«Знакомство с жизнью и бытом русского народа» НОД в подготовительной группе.

  ср., 21.12.2022

 Составитель:

Катунова Людмила Анатольевна

воспитатель

отделения МА ДОУ ГЦРР  детский сад №4 «Ёлочка» -

ЦРР детский сад №2 «Зёрнышко»

Методическая разработка занятия  по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. «Знакомство с жизнью и бытом русского народа».

Тема: «Русская изба»

Цель:

 Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;
  • развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
  • обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Оборудование: предметы быта и старины русского народа, костюмы русского народа  русская  печь, тканные дорожки , вязанные кружки.

Словарная работа: изба, ухват, берестяные полоски

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.

Ход НОД

( дети входят в зал, их встречает хозяюшка).

Воспитатель: – Милости просим, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рада видеть вас у себя в гостях!  
Прошу  ко мне в избу, будьте как дома, присаживайтесьпо ближе к печи. Сядем рядком, да поговорим ладком.  Гость на порог — хозяину радость.

Воспитатель: Сегодня я вас пригласила к себе домой  в русскую  избу. А я хозяйка этого дома. И встречаю я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).

Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.

Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. 

В избе была одна комната- горница, она была и кухней и спальней. Вот и у меня небольшая горница, да красивая какая!

В каждой горнице был красный угол с иконами и лампадой

Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Воспитатель: Ребята , как вы думаете ,что в избе было самым главным? Отгадайте загадку: Самым главным в избе была печь.

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь) 

Да, в каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила, всю семью. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги , так же можно было сушить грибы, ягоды и разные полезные травы, сушили одежду и даже мылись, на печи спали младшие детки и старики,  печь и лечила людей.

Были в избе и горшки, чугунки, ухваты.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок) 

Готовили пищу в чугунах. Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве, чугунок , мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров.

А дрова укладывали с помощью Кочерги  - предмет для печи, которым

распределяли дрова.

Эх, гори, гори ясно!

(игра «Гори, гори ясно».

Описание: участники становятся в круг, держа в руках, красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать.Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево) 

Ну что ж о печь мы затопили, а теперь можно взяться и за работу

Воспитатель. Продолжим отгадывать загадки.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

А когда хозяйка стряпала хлеб или пироги ,муку сеяла через сито и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито. 

   Не далеко от печи  на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.хозяйка могла покачать младенца когда он плакал. 

Воспитатель: Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад. Печка была  и источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев..лапти. Лапти - плетёная обувь из лыка или бересты 

 Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

 «Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи

-А вот стоит прялка.на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления 

Загадка
Чем больше я кручусь, 
Тем толще становлюсь. (Веретено) .

 

Девочка должна была уметь прясть уже с 6-8 лет , , чтобы приготовить  себе приданное ,вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников), некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.

(Давайте попробуем)

Готовили пищу в чугунах, чай пили из

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар). 

Самовар был предметом роскоши , а так же предметом первой необходимости. В бедных семьях чай пили с кусочками сахара, а в богатых с медом, вареньем. И баранками. 

Воду для самовара приносили вёдрами, при этом использовали коромысло

( пробуем носить коромысла)

Мебель в русской избе:  столы лавки, шкаф для посуды, да сундук, где хранили одежду

СТОЛ занимал в доме важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

Столы были большими , т к семье было много детей, лавки тоже были длинными и широкими, чтобы все могли сесть за большой столь, вечером  на лавках спали.

Пальчиковая гимнастика .

“Как у нас семья большая”

Как у нас семья большая

Да веселая

(Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят

(Загнуть большие пальцы на обеих руках).

Два учится хотят

(Загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются

(Загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки

Питаются.

(Загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люлке

Качаются

(Загнуть мизинцы)

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник.

Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват) 

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

УХВАТ ИЛИ РОГАЧ – его использовали для того, чтобы достать из печи чугунок с горячей едой на стол

Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него ... .

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, что раньше засыпали в утюг? (угли) 

Излюбленная одежда на Руси: рубахи да сарафаны. Для глажки белья использовали рубель, позже чугунные утюги.(Пробуем гладить),раньше засыпали в утюг? (угли)

Хороводами да Частушками веселил народ душу русскую…

Хороводная игра. 
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой. 
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют) .
Стал подружку выбирать. 
Стал подружку выбирать. 
Кому ленточку отдать. 
(Дети останавливаются) .
Поклонись, поклонись. 
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает) .
Да за ленточку держись. 

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что  вы узнали нового. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.

1) Что занимало главное место в избе? (Печь)

2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)

3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)

4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)

5) На чем сидели? (лавка, скамейка)

6) Из чего пили чай? (Самовар)

7) Ими едят и на них играют (Ложки)

8) Глиняная посуда для молока (Крынка)

9) Украшает пол в избе (коврик, половица)

10) С ее помощью пряли нитки (прялка)

В какие русские народные игры вы играли?

А что вы сегодня стряпали? А из чего?

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к мне в гости я угощаю вас баранками. Спасибо дорогие гости, что пришли ко мне в избу до свидания!

Список литературы

1.  О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

2.  Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
3 . «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.

4. М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста»;

5. Л.С.Куприна, .Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».

Интернет источник

http://www.stihi.ru/2011/05/20/4535

Приложение 1

Фотографии из архива воспитателя  Катуновой Людмилы Анатольевны.

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010015

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 5387
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.