«Удивительное растение лен и его превращения» НОД для детей старшего дошкольного возраста |
вс., 17.12.2023 |
Составили:
Николаева Лариса Фёдоровна
Старший воспитатель
Кичигина Вера Гавриловна
воспитатель
МАДОУ детский сад № 7 города Тюмени
Цель: познакомить детей с традиционной сельскохозяйственной культурой - льном.
Задачи:
- дать первоначальные представления о выращивании и обработке льна, об изготовлении ткани в прошлом и настоящем.
- дать общее представление о технологическом процессе ткачества (ручном и производственном).
- познакомить учащихся с процессом создания одежды из домотканого полотна;
- научить ткать полотно при помощи ткацкой рамы.
- учить видеть и понимать прекрасное, частицей которого является русская народная одежда;
- развивать логическое мышление, образное восприятие исторического прошлого;
- воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своего края, государства; уважительного отношения к предкам, их труду, быту, культуре.
- развивать технологические способности и интересы.
- воспитывать аккуратность и точность в работе.
ХОД
Воспитатель берет в руки планшет, показывает детям экран.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас новость. Мне сейчас пришло сообщение. Нас с вами приглашают в мастерскую «Чудо – лён».
Вы когда-нибудь слышали о такой мастерской? Как вы думаете, что там делают? И название интересное «Чудо-лен». А что такое лен?
Воспитатель: Правильно вы сказали, лен – это растение. Рассмотрим его.
Рассматривание растения из гербария
Воспитатель: Где растет? Что из него изготавливают?
Воспитатель: В давние времена изо льна изготавливали ткань. Ребята, что такое ткань?
Воспитатель: Посмотрите, перед вами кусочек ткани изо льна. Она так и называется льняная ткань. Повторите: «Ткань, какая?».
Воспитатель: Потрогайте ее. Ткань прядут из льняных нитей. Попробуйте их вытянуть.
Дети вытягивают нити из ткани (получение бахромы)
Воспитатель: Предлагаю посмотреть фильм о том, как из растения лен получают нити для ткани.
Презентация «Лен и льняные нити»
Воспитатель рассказывает об этапах изготовления льняной нити с опорой на фотоматериалы из презентации (слайды 2-8). В конце рассказа педагог предлагает детям составить рассказ «От растения до нити»
Воспитатель: Дети, вы обратили внимания, что процесс изготовления нити состоял из нескольких этапов. Что сначала делали, а потом?
Рассказ детей «От растения до нити»
Дети рассказывают о том, что запомнили из рассказа педагога (слайд 9), а потом проверяют себя (слайд 10).
Воспитатель: Вы все точно и верно запомнили. Так вот, ребята, мастерская «Чудо лен» - это такая мастерская, в которой можно познакомиться, как из льняных нитей изготавливают ткань. Отправляемся.
Ходьба под музыку
Дети из группы проходят в приемную, в спальню и опять возвращаются в группу. Их встречает мастерица.
Мастерица: Здравствуйте, гости дорогие. Рада приветствовать вас в нашей мастерской «Чудо – лён». Здесь вы узнаете о том, как из льняных нитей создают ткань.
Мастерица: В мастерской существует три цеха. Приглашаю в первый цех. В нем ткут ткань.
ЦЕХ 1
Мастерица: Ребята, сейчас я покажу вам, как получается ткань. Для этого нужны льняные нити и ткацкий станок, чтобы ткать ткань. Посмотрите, какие бывают ткацкие станки.
Фотовыставка «Ткацкий станок»
Мастерица: Но мы попробуем ткать ткань на деревянной рамке, как это ткали давно.
Мастерица: Перед вами рамка с натянутыми льняными нитями. У нас есть челнок. Повторите - челнок (сл.р.). Челнок – это такое приспособление, с помощью которого мы будем тянуть нить. К нему прикреплена тоже льняная нить. Ниточки на рамке и ниточки от челнока переплетутся, и получится ткань. Посмотрите, как это делаю я, и повторите за мной.
Продуктивная деятельность «Плетение из нитей»
На деревянные рамки натянуты нити.
У детей в руках челнок с нитями. Мастерица показывает, как провести нитку с челнока между нитями станка, дети повторяют за ней
Мастерица: Вот мы попробовали создавать ткань. Большие куски ткани называют полотном. Повторите слово полотно. (сл.раб) Что такое полотно?
Мастерица: А сейчас приглашаю вас во второй цех.
ЦЕХ 2
Мастерица: Это цех покраски ткани. Перед вами в лоточках краска, а рядом лежат кусочки ткани. Сейчас мы будем красить ткань. Для этого наденем перчатки.
Мастерица: Возьмите ткань и опустите в краску.
Продуктивная деятельность
«Покраска ткани»
На столах лежат кусочки льняной ткани, перчатки и стоят лоточки, в которых разведена в воде гуашь. Мастерица опускает в лоток ткань и вытаскивает. Ткань покрашена.
Мастерица: Что получилось? Попробуйте покрасить ткань также как я. Вытащите ткань из краски и положите ее на поднос.
Мастерица: Вот так происходит покраска ткани. А сейчас идем в третий цех.
ЦЕХ 3
Мастерица: В этом цеху шьют шторы уже из готовой покрашенной ткани. Ребята, а у кого из вас дома есть шторы? Какие они? На что крепятся шторы? Посмотрите, какие могут быть шторы.
Показ образцов штор, сшитых своими руками.
Мастерица: Давайте украсим окно шторами.
Продуктивная деятельность «Изготовление штор»
Мастерица предлагает разные способы оформления штор. Дети создают шторы из кусочков цветной ткани и развешивают их на импровизированную «гардину».
Мастерица: Девочки и мальчики, вы хорошо потрудились. Кто из вас запомнил название нашей мастерской. Почему она так называется? Что вам больше всего запомнилось? А что вызвало трудности? О чем вы хотели бы рассказать своим близким?
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим мастерицу за ее интересную экскурсию, а нм пора возвращаться в детский сад.
Список источников
- Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ДС №7 города Тюмени
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ткацкий_станок
- http://base.safework.ru/iloenc?print&nd=857200485
- https://solimus.ru/2021/12/3612/
- http://a-iskra.online/gorniczas-tkaczkimi-stankami/
- https://uchitelya.com/tehnologiya/12940-prezentaciya-izgotovlenie-naturalnyh-tkaney-2-klass.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/-len-v-pole-urodilsja-v-kazhdom-dome-prigodilsja.html?ysclid=lq9pwri3vx622011997
- https://kultaevobook.ru/g-h--andersen/starinnye-russkie-remesla-pryadenie-i-tkachestvo-urok-na-temu.html
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0011183, 0011184
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf