Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

  вс., 12.03.2023

Автор-составитель:

Муравьева Людмила Анатольевна,

воспитатель. Первая квалификационная категория 

МБОУ начальная школа – детский сад №76 города Тюмени

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Решение диалектической задачи с помощью схемы объединения».

Цель: решение диалектической задачи с помощью схемы объединения.

Задачи:

1.Закрепить знания русских народных сказок.

2. Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его доброе намерение и моделировать это цветом.

3.Учить отвечать на вопросы, используя строчки из сказки.

4.Развивать речь, творческое мышление, умение обосновывать свои ответы.

5. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование:

Демонстрационный материал. Коробка, магнитные картинки с изображением леса, дома, девочки, козленка, купца, ведьмы; магнитные квадраты – белый, черный, серый, голубой фон, краски белая и черная, вода, кисть; набор «собери картинку»

Ход образовательной деятельности

Воспитатель держит в руках яркую коробку с картинками внутри.

Восп. Ребята, нам с вами передали сказку в картинках. Я утром торопилась на работу, уронила коробку и рассыпала картинки. Вы поможете мне определить какая это сказка?

Дети. Да.

Восп. Давайте посмотрим на  картинку.

Вынимаю первую картинку и прикрепляю к доске. На картинке лес, дорога.

Восп. Что нарисовано на картинке?

Дети. Лес, дорога.

Восп. Из какой же  сказки дорога с лесом? Кто мог идти по ней? Или катиться? Или бежать?

Дети. «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».

Восп. Можем мы по этой картинке определить, какая это сказка?

Дети. Лес есть во многих сказках.

Восп. Давайте посмотрим на вторую картинку!

Вынимаю вторую картинку. На ней изображен дом.

Восп. Что нарисовано на картинке?

Дети. Дом (избушка).

Восп. В каких сказках встречается дом?

Дети. «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Три поросенка», «Заюшкина избушка».

Восп. Непонятно какая сказка, берем третью картинку.

Вынимаю третью картинку. На картинке девочка.

Восп. Кто нарисован?

Дети. Девочка.

Восп. В каких сказках есть девочка?

Дети. «Маша и медведь», «Репка», «Три медведя», «Гуси- лебеди», «Аленушка и братец Иванушка».

Восп. Да, совершенно верно. Можем мы догадаться какая это сказка?

Дети. Пока нет.

Вынимаю четвертую картинку. На ней козленок.

Восп. Кто нарисован?

Дети. Козленок.

Восп. Можем  сейчас сказать, какая это сказка?

Дети. Это сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Восп. А может это сказка «Волк и семеро козлят»?

Восп. Молодцы! Я так рада, что вы помогли мне разобраться, какая это сказка.

Восп. А кто же автор этой сказки?

Дети. Это русская народная сказка.

Восп. Напомните, пожалуйста, кто главные герои?

- Куда пошли Аленушка и Иванушка ?

- О чем просил Иванушка Аленушку в первый, второй, третий раз? Почему?

- Разрешила ему Аленушка сделать то, что он хотел? Почему?

- Послушался ли он сестру?

- Что случилось с Иванушкой?

- Куда отправились Аленушка с братцем после этого?

- Кого встретили?

- Что сделала Ведьма с Аленушкой?

- Что захотела сделать с Иванушкой?

- Что спасло Иванушку? Как удалось спасти Аленушку?

- Что затем произошло  с ним?

- Что сделали с ведьмой?

Физкультминутка

Восп. Ребята, в коробке еще набор каких то картинок! Бери по одной, давайте разберемся что это!

- Маша, что у тебя? Костя?

Восп. Как думаете, что это такое?

- Давайте соберем эту картинку на нашем полотне.

Оставляю на доске только картинку Аленушки

 Восп. Картинку собрали. Теперь скажите ребята, кто это?

Дети. Аленушка.

Восп. Все так думают?

Дети….

Восп. А может это все- таки  ведьма, переодетая в Аленушку?

Прозвучали разные ответы, давайте все же разберемся - кто это?

Помогут нам в этом квадраты: черный и белый.

Восп. Каким же квадратом нам обозначить Аленушку?

 - А ведьму каким?

Прикрепляю белый и черный квадраты

Восп. Ребята, Аленушка какая?    (какими словами можем ее описать?)

Дети. ДОБРАЯ.

Восп. А наоборот как будет? Какая была ведьма?

Дети. ЗЛАЯ.

Восп. Можем сказать про Аленушку  ХОРОШАЯ

          А ведьма? ПЛОХАЯ

                                           МОЛОДАЯ – СТАРАЯ

                                           КРАСИВАЯ – НЕПРИЯТНАЯ

                                          ЛАСКОВАЯ – ГРУБАЯ

                                          ДОВЕРЧИВАЯ - ХИТРАЯ

Восп. А теперь вернемся к нашей сказке. Помните, что  сделала ведьма в сказке?

Дети. Она превратилась в Аленушку и стала жить в доме купца.

Восп. Кем она стала после превращения – ведьмой или Аленушкой?

Дети. Аленушкой! Купец принял ее за свою, «не распознал»  в ней ведьму, значит, ведьма стала совсем как Аленушка.

Восп. Так что, она превратилась в девочку, и теперь можно сказать, что это уже Аленушка?

Дети….

Восп. А из чего в сказке видно, что она была ведьмой?

Дети. Она хотела зарезать Иванушку, подговорила купца.

Восп. Значит, она все же осталась ведьмой?

Восп. ЧЕРНЫМ квадратом обозначили ведьму, а БЕЛЫМ – Аленушку. Каким же квадратом обозначить, что ведьма превратилась в Аленушку?

- Какого цвета должен быть квадрат?

Восп. Я вижу, вы хотите сказать, что квадрат должен быть и черным, и белым одновременно, но не знаете, как это сделать.

Дети. Нужен черно-белый квадрат.

Восп. Я вам помогу.

Беру непроливайку с водой и добавляю черную краску. Затем добавляю белую краску. Получается серый цвет.


Восп. Теперь мы с вами знаем, что серый – это ведьма, переодетая в Аленушку. Давайте расставим квадраты, как бы было это в сказке.

-  Кто был в начале сказки? Какой квадрат?

- Дальше кто появился?  Какой квадрат? (ведьма, черный квадрат)

- Затем, что случилось, какой следует поставить квадрат?

- И в конце сказки? Какой нужен квадрат?

Восп. Ребята, на примере этой сказки я хотела вам показать, что обманчивая внешность может быть не только у сказочных героев, но и у настоящих людей в жизни.

- Что не следует делать детям при встрече с незнакомым человеком, даже внешне приятным? И почему?

Дети…..

Восп. Да, ребята, вы большие молодцы, что знаете это правило и будете применять его в жизни.

Спасибо всем за работу! 

Литература:

  1. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке.- МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.- 112с.
  2. Фисенко М.А. ОБЖ. Средняя группа. Разработка занятий.- Волгоград: ИТД  «Корифей».- 96с.
  3. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.- М.: ВАКО, 2005.-288с.

 Интернет-ресурсы:

https://educ.wikireading.ru/12665

https://ismcomp.ru/pochemu-v-skazke-pishut-alenushka-kartina-vasnecova-alenushka/

https://belibra.ru/Razvitiye-tvorchyeskogo-myshlyeniya-Rabotayem-po-skazkye.9.html

https://nsportal.ru/user/1311883/page/metodika-o-a-shiyan-razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-rabotaem-po-skazke

   «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010298


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1187
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.