"Край в котором я живу" НОД в старшей группе |
вс., 10.09.2023 |
Составитель:
Кишинёвская Марина Сергеевна
воспитатель
МБДОУ д/с "Морошка" Ямало-Ненецкий Автономный Округ г. Салехард
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Край, в котором я живу»
Возраст детей 5 лет. Продолжительность занятия 25-30 минут.
Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к своей Родине.
Задачи:
образовательные:
– обогащать, уточнять и активизировать словарь по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина».
– дифференцировать понятия город – страна;
развивающие:
– развивать диалогическую и монологическую речь детей;
– закрепить умения выразительно читать стихотворения о Родине;
– продолжать развивать знания о достопримечательных местах города.
– расширять и закреплять представления детей о нашей стране – России, о своем родном городе который является частью нашей страны.
воспитательные:
– воспитывать чувство патриотизма.
– воспитывать любовь к родному краю, чуткое и бережное отношение к нему.
Формы и методы проведения занятий: Учитывая возрастные и психологические особенности детей. Для реализации занятия используются различные формы и методы обучения: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка», «Социализация».
Предварительная работа: Беседы, рассматривание фото, иллюстраций с памятными местами в городе Салехарде.
Используемые ресурсы:
– Интерактивное оборудование (Колибри)
– Презентация
– Картинки
– Песня «С чего начинается Родина?» М. Матусовского., Муз., В. Баснера
– Дидактические игры.
– Ход занятий:
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам встать в круг.
Приветствие «Друг»
Собрались все дети в круг,
Я-твой друг и ты-мой друг.
Вмести за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся! (Взять за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
Мы дарим свои улыбки
друзьям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?» (Дети по очереди называют друг друга ласковыми словами.)
Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие дружные, добрые, умелые ребята. С такими детьми играть очень интересно.
Звучит песня «С чего начинается Родина?» сл. М. Матусовского, муз.В. Баснера.
Воспитатель: Вам понравилась эта песня? (ответы детей)
Воспитатель: Слышали её раньше? (ответы детей)
Воспитатель: О чем говорится в этой песне? Как вы понимаете слово «Родина»?
Дети: Слово Родина означает страна, в которой мы живём.
Воспитатель: Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина — это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна.
Воспитатель: Ребята, кто знает стихи о Родине?
Ваня читает стихотворение «Родина» А. Прокофьев
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края.
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? Как описывает автор родные края? (ответы детей)
Воспитатель: Наша большая Родина – это Россия. Главный город нашей страны – Москва. А кто знает президента нашей страны? (ответы детей)
Воспитатель: У каждой страны есть свой флаг и герб. Давайте вспомним и найдём герб, флаг России, Города Тюмени.
Проводится дидактическая игра «Будь внимателен»
Выберите из предложенных вам флагов и гербов:
1. Флаг и герб нашей страны.
2. Герб нашего округа и нашего города.
Дети рассказывают, что изображено на гербе и флаге.
Воспитатель: Но, у каждого из нас есть и своя малая Родина. Нам сейчас Катя расскажет стихотворение, которое называется И. Салдаева «О Ямале»
Снежные сугробы,таёжные леса
Грибы и ягоды,охота и рыбалка.
Ты этот край узнал?
Да, так и есть - тот наш Ямал!
Ямал – наш край, Ямал – наш дом.
Здесь люди добрые кругом.
И здесь творятся чудеса:
Взгляни зимой на небеса.
Что видишь там, скажи нам ты?
– На небе звёзды, как цветы.
Здесь все сбываются мечты.
И этот край полюбишь ты.
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится о малой Родине.
Воспитатель: А как вы поняли, что же такое малая Родина?
Дети: Я думаю, что малая Родина — это дом, в котором я живу, это мои родители, город.
Воспитатель: Покажите на карте наш Ямал. Город Салехард.
Воспитатель: Ребята, а где ваша малая Родина?
Дети: Моя малая Родина здесь, в г.Салехарде
Воспитатель: Большинство из вас родились здесь, в этом городе, а значит это ваша малая Родина. Наш родной город. Даже если вы уедите куда-нибудь, очень далеко, вас все равно будет тянуть обратно, каждого – на свою малую Родину.
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы отправиться в путешествие по родному краю.
Дети: Очень хотим.
Воспитатель: А на чем можно отправиться в путешествие?
Дети: На автобусе.
Дети: На машине.
Воспитатель: Ребята, предлагаю путешествовать на автобусе. Занимайте свои места. И первая остановка город Ноябрьск. Кто был в этом городе?
Дети: Отвечают те, кто посещал этот город с родителями.
Воспитатель: Чем славится город Ноябрьск? Какие достопримечательности знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем (маршируют)
Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (маршируют вытягивая носочки)
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повернулась голова (поворачивают голову в право)
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко (бег по кругу)
Воспитатель: Занимаем свои места и отправляемся дальше в путешествие по родному краю. И следующая остановка «Реки».
Какие реки нашего края вы знаете?
Дети: Собь, Обь.
Собь
Воспитатель: Ребята, чем богаты эти реки?
Дети: Рыбой.
Воспитатель: Молодцы, ответили все правильно. Отправляемся дальше в путешествие и следующая остановка «Природные богатства».
Воспитатель: Ребята, чем богат ещё наш край?
Дети: Ямал богат нефтью и газом.
Воспитатель: Ребята, где много залежей нефти и газа?
Дети: На севере.
Воспитатель: Хотите посмотреть, как выглядит нефть?
Дети: Да.
Воспитатель показывает иллюстрации нефти и газа.
Воспитатель: А чем же еще богат наш край?
Дети: Своими традициями, национальностями.
Воспитатель: Отправляемся дальше, и следующая остановка «Мастерская».
Воспитатель: Люди каких национальностей живут в нашем крае?
Дети: Ханты, Ненцы, Русские.
Воспитатель: Да, наша область населена разными национальностями и у каждого свои традиции и национальные костюмы. Ребята, а вы хотели бы сами создать народный костюм.
Дети: Да.
Воспитатель: Приглашаю всех в мастерскую за столы. (Детям предложить народные костюмы, которые нужно раскрасить.)
Воспитатель: А чтобы получилось красиво, нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая игра «Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.
(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,
(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!
(прикладывают руки к груди)
Воспитатель: Сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад, занимаем свои места в автобусе. Вот и подошло к концу наше путешествие.
Рефлексия:
– Ребята, чем мы сегодня занимались?
– Что больше всего вам понравилось?
– Что запомнилось?
Использованная литература:
- Культура народа Ямала/Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В- Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН,2002.
- Шорыгина Т.А «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М..ТЦ Сфера, 2008г.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковского Р.Н. и Пеньковская Л.А..М., «Просвещение»
- Бойко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.
Интернет –ресурсы: Более 70 % материала из данного источника:
Непосредственная образовательная деятельность «Край, в котором я живу» 18.07.2017 | Автор: Дубровская Олеся Николаевна
https://dohcolonoc.ru/conspect/12570-kraj-v-kotorom-ya-zhivu.html
https://18176.maam.ru/maps/news/222722.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/28/kray-v-kotorom-ya-zhivu
Публикации автора на других ресурсах:
https://moyyamal.ru/publication/1/2235
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010869
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf