«Удивительное растение лен и его превращения» НОД для детей старшего дошкольного возраста

  вс., 17.12.2023

Составили:

Николаева Лариса Фёдоровна

Старший воспитатель

Кичигина Вера Гавриловна

воспитатель

МАДОУ детский сад № 7 города Тюмени



Цель: познакомить детей с традиционной сельскохозяйственной культурой - льном.

Задачи:

- дать первоначальные представления о выращивании и обработке льна, об изготовлении ткани в прошлом и настоящем.

- дать общее представление о технологическом процессе ткачества (ручном и производственном).

- познакомить учащихся с процессом создания одежды из домотканого полотна;

- научить ткать полотно при помощи ткацкой рамы.

- учить видеть и понимать прекрасное, частицей которого является русская народная одежда;

- развивать логическое мышление, образное восприятие исторического прошлого;

- воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своего края, государства; уважительного отношения к предкам, их труду, быту, культуре.

- развивать технологические способности и интересы.

- воспитывать аккуратность и точность в работе.

 ХОД

Воспитатель берет в руки планшет, показывает детям экран.

Воспитатель: Ребята, у меня для вас новость. Мне сейчас пришло сообщение. Нас с вами приглашают в мастерскую  «Чудо – лён».

 Вы когда-нибудь слышали о такой мастерской?  Как вы думаете, что там делают? И название интересное «Чудо-лен».  А что такое лен?

Воспитатель: Правильно вы сказали, лен – это растение. Рассмотрим его.

Рассматривание растения из гербария

Воспитатель: Где растет? Что из него изготавливают?

Воспитатель: В давние времена изо льна изготавливали ткань. Ребята, что такое ткань?

 Воспитатель: Посмотрите, перед вами кусочек ткани изо льна. Она так и называется льняная ткань.  Повторите: «Ткань, какая?».

Воспитатель: Потрогайте ее. Ткань прядут из льняных нитей. Попробуйте их вытянуть.

Дети вытягивают нити из ткани (получение бахромы)

Воспитатель: Предлагаю посмотреть фильм о том, как из растения лен получают нити для ткани.

Презентация «Лен и льняные нити»


(https://docs.google.com/file/d/12iVQWl1Xexr0sO1jqRhQqiDdvDc7fVTW/edit?usp=docslist_api&filetype=mspresentation )

Воспитатель рассказывает об этапах изготовления льняной нити с опорой на фотоматериалы из презентации (слайды 2-8). В конце рассказа педагог предлагает детям составить рассказ «От растения до нити»

Воспитатель: Дети, вы обратили внимания, что процесс изготовления нити состоял из нескольких этапов.  Что сначала делали, а потом?

Рассказ детей «От растения до нити»

Дети рассказывают о том, что запомнили из рассказа педагога (слайд 9), а потом проверяют себя (слайд 10).

Воспитатель: Вы все точно и верно запомнили. Так вот, ребята,  мастерская «Чудо лен» - это такая мастерская, в которой можно познакомиться, как из льняных нитей изготавливают ткань.  Отправляемся.

Ходьба под музыку

Дети из группы проходят в приемную, в спальню и опять возвращаются в группу. Их встречает мастерица.

Мастерица: Здравствуйте, гости дорогие.  Рада  приветствовать  вас в нашей  мастерской  «Чудо – лён».  Здесь вы узнаете о том, как из льняных нитей создают ткань.

Мастерица:  В мастерской существует три цеха.  Приглашаю в первый цех. В нем ткут ткань.

ЦЕХ 1

Мастерица: Ребята, сейчас я покажу вам, как получается ткань. Для этого нужны льняные нити и ткацкий станок, чтобы ткать ткань.  Посмотрите, какие бывают ткацкие станки.

Фотовыставка «Ткацкий станок»

Мастерица: Но мы попробуем ткать ткань на деревянной рамке, как это ткали давно.

Мастерица:  Перед вами рамка с натянутыми льняными нитями. У нас есть челнок.  Повторите  - челнок (сл.р.).  Челнок – это такое приспособление,  с помощью которого мы будем тянуть нить.  К нему прикреплена тоже льняная нить. Ниточки на рамке и ниточки от челнока переплетутся, и получится ткань.  Посмотрите, как это делаю я, и повторите за мной.

Продуктивная деятельность «Плетение из нитей»

На деревянные рамки натянуты нити.

У детей в руках челнок с нитями. Мастерица показывает, как провести нитку с челнока между нитями станка, дети повторяют за ней

Мастерица: Вот мы попробовали создавать ткань. Большие куски ткани называют полотном. Повторите слово полотно. (сл.раб) Что такое полотно?

Мастерица: А сейчас приглашаю вас во второй цех.

ЦЕХ 2

Мастерица:  Это цех покраски ткани.  Перед вами в лоточках краска, а рядом лежат кусочки ткани.  Сейчас мы будем красить ткань. Для этого наденем перчатки.

Мастерица: Возьмите ткань и опустите в краску.

Продуктивная деятельность

«Покраска ткани»

На столах лежат кусочки льняной ткани, перчатки и стоят лоточки, в которых  разведена в воде гуашь. Мастерица опускает в лоток ткань и вытаскивает. Ткань покрашена.

Мастерица: Что получилось? Попробуйте покрасить ткань также как я. Вытащите ткань из краски и положите ее на поднос.

Мастерица: Вот так происходит покраска ткани. А сейчас идем в третий цех.

ЦЕХ 3

Мастерица: В этом цеху шьют шторы уже из готовой покрашенной ткани.  Ребята, а у кого из вас дома есть шторы? Какие они? На что крепятся шторы?  Посмотрите, какие могут быть шторы. 

Показ образцов штор, сшитых своими руками.

Мастерица: Давайте украсим окно шторами.

 Продуктивная деятельность «Изготовление штор»

Мастерица предлагает разные способы оформления штор. Дети создают шторы из кусочков цветной ткани и развешивают их на импровизированную «гардину».

Мастерица: Девочки и мальчики, вы хорошо потрудились. Кто из вас запомнил название нашей мастерской. Почему она так называется? Что вам больше всего запомнилось? А что вызвало трудности? О чем вы хотели бы рассказать своим близким?

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим мастерицу за ее интересную экскурсию, а нм пора возвращаться в детский сад.

Список источников

    1. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДС №7 города Тюмени
    2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ткацкий_станок
    3. http://base.safework.ru/iloenc?print&nd=857200485
    4. https://solimus.ru/2021/12/3612/
    5. http://a-iskra.online/gorniczas-tkaczkimi-stankami/
    6. https://uchitelya.com/tehnologiya/12940-prezentaciya-izgotovlenie-naturalnyh-tkaney-2-klass.html
    7. https://www.maam.ru/detskijsad/-len-v-pole-urodilsja-v-kazhdom-dome-prigodilsja.html?ysclid=lq9pwri3vx622011997
    8. https://kultaevobook.ru/g-h--andersen/starinnye-russkie-remesla-pryadenie-i-tkachestvo-urok-na-temu.html

  «Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0011183,  0011184

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 583
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.