«Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

  вс., 17.03.2019

Составители:

Булгарова Салимат Махмудовна,

Чипчикова Светлана Махмудовна

воспитатели МБДОУ "ДС" "Олененок"

ЯНАО г. Новый Уренгой

Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Объяснить смысл выражения "Как с гуся вода".

Оборудование: Перья гусиные и перья куриные, контейнеры с водой, пипетка, жир, растительное масло, бумага, кисточка.

Вода стекает легко не только с гусей, но и с других водоплавающих птиц, например, уток и лебедей. Дело в том, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.

Фраза "Как с гуся вода" - это часть древнего заклинания. Знахарки, обливая больных детей "наговорной водой" и заботливые родители, купая ребенка в бане приговаривали: «Как с гуся вода, так с нашего ребенка всякая болезнь пусть уходит»

Сегодня, вторая часть этой фразы забыта, и выражение "Как с гуся вода" - обозначает человека, который из любых неприятных ситуаций выходит без проблем, которому все нипочем.

Кстати, обычные птицы здорово намокают под дождем, например, воробьи и курицы представляют собой весьма удручающее зрелище. Ведь издавна в народе говорят про испуганных и растерянных людей - "мокрая курица".

1. Дети рассматривают перья куриные и гусиные перья, смачивают их водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается.

2. Дети наносят на одно куриное перо любое масло или жир, второе остается сухим. Таким образом дети превратили одно куриное перо в гусиное. Погружают оба пера в контейнеры с водой и наблюдают. Через пол часа сухое куриное перо утонуло, а смазанное жиром осталось плавать на поверхности. Наблюдали три дня, перо так и осталось плавать на поверхности.

3.Дети сами рисуют и вырезают перышки, затем восковыми мелками закрашивают одно перо с обеих сторон, а второе оставляют не закрашенным. Так же, как и в первом эксперименте погружают оба пера в контейнер с водой и наблюдают. Закрашенное перо не опустилось на дно.

4. Дети наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой).

Вывод: Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазываю перья. Перья водоплавающих птиц остаются сухими, потому что покрыты жировым слоем.

5. Как устроены перья у птиц? Зачем птице разные перья?

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Оборудование: перья куриные, гусиные, лупа, замок-«молния».
 Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня — пустота). Педагог предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волос ков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу или микроскоп (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).

Вывод: Маховое перо служит птице для полета, пуховое - для сохранения тепла тела.

Фрагмент НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях сотрудник экологической лаборатории, специалист по изучению птиц, уважаемая Клара Карловна.

К. К. Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, знаете, что птиц на земле очень, очень много. Есть птицы большие, чуть не двухметрового роста (страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в лесу, другие в городе, третьи в степи, четвёртые на берегу моря.

Сегодня я приглашаю вас в лабораторию, чтобы не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них что- нибудь новое, интересное. Вы не против? Тогда пройдёмте. Ой, совсем забыла. Ведь для того, чтобы попасть в любую лабораторию нужны пропуск и спецодежда. Спецодеждой мы вас обеспечим, а вот где взять пропуска? Придумала: мы будем играть в различные игры про птиц, зарабатывать карточки, которые и будут нашими пропусками в лабораторию. Согласны? Тогда начинаем.

1. Игра «Что ни шаг, то птица». Дети называют только домашних птиц. Карточки получают те, кто оказался впереди всех.

2. Игра с мячом «Ответь правильно». На вопрос отвечает тот ребёнок, который поймал мяч. Карточку получает только тот ребёнок, который правильно ответил на вопрос:

- Каких птиц называют домашними? (Тех, которые живут рядом с человеком и приносят ему пользу)

- Как называется домик для домашних птиц? (Птичник, курятник).

-Что едят домашние птицы? (Зерно, червяков, гусениц).

-Какие птицы живут на птичьем дворе? (Куры, утки, гуси, индюки)

-Каких птиц можно встретить на пруду (Гуси, утки, лебеди).

-Как называют птиц, которые очень любят плавать? (Водоплавающие).

3. Игра «Чей, чья, чьи?». Карточки получают те, кто дал больше правильных ответов.

-Гребешок петуха - петушиный гребешок;

-лапка гуся – гусиная лапка;

-крыло утки – утиное крыло;

-яйцо курицы – куриное яйцо;

- хвост петуха – петушиный хвост;

- клюв утки – утиный клюв;

- шея лебедя – лебедя;

- перо гуся – гусиное перо.

К. К. Ребята, вы просто молодцы и уже очень много знаете про птиц, а теперь давайте на минуточку сами превратимся в птиц.

Физминутка

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает листву.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

К. К. Ребята! Пора пройти в лабораторию. Предъявляйте свои пропуска (дети показывают свои карточки и называют изображенных на них птиц, надевайте спецодежду (дети надевают клеёнчатые фартуки) и подходите к столам.

Дети располагаются у столов, где уже всё готово к опытам.

К. К. Ребята, вы мне уже очень много рассказали о домашних птицах. Но у меня к вам ещё один, самый последний вопрос: «Почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?» Есть даже такая поговорка: «Как с гуся вода».

Выслушивает ответы детей.

К. К. Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Для этого проведём опыт с водой и жиром.

Опыт 1. Дети и К. К. намазывают руки жиром, опускают руки в воду на несколько секунд, затем вынимают и делают выводы.

К. К. Что же произошло? Почему вода стекает с рук? Потому, что она превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц.

Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у корня хвоста есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода». А ещё говорят: «Ты мокрая, как курица». Представляете себе, какой станет курица. Если она попадёт в воду? Проделаем опыт с перьями.

Опыт 2. Дети опускают в воду гусиные и куриные перья, вынимают и делают выводы. Одно перо намокло, а другое нет. Почему? (оно смазано жиром)

К. К. Люди научились у природы. Металлические детали у машин смазывают специальным маслом, чтобы при попадании воды они не ржавели. Очень полезно мазать руки и лицо кремом, чтобы кожа не трескалась, была гладкой и мягкой.

Интернет-ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/pochemu-govorjat-kak-s-gusja-voda-opytno-yeksperimentalnaja-dejatelnost.html

http://zvezdochka2.ucoz.net/js/romashka/opyt_s_perjami-1.pdf

https://infourok.ru/laboratornie-raboti-po-razdelu-zhivotnie-2070351.html

https://www.maam.ru/detskijsad/kak-s-gusja-voda.html

https://docviewer.yandex.ru/?lang=ru&name=issledovatelskii_proekt_pochemu_gus_vykhodit_iz_vo.docx&tm=1552744261&tld=ru&text=%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%D1%8B%20%D1%81%20%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fwww.malishok21.ru%2Fkollektiv%2Fspecpedagogi%2Fmanuilova%2Fissledovatelskii_proekt_pochemu_gus_vykhodit_iz_vo.docx&lr=55&mime=docx&l10n=ru&sign=e56889492b2a419d6f0f6889e0b06327&keyno=0

  «Свидетельство о публикации в СМИ» № 0005636-0005637

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 7858
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.