«В гостях у осеннего леса» конспект НОД в подготовительной к школе группе с ЗПР

  вс., 17.12.2023

Составили:

Бондарь Анна Александровна-учитель-дефектолог,

Лайкова Наталья Леонидовна-воспитатель

МАДОУ детский сад №87 города Тюмени

 «В гостях у осеннего леса»  конспект НОД  в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности с ЗПР

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе формирования целостной картины представлений о жизни диких животных поздней осенью.

Образовательные задачи:

1.Систематизировать  представления детей об осени (названий осенних месяцев и их последовательности), закреплять характерные признаки сезонных явлений.

2.Закреплять названия диких животных и их детенышей,  расширять и уточнять представления детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пище, жилищах; упражнять в узнавании и назывании диких животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка) и их детенышей (медвежонок, бельчонок, зайчонок, лисёнок, волчонок).

3. Расширять и активизировать словарный запас детей по лексической теме.

4. Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.

5. Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных.

6.  Учить создавать поделку из бумажного стаканчика, дополняя его деталями из бумаги и т.д.

7.  Развивать фантазию, воображение, творчество.

Коррекционно-развивающие: 

1.Создавать условия для развития зрительного и слухового восприятия, долговременной памяти, произвольности  внимания, мыслительной деятельности через наглядные пособия.

2. Формировать правильный умеренный темп речи ( в упражнении по согласованию речи с движением).

3. Развивать уверенность в своих силах при работе у доски, самостоятельность и усидчивость при выполнении индивидуальных занятий.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, глазомер.

Воспитательные: 

Воспитывать бережное отношение к природе,  умение её ценить и оберегать .

Воспитывать аккуратность, вызывать желание помогать, товарищам.

Демонстрационный материал: магнитные фигурки (медведь, лиса, волк, заяц, белка, медвежонок, бельчонок, зайчонок, лисёнок, волчонок); предметные картинки (дупло, берлога, куст, нора, логово, осенние листья, тучки, снег, ягоды, шишки, орехи, грибы). 

Раздаточный материал: разрезные картинки по теме занятия «Детёныши диких животных»

Материалы и инструменты необходимые для работы:

1.  Бумажные стаканчики

2.  Готовые детали для аппликации.

3. Нарезанные шерстяные нитки нужного цвета.

4.  Клей

5.  Кисть.

6.Салфетки.

Оборудование: аудиозапись «Звук осеннего леса», картинки с изображением диких животных, разрезные картинки с детенышами животных

НОД

Организационный момент

На полу разбросаны осенние листья, ребята поднимают их, называют лист, например: «Красный лист», «Желтый лист» и т.п.

Педагог: -Это листья из осеннего леса. Хотите побывать там? Возьмите в руки листочек и подуйте на него, а я скажу волшебные слова:

Дует, дует ветерок

Подхватил он наш листок!

С листиком мы покружились

И в лесу мы очутились!

Основная часть

Сюрпризный момент

 На доске(в лесу) за деревом педагог замечает белочку, она подглядывает за детьми.

Педагог: - В гости к  белочке мы  пришли. Вот у неё сколько листьев в лесу!  Давайте и свои листья прикрепим.

-А вы знаете как надо вести себя в лесу?

(ответы детей: не шуметь, не ломать ветки, не разводить костёр)

Педагог: -А кто ребята, знает, почему опадают листья с деревьев? (ответы детей: Осень)

-Давайте повторим осенние месяцы, кто начнёт? (ответы детей: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)

Дети садятся за столы.

Педагог: -Сейчас третий месяц: ноябрь. По-другому называется «Поздняя осень». Наша белочка хочет, чтобы мы помогли ей создать картину её дома: осеннего леса поздней осенью. Давайте поможем белочке.

-Говорят, в осеннем лесу тихо. Давайте послушаем, как звучит осенний лес.

Аудиозапись «Звук осеннего леса».

-Что слышите, ребята?  (ответы детей: -Стук дятла.)

Выставляется картинка: дятел на дереве.

Педагог: -Какой же лес без деревьев.

-Сколько деревьев в лесу? (Много)

-Деревья поздней осенью с листьями или без листьев? (Без листьев)

Ребенок выставляет  деревья без листьев.

Педагог: -Есть ли в лесу ёлки? (Да)

Ребенок выставляет  елочки.

Педагог: -Поздней осенью идет дождь ?

Ребенок выставляет  тучки с каплями дождя.

Педагог: -А что делают животные поздней осенью? Кто знает? (ответы детей: Готовятся к зиме.  Делают запасы.)

Педагог:-Послушайте, кто живёт в этом лесу.

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет – 
(Лиса).

Педагог: - Как вы узнали, догадались, что это лиса? Что в загадке сказано о хвосте? О мехе? А еще что можно сказать о лисе, какая она (Дети подбирают слова – признаки рыжая, хитрая, осторожная).

Серый, зубастый, по полю рыщет.
Телят и ягнят ищет – (
Волк).

Педагог: - Какой волк? Какие у него зубы? Что еще можно сказать о волке? Какой он? (Сильный, быстрый, зубастый, страшный).

Ловкая, проворная,
По деревьям скок – скок,
Да орешки щелк – щелк – 
(Белка).

Педагог: - Что сказано о белке в загадке? Какая она? Как еще можно назвать белку? (Дети – маленькая, быстрая, пушистая).

Большой, косолапый,
В теплой шубе мохнатой.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает – 
(Медведь).

Педагог: - Как вы догадались. Что это медведь? Какой он? (Дети – неуклюжий, мохнатый, сильный).

Зимой белый, летом серый.
Ни кого не обижает,
А всех сам боится – 
(Заяц).

Педагог: - Какой он? Что говорится о нем в загадке? (Дети – быстрый, трусливый, ушастый).                    

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий  …(ёжик)

Педагог: - Молодцы ребята, вы правильно отгадали все загадки. О ком эти загадки? Кто это?

Ответы детей: - Дикие животные.

Педагог: - Правильно. Это дикие животные. Что есть у всех диких животных?

Ответы детей:  -У всех животных есть голова, морда, шея, туловище, четыре лапы, хвост, а всё тело покрыто шерстью. Выкармливают животные своих детенышей молоком.

Игра: «Назови ласково».

Педагог: - Ребята, а вы любите животных. Давай назовем наших животных ласково, чтобы они больше не прятались от нас.

- Лиса – лисичка, лисонька.

- Заяц – заинька, зайчишка.

- Медведь – медведушка и т.д.

Игра: «Кто где живёт?».

Педагог: -Где спит медведь?  Ответы детей: (В берлоге)

 Ребенок выставляет картинку берлоги и медведя.

Педагог: -Где живет лиса? Ответы детей:  (В норе)

Ребенок выставляет картинку норы и лисы.

Педагог: -Где живет волк? Ответы детей:  (В логове)

 Ребенок выставляет картинку логова и волка.

Педагог: -Где же живет белка? Ответы детей:  (На дереве, в дупле)

 Ребенок выставляет картинку дупла и белки

Педагог: -Где живет заяц?  Ответы детей: (Под кустом)

 Ребенок выставляет картинку куста и зайца.

Педагог:-Кто строит жильё зверям в лесу? Кто о них заботится? (ответы детей: Сами  звери заботятся о жилище в лесу)

Пальчиковая гимнастика   «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом       (Дети загибают пальцы на обеих руках.)

Есть нора — надежный дом.                   

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий  нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры    хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,          (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.        

Педагог:-Кто заботится о питании зверей в лесу?  (ответы детей:  Сами  звери заботятся о питании в лесу)

Педагог:-Как же им это удаётся, давайте подумаем? Что найдут животные в лесу для пропитания? Ответы детей по картинкам.

Медведь- лапу сосёт. Волк и лиса ловят мелких животных, охотятся за зайцами. Ёж питается ягодами и грибами. Заяц грызет веточки, кору. Белка запасла грибы и ягоды. Наши животные готовы к зиме. Она и наступила.

Педагог добавляет на картину осеннего леса сугробы.

Педагог:-Но вот, стало холоднее и пошёл снег. Задули сильные ветры с метелями. Снега стало много. Укрыл снег всю землю,  все деревья, норы и берлогу.

Игра: «Чей хвост, чья мордочка?».

Педагог: - Все наши звери попрятались. Давайте попробуем их найти. Посмотрите и назовите, чей хвост (мордочка, лапы) там виднеется.

- Это лисий хвост.

- Где спряталась у нас лиса?

- Нора.

- Это беличья мордочка.

- Это волчий хвост.

- Это медвежьи лапы.

Игра: «У кого кто?».

Педагог:-Найдём для каждой мамы детёныша. Дети соотносят картинки мам и детёнышей.

Педагог:- К зиме шерстка животных становится более теплой, а белки и зайцы меняют цвет, так они прячутся от лисы и волка. Давайте определим, где чья шерстка. Вот у меня образцы. Эта шёрстка серая.

Ответы детей: Волчья шерсть.

Педагог: -Эта шёрстка рыжая.

Ответы детей: -Лисья шерстка.

Педагог: -Эта белая.

Ответы детей: Заячья шерсть.

Педагог: - Мы помогли белочке создать картину осеннего леса. Она благодарит нас за это.

Но наша помощь требуется маме-зайчихе. Снег белый, зайчата белые. Мама-зайчиха потеряла своих зайчат и не может найти. Я предлагаю помочь. Давайте сделаем вот таких милых, пушистых зайчат для зайчихи.

Изготовление поделок «Зайчата»

 Воспитатель демонстрирует образец работы.       

 

Проводится анализ работы:      

- Из каких материалов выполнена работа. 

Перед началом выполнения работы повторяем технику безопасности при работе с клеем.

Правила работы с клеем.

1.Внимательно выслушивать задание воспитателя.

2.Пользоваться кисточкой для набора клея.

3.Излишки клея снимать о край баночки.

4.Во время работы класть кисть на специальную подставку.

5.Использовать салфетку для того. Чтобы убрать лишний клей с бумаги.

6.При работе с клеем необходимо быть аккуратным: не вытирать руки об одежду.

7.Нельзя: брать клей в рот, тереть грязными руками глаза.

Алгоритм выполнения работы.

1.На стаканчик наносим обильно кистью клей. Сразу весь стаканчик клеем не смазывается, а только те места, над которыми работа ведётся в данный момент.  Выкладывать аккуратно подготовленные нитки, на часть стаканчика с клеем.   Это - тело зайчика.

2.На дно перевёрнутого стаканчика к намеченным точкам наклеиваем готовые  детали ушек зайчика.   

3.Заготовленные фигуры (глаза, носик, лапки) вырезанные из бумаги, наклеиваем на поверхность стаканчика.

 

Рефлексивный этап.

Что мы планировали сделать на занятии? (Зайчат)

Все ли удалось сделать?

Итоговый этап.

Педагог поощряет учащихся, дает качественную оценку деятельности учащихся.

- Какие красивые зайчата у вас получились!

- Молодцы!

Возьмите в руки листочек и подуйте на него, а я скажу волшебные слова:

Дует, дует ветерок

Подхватил он наш листок!

С листиком мы покружились

В группе снова очутились!

Список используемых источников:

  1. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина.- М.: Айрис-пресс, 2005-176с.
  2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. /Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003 — 96 с.

 

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0011185,  0011186


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 351
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.