Знакомство с Красной книгой Тюменской области |
сб., 25.11.2023 |
Составитель:
Губанова Кристина Юрьевна
воспитатель МАДОУ д/с №101 города Тюмени
Технологическая карта занятия
№ |
Показатели |
Содержание |
1. |
ФИО воспитателя |
Губанова Кристина Юрьевна |
2. |
Образовательные области |
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное. |
3. |
Тема занятия |
Знакомство с Красной книгой Тюменской области |
4. |
Возрастная группа |
Подготовительная к школе |
5. |
Цель занятия |
Ознакомление детей с исчезающими по вине человека видами животных и растений через знакомство с Красной книгой, беседа и дидактическая игра «Угадай животное». |
6. |
Задачи |
|
Образовательные |
|
|
Развивающие |
|
|
Воспитательные |
|
|
7. |
Дополнительные задачи |
Правильно назвать животных по иллюстрациям. |
8. |
Словарная работа |
Заповедники, заказники, природный комплекс, охраняемые объекты. |
9. |
Планируемый результат занятия |
Познакомились с исчезающими видами животных и растений. Отвечают на вопросы полным ответом. Объяснили, почему обложка книги красная Узнали, что у нас есть охраняемые территории, которые называются заповедниками и заказниками. |
10. |
Подготовительная работа |
Знакомство с животными и растениями, которые обитают в Тюменской области, рассматривание иллюстраций животных. |
11. |
Материалы и оборудование |
Красная книга, карточки для игры «Угадай животное», презентация (скачать: Заповедники и красная книга тюм. обл.pdf (3.11 МБ) ) |
12. |
Дидактическая игра |
«Угадай животное» |
13. |
Сюрпризный момент |
Путешествие в лес с зайцем-русаком. |
14. |
Постановка проблемной игровой задачи |
Заяц-русак прислал фотографии своих друзей и просит, чтобы вы отгадали, кто это и где живёт. |
15. |
Объяснение правил игры |
Правильно угадать по иллюстрации животное, описать его и назвать место обитания. |
16 |
Рефлексия |
Что на занятии вам показалось трудным, а что понравилось? |
В: - Ребята, посмотрите, нам прислали посылку. Но… чтобы узнать, что в ней, давайте поздороваемся и послушаем песню.
песня «Красная книга» под музыку А.Пахмутовой
В: - Вы, наверно, угадали, что нам прислали книгу, да не простую, а красную. Давайте же сегодня с ней познакомимся, и узнаем, для чего она нужна. Для этого отправляемся в путешествие. Ребята, а что нам нужно для путешествия? Дети отвечают.
В: - Молодцы, ребята. У нас с вами будет волшебный рюкзак, который нам поможет легко справляться с любыми трудностями. А путешествовать мы с вами будем по нашему родному краю. Скажите, а как называется наш край? Дети отвечают.
Слайд «Карта Тюменской области»
В: - Наша Тюменская область самая большая в нашей стране. Она начинается на севере нашей страны, а заканчивается на юге. Поэтому в ней разные климатические условия и много разных животных. Воспитатель показывает книгу детям.
В: - Ребята, а вы знаете, почему обложка книги красная? И почему люди придумали такую книгу, как вы думаете? Дети отвечают.
В: - Красный цвет предупреждает нас – Стой! Остановись! Ещё один неверный шаг и может быть поздно. В наше время диким животным очень трудно выжить в природе. Человек все больше занимает место на планете. Поэтому животные стали исчезать. Многие погибают, кого-то убивает человек…
В: - В нашем краю есть такие места, где нельзя охотиться и рвать растения. А вы знаете, как они называются? Дети отвечают. Педагог задаёт наводящие вопросы.
В: - Правильно на территории нашей области имеются заповедники и заказники. А вы знаете, чем они отличаются?Рассуждения
Слайд «Карта заповедников и заказников»
Заповедники – это территории, навечно изъятые из хозяйственной деятельности человека, где под охраной находится весь природный комплекс.
Заказники – территории, на которых под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, и разрешена деятельность, не влияющая на охраняемые объекты.
Заповедники |
Заказники |
|
|
|
|
|
|
|
|
На территории заказников и заповедников Тюменской области подлежат охране виды растений и животных, включенные в Красные книги Российской Федерации и Тюменской области, такие как башмачок крапчатый, дремлик болотный, василистник вонючий, кувшинка четырехгранная, обыкновенный еж, краснозобая казарка, лебедь-шипун, степной лунь, орлан-белохвост, филин и другие.
В: - Ребята, каких животных, которые обитают на территории Тюменской области, вы знаете?Дети отвечают, воспитатель помогает.
В: - А давайте посмотрим на экран.
Слайд«Животные, обитающие в Тюменской области»
В наших лесах можно встретить соболя, куницу, горностая, колонку, выдру, зайца-беляка, зайца-русака, ежа, крота, хорька, белку, белку-летягу, бурундука. Самое ценное животное в Тюменской области – лемминги. По поймам и болотам добирается до окрестностей Тобольска белый песец. По всей территории области росомаха, лиса, волк и бурый медведь. А самое крупное животное лось. Есть в области и косули (в лесостепи). Акклиматизированный бобр, ондатра, американская норка, дикий кабан. Много мелких животных: землеройки, мыши, полевки, хомяки, суслики. В степных районах водятся тушканчики.
Физкультминутка «У оленя дом большой»
У оленя дом большой, |
Руки над головой – изображаем крышу дома |
Он сидит, глядит в окошко. |
Правым кулачком подпираем щёчку, левойрукой поддерживаем правую |
Зайка по полю бежит, |
Бег на месте |
В дверь к нему стучит: |
Топот ногами, руки на поясе |
Тук-тук, дверь открой, |
Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой |
Там в лесу охотник злой |
Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево |
Зайка, зайка, забегай! |
Зазывание движения рукой |
Лапку мне давай |
Протягиваем руки с открытой ладонью |
В: - Дети, посмотрите, заяц–русак прислал конверт с заданием, в котором фотографии его друзей, и просит отгадать, кто это и где живёт.
Игра_Угадай животное.pdf (1.37 МБ)
Игра «Угадай животное»
В: - Ребята, мы сегодня так много путешествовали и много узнали. Как вы думаете, что можно сделать,чтобы диким животным хорошо жилось?(Соблюдать правила поведения в лесу)
Наше путешествие подходит к концу, и завершить его я хочу стихотворением
Б. Заходера «Что красивей всего?»
Ребенок спросил
Ни с того ни с сего:
— А ну-ка скажи,
Что красивей всего?
Да, вот так вопрос:
«Что красивей всего?»
Ответить
Я сам не сумел на него.
И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.
Деревья и Травы
Сказали в ответ:
— Да что же прекрасней,
Чем солнечный свет?!
— Да что же прекрасней
Ночной темноты?! —
Откликнулись Совы,
Сычи и Кроты…
— Леса! —
Отвечали мне
Волк и Лиса.
Орел свысока
Процедил:
— Небеса!
— По-моему, море! —
Ответил Дельфин.
— Мой хвост, без сомнения! —
Крикнул Павлин.
Спрошу Мотылька —
Отвечает:
— Цветок! —
Спрошу у Цветка —
Говорит:
— Мотылек!
—Кто славит поля,
Кто — полярные льды,
Кто — горы, кто — степь,
Кто — мерцанье звезды…
А мне показалось,
Что все они правы.
Все: Звери и Птицы,
Деревья и Травы…
И я не ответил,
Увы,
Ничего
На трудный вопрос:
«Что красивей всего?»
В: - Ребята, расскажите, что вам показалось трудным в нашем путешествии? Что больше всего понравилось и запомнилось?
Список источников:
1) З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом» – М.: Творческий центр сфера, 2008г. – 98-103с.
2) Красная книга Тюменской области [Режим доступа]: https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/redbook/redbook.htm
3) И. Белавина, Н.Найденская «Планета – наш дом» – М.: Издательство ЛАЙДА, 1995г. – 95с.
4) Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» – Ярославль: Академия развития, 2003г. – 49-53с.
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0011108
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf