхая грустно): Ну да, не умею. Миска меня учил, учил. А я все никак не научаюсь.
Логопед: Маша, ты еще говорила, что мишка детям нашим сюрприз передал. А где же он?
Маша: Так вот он! (выставляет вперед пустую руку) Ой…казется я его потеряла…
Логопед: Как потеряла?
Маша: Я по дороге ресыла поиграть. На полянке, возле речки, возле сколы на крылечке.
Логопед: не знаю, как вам, дети, а мне очень хочется узнать, что за сюрприз нам мишка приготовил. А вам хочется?
Дети: Да!
Логопед: А тебя, Маша, дети могут научить выговаривать звук Ш. если ты, конечно, этого хочешь?
Маша: Очень, очень хочу! Давайте меня учить скорее! И сразу сюрприз искать пойдем.
Логопед: Тогда предлагаю устроить шепелявое приключение! Мы пойдем на поиски сюрприза и научим Машу шипеть.
Прежде, чем пойти в путь-дорогу надо к ней подготовиться. Ребята, вы уже знаете, что перед тем, как научиться говорить любой звук, надо подготовить язык, потренировать его. Что тренирует наш язык?
Дети: Артикуляционная гимнастика!
Логопед: проходим за столы. И ты, Маша, с нами. Напоминаю правила выполнения гимнастики: вдох носом – выдох ртом, зеркало держим на уровне рта.
1 упражнение: «Забор». Ход выполнения: губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать позу на счет до 5.
2 упражнение: «Слон». Ход выполнения: губы напряжены и вытянуты вперед в форме квадрата, зубы сомкнуты. Удерживать позу на счет до 5.
3 упражнение: чередование «Забор» - «Слон».
4 упражнение: «Маляр». Ход выполнения: рот открыт, язык поднят вверх. Водить языком вперед – назад, касаясь нёба. 6 повторов.
5 упражнение: «Парус». Ход выполнения: рот открыт, широкий язык поднят вверх, боковые края языка прижимаются к боковым резцам. Удерживать позу на счет до 5.
Маша: Как зе это не просто сыпеть.
Логопед: Маша, какой дорогой ты к нам шла?
Маша: Сначала я была возле большого дома, где детей учат разным интересным вещам.
Логопед: Дети, что же это может быть?
Дети: Школа!
Маша: Ура! Это точно она! Все за мной!
(Идем в локацию «Школа»)
Логопед: Вот мы и пришли. Ребята, давайте объясним Маше, что должны делать губы, зубы и язык, чтобы мы могли сказать звук Ш.
Дети: Губы квадратные, зубы «заборчиком», язык широкий поднят вверх за верхние зубы, горло не работает, воздух теплый.
Маша: Так вот как язык себя вести должен!
Логопед: А теперь берем наш звуковой клубочек и наматываем на него звук Ш.
(Передаем клубок по кругу, каждый ребенок шипит)
Логопед: Давайте еще расскажем Маше характеристику звука Ш.
Дети: Звук Ш - согласный, всегда твердый, глухой.
Маша: Так вот ты какой, звук Ш!
Логопед: Есть тут мишкин сюрприз, Маша?
Маша: Нет, я уже посмотрела.
Логопед: Где ты еще была?
Маша: Возле речки. Точно! Я там сюрприз забыла! Идем скорее!
(Подходим к локации «Река». Маша быстро осматривается в поисках сюрприза и ничего не находит)
Маша: Нет ничего, идем дальше.
Логопед: А мы дальше не может. Кто это на реке лед сломал?
(Маша смущенно шаркает ногой)
Я: Эх, Маша. Маша. Ребята, посмотрите, Маша лед на отдельные льдинки разбила. Надо нам льдинки сложить в правильном порядке и снежинками – морозинками снова заморозить.
Дети делятся на 2 группы, собирают 2 пазла, проговаривают картинки, которые у них получились и закрывают каждую картинку снежинкой. Маша выполняет задание с одной из групп детей.
Логопед: Речка снова подо льдом, можно нам идти. Маша, что ты дальше делала?
Маша: по сугробам прыгала. Вот по тем.
(Подходим к локации «Звуковые сугробы»)
Маша: я прыгала по сугробам и называла слова.
Дети пропрыгивают две дорожки на переключение: лягушка – подушка, плюшка – кукушка. Маша тоже пропрыгивает одну дорожку и называет слова.
Маша: вот мы и пришли в мишкин лес. Сначала я возле маленьких елок играла. Мне надо было шишки на елки развесить. А я не умею.
Логопед: ребята наши тебя сейчас научат. Давайте вспомним, в каких позициях стоит звук в слове?
Дети: начало, середина и конец слова. Начало слова – звук открывает слово, он самый первый. Середина – звук не первый и не последний. Конец слова – звук заканчивает слово. После него других звуков нет.
(Локация «Лес». Стоят 3 маленькие елки. Дети развешивают шишки с соответствие с местом звука Ш в слове). Подходим к большой ёлке.
Маша: Миша сказал, что шарики для этой елки не простые. Внутри каждого спрятан секрет. Надо взять шарик и посветить на него фонариком.
Дети берут шарики, подносят к свету фонарика и называют картинку.
Маша: какой сугроб за елками большой. Я точно в нем играла. Может там сюрприз оставила?
Маша подходит к «сугробу» (шарики, закрытые тканью), поднимает ткань и находит там воздушные шарики.
Маша: вот он, мишшшшшшкин сюрприз!
Я: Маша! Ты же научилась говорить звук Ш, уже не ошибаешься.
Маша: Какие вы, ребята из детского сада «Ёлочка» молодцы! Вы научили меня выполнять гимнастику для языка, петь шипелку, говорить слова со звуком Ш, находить место звука в слове. Держите шарики.
Маша дарит детям шарики и прощается с ними.
Логопед: какое замечательное шепелявое приключение у нас получилось. Мне очень понравилось? А вам, ребята, понравилось? Что вам запомнилось больше всего?
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети уходят в группу.
Список литературы
1.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием».
2. Артикуляционная гимнастика «Снежинки». https://vk.com/dari_crystal
3. Игра «Сложи пазл» на автоматизацию звука (Ш). Автор материала: Савицкая Анна Викторовна.
4. Игра с фонариком: верхняя часть: https://vk.com/logo_love_inst , нижняя часть: https://vk.com/wall479159969_2884
5. Игра «На какой ветке растет шишка», автор https://vk.com/logo_love_inst
6. Нейроигра «Ладошки – дорожки. Автоматизация звука Ш», https://multiurok.ru/files/neiroigra-ladoshki-dorozhki-avtomatizatsiia-zvuk-2.html
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010029, 0010030
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf