"Изготовление "крылатого танка" из пластилина" НОД в старшей группе |
чт., 30.06.2022 |
Составитель:
Казанцева Раиса Викторовна
воспитатель
МАДОУ детский сад №160 города Тюмени
Методическое обоснование темы:
Одной из актуальных и значимых всегда была и остается проблема патриотического воспитания. И чем раньше она начинает решаться, тем эффективнее результаты. Воспитывая патриотизм с раннего возраста, мы открываем для детей глубокий родник, который питает чувства ребенка, учит сопереживать беды и проблемы своей страны, понимать значимость Родины для мира во всем мире. Особенно это актуально сейчас, когда возникают разногласия и войны между отдельными странами.
Поэтому задача педагогов дошкольных учреждений – учить детей любить свою Родину, гордиться её героическим прошлым, защитниками и военной силой армии. Патриотическое воспитание дошкольников достигнет большего эффекта, если оно будет осуществляться комплексно, включая разные виды деятельности и интеграцию всех образовательных областей, в том числе и художественно-эстетическую с включением в нее структуры занятий по тематике Родины и подвигов ее народа.
С этой целью в преддверии праздника Дня Победы разработан конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему «Крылатый танк». Материал занятия основан на региональном компоненте и знакомит детей с тем, как родной город Тюмень помогал фронту в годы войны. Занятие имеет как патриотическую, так и художественно-эстетическую направленность. Оно предполагает продуктивную деятельность, в процессе которой дети овладевают навыками лепки из глины модели летающего танка, изготовленного в годы войны на Тюменском авиазаводе. А также пополнит знания детей о вкладе Тюмени в приближение Победы, будет способствовать формированию гордости за героическое прошлое земляков, чувства сопричастности к истории своего родного города.
Конспект предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Его можно проводить с детьми старших и подготовительных групп как в непосредственно образовательной деятельности, так и свободной.
Цель занятия: знакомство с историей военной техники посредством изготовления из пластилина летающего танка
Программное содержание
Познавательное развитие:
- пополнить знания детей о военной технике, об истории родного города в годы войны, рассказать о крылатом танке, выпущенном на Тюменском авиазаводе;
- развивать интерес к историческому прошлому малой родины, умение понимать и решать поставленную задачу, определять способы ее достижения;
- воспитывать чувство патриотизма, интерес к изучению истории родного города, гордость за земляков.
Художественно-эстетическое развитие:
- учить детей лепить танк и планер из отдельных частей, передавать в лепке их форму и пропорции, упражнять в приеме скатывания, раскатывания и приплющивания;
- продолжать учить детей пользоваться стекой, соблюдать при этом технику безопасности;
- развивать чувство композиции, соотношение частей по величине, умение плотно соединять части в одно целое методом примазывания;
- воспитывать эстетическое восприятие и художественный вкус, аккуратность и точность при выполнении работы, интерес к художественному творчеству.
Речевое развитие:
- учить говорить распространенными предложениями, употреблять в речи прилагательные;
- развивать свободную связную речь, выразительность и четкость произношения;
- обогащать активный словарь;
- воспитывать интерес к народному фольклору, художественному слову.
Социально-коммуникативное развитие:
- учить нормам и правилам общения во время совместной деятельности;
- развивать умение работать самостоятельно, в коллективе и в группах;
- воспитывать позитивное отношение и интерес к совместному виду творчества, взаимопомощь и выручку.
Физическое развитие:
- совершенствовать координацию движений, синхронизацию обеих рук, умение согласовывать в работе глаза и руки;
- развивать сенсорику и мелкую моторику;
- воспитывать интерес к физкультминуткам, игровым упражнениям.
Словарная работа: крылатый танк, авиаконструктор, танкостроитель, летчик-испытатель, планер, биплан
Предварительная работа с детьми:
- Чтение художественной литературы о военной технике: С. Баруздин «Рассказы о войне», «Детская энциклопедия военной техники», С. Михайлов «Военные машины», Никольский «Что умеют танкисты» и «Армейская азбука» и др.
- Познавательные беседы: «Военная техника – защитница и помощница солдат», «Наша армия сильна», «Техника военных лет», «Тюменцы – фронту».
- Сюжетно-ролевые и дидактические игры: «Летчик», «Танкист», «Моряк», «Строитель», «Грозные машины», «Военная техника».
- Подвижные игры: «Вертолеты», «Самолеты», «Танкисты»; хороводная игра «В армии служат разные войска».
- Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, лепка военной техники.
Оборудование и материалы:
- раздаточный материал: зеленый пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, заготовки крыльев биплана из картона;
- демонстрационный материал: иллюстрации с планерами и танками, с крылатым танком, образец летающего танка, презентация «Алгоритмы лепки планера и танка».
Музыкальное сопровождение: подвижная музыкальная игра-физкультминутка «Летчики, на аэродром!»
Методы и приемы работы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный, игровой, презентация, мотивационный прием, сюрпризный момент
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Вид занятия: познавательно-творческий, интеграционный
Ход занятия:
Дети с воспитателем рассматривают выставку военной техники в группе (игрушечные танки, самолеты, бронемашины и пр. Раздается стук в дверь, входит солдат в военной форме с вещмешком в руках)
Солдат: Здравствуйте, ребята! Я слышал, что у вас открылась выставка военной техники. Мне очень интересно посмотреть, какие боевые машины вы собрали. Расскажите мне о них.
Дети: У нас есть разная военная техника: самолеты, танки, бронемашины, пушки. Давайте мы расскажем о них (читают стихи):
Везде, как будто вездеход, |
Металлическая птица |
Под огнём, под пулями точно, напрямик. Наш прочный броневик. |
Солдат: Молодцы! Это хорошо, что вы знаете названия боевой техники. Но на вашей выставке нет самого редкого военного экземпляра. А я вам его принес. Попробуйте угадать, какая это техника. (Загадывает загадку)
Я и танк, и самолет.
Совершить могу полет.
А потом могу пройти
И очистить все пути.
Дети: Танк и самолет.
Солдат: Вы почти угадали. Это танк. (достает из вещмешка и показывает детям крылатый танк). Только у этого танка есть крылья, как у самолета. Какое название вы дали бы этому танку? (Дети пытаются ответить)
Солдат: Эта машина называется «Крылатый танк». Еще его называют летающий танк. Он был создан у нас в Тюмени в годы войны. На Центральной площади тогда был расположен авиационный завод по изготовлению планеров (безмоторных летательных аппаратов), который перевезли к нам из Москвы. Авиаконструктор Олег Антонов создал летательный аппарат А - 40, прикрепив к корпусу танка Т- 60 крылья и хвост планера. И получился вот такой крылатый танк.
Воспитатель: Как интересно! А давайте, ребята, мы тоже побудем конструкторами и сделаем летающий танк. Вы нам поможете?
Солдат: Конечно, помогу. И мы пополним вашу выставку новой боевой машиной.
Воспитатель: Отлично. Представьте, что мы в конструкторском бюро. У нас на столах есть все необходимое для работы. Но так как лепить мы будем и танк, и планер, то разделимся на команды. За каждым столиком будут авиаконструкторы и танкостроители. Девочки будут лепить планер, а мальчики – танк. Помогать нам будет алгоритм, который вы видите на слайде.
- Назовите, из каких частей состоит танк.
Дети: У танка есть корпус, башня, пушка и гусеницы.
Воспитатель: А планер?
Дети: У планера есть корпус, крылья, хвост, кабина.
Воспитатель: Мы будем лепить только крылья и хвост, потому что вместо корпуса будет танк.
- Давайте вспомним последовательность лепки танка.
-Сначала лепим корпус танка – это какая геометрическая фигура?
Дети: Это будет прямоугольник.
Воспитатель: Верно. Из другой части раскатываем шар и слегка приплющиваем его. Получается поворотная башня танка. Раскатываем колбаску и примазываем пушку к башне. Из маленьких шариков делаем колеса для гусениц. Все части танка аккуратно соединяем между собой. Пока подготовьте материал к работе, разомните глину.
Воспитатель: (обращается к другой группе» Как будем лепить планер?
Дети: Сначала будем делать крылья.
Воспитатель: Обратите внимание, что они двойные, как у биплана. Что такое биплан?
Дети: Это тоже планер.
Воспитатель: Да, только он с двумя крыльями, которые располагаются одно над другим. Значит, нам надо слепить два одинаковых крыла и ровно скрепить их на расстоянии. Делать их будем с помощью новой технологии – пластилинографии. Как будем это делать?
Дети: Возьмем две одинаковые полоски картона, затем будем отщипывать кусочки пластилина и пальцами размазывать их по поверхности крыльев.
Воспитатель: Верно. Будем делать крылья методом размазывания пластилина по поверхности. Лена, покажи, как ты это будешь делать. (показ ребенка)
- А потом соедините крылья с помощью двух колбасок. Далее вылепите хвост по образцу и присоедините сзади к крыльям методом прищипывания.
- Молодцы. Теперь можно всем приступать к работе. Давайте подготовим пальчики, разомнем их.
Физминутка
Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)
Воспитатель: Авиаконструкторы и танкостроители могут приступать к созданию своих моделей. Будьте внимательны и аккуратны, соблюдайте технику безопасности при работе со стекой. Сверяйте свои действия с алгоритмами. Если закончите работу раньше других, можете проявить творчество и фантазию: сделать дополнительные детали, украсить танк или биплан по желанию.
(Во время продуктивной деятельности звучит тихая спокойная музыка. Воспитатель и Солдат оказывают индивидуальную помощь детям, подбадривают и похваливают ребят, указывают на их успехи)
Воспитатель: Танки и бипланы готовы. Давайте теперь объединимся и поработаем вместе: присоединим методом примазывания крылья к танку. У нас получился крылатый танк.
Солдат: Молодцы, ребята! Вы настоящие конструкторы! Но нам нужно доказать, что танк действительно летающий. Наши мальчики сейчас будут летчиками-испытателями и проведут испытания крылатых танков. А девочки будут оценивать полет.
(Включается музыкальная игра «Летчики! На аэродром!» Мальчики выполняют соответственные движения с поделками по кругу. Девочки хлопают в такт музыки).
Солдат: Молодцы, летчики! Испытания пройдены, танки действительно летали. Значит, мы справились с поставленной задачей. А вот созданный Антоновым крылатый танк во время испытаний не смог долететь до назначенного места, потому что не хватило мощности у биплана дотянуть его. Зато мы долетели до цели и прошли испытания. Молодцы!
- А я сейчас выберу самый лучший танк для вашей выставки (Выбирает лучшую поделку и помещает ее на выставку)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, наше занятие закончилось. Давайте подведем итоги.
- Какую военную технику вы сегодня изготовили?
- Что вам показалось самым сложным?
- О чем вы расскажете дома родителям?
- А теперь обменяйтесь своими поделками с соседями по столику и оцените их работы. Если вам понравилось – прикрепите красную звездочку на крыло. Если есть замечания – оранжевую звездочку. (Звездочки лежат на столах)
Список используемой литературы:
1.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 год
2. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.
3. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Попова Г. П. Система патриотического воспитания в ДОУ Тюмень : Учитель, 2007. – 203с.
Ресурсы интернета:
- https://gorod-t.info/projects/001/ https://
- infourok.ru/tyumenskie-promishlennie-predpriyatiya-v-godi-voyni-gg-3898954.html
- https://nashgorod.ru/news/society/05-05-2015/chto-proizvodili-v-tyumeni-vo-vremya-velikoy-otechestvennoy-voyny
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009490 скачать >>>
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf