"Традиции чаепития" Познавательное занятие в старшей группе

  вс., 10.09.2023

Составители:

Хоновец Надежда Сергеевна учитель-логопед,

Жилякова Наталья Николаевна-учитель-дефектолог,

МАДОУ д/с № 87 города Тюмени

Цель: Формирование в детях основ культуры и приобщение к традициям русского народа.

Задачи:

 - углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, традициях чаепития;

 - развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;

 - формировать навыки исследовательской деятельности;

 - приобщить детей к истокам русской народной культуры - традициям чаепития.

 - Совершенствование артикуляционной моторики.

 - Расширение активного словаря.

 - Развитие внимания, мышления, памяти.

 - Развитие общей и мелкой моторики.

СОДЕРЖАНИЕ:

Ребята, я сегодня пришла к вам в гости необычной одежде. А кто из вас знает, жители каких стран так одеваются? (ответы детей).

Правильно. Это одежда называется кимоно, её носят в странах Востока. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие, в древнюю страну – Китай. У меня, для вас есть сюрприз. (Показывает ларец). Как вы думаете, что внутри?

 Внутри ларца – маленькие мешочки. Я их вам раздам. А вы потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Как вы думаете, что хранится в мешочках? Дети ощупывают мешочки, нюхают. Вы догадались, что в них? Я вам подскажу. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в мешочках. Будьте внимательны.                

                                        Восточное изобретение -

                                        К нему желательно варенье.

                                        Но если такового нет,

                                        Сойдёт и парочка конфет.

                                        Напитка и в жару нет лучше,

                                        Да и на Севере зимой:

                                        Он в зной облегчит вашу душу,

                                        Согреет зимнею порой.

Что это? Дети. Это чай.

Педагог: Молодцы! Действительно, это чай – прекрасный, полезный напиток. Сегодня мы поговорим о нём. Родина чая - Китай. Давайте найдём эту страну на карте и отметим зелёным листочком. Наша страна, Россия, граничит с Китаем на востоке. Педагог показывает на карте Россию, Китай, границу между странами. Дети прикрепляют листочек к карте (демонстрируется картина с китайским императором).

Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай.

ЛЕГЕНДА: Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занёс в котёл несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив её, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Чаем полоскали рот. С древних времён в Китае существует красивая чайная церемония. Может, кому-нибудь из вас посчастливится стать участником такой церемонии. ( показываются картины чайных деревьев и кустов, сбор чая).

Педагог: чайные деревья достигают в высоту 15 метров. А вот перед вами чайные кусты. Сбором чайных листьев занимаются в основном женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы. В древнем Китае чайные листья обжаривали, измельчали, превращали в пасту и из неё делали маленькие лепёшечки, которые ценились дороже золота.

После сбора чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины.

Сейчас очень популярны чайные пакетики. Изобрели их в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шелка, ссыпал туда небольшими порциями чай и успешно возил его в такой вот «упаковке» в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо так, в пакетиках, опуская их в чашку. Так появился чай в пакетиках.

Посмотрите, у меня на подносе чай в различных упаковках. Здесь есть банки, и пакеты, и нарядные коробки.

Ребята, мы познакомились с родиной чая – Китаем, с правилами его сбора и упаковки. А знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и для его поддержания не только пьют чай, но и ежедневно делают зарядку? Давайте и мы разомнёмся ( проводится физкультминутка под китайскую музыку. Педагог выполняет движение, дети за ним повторяют).

Молодцы, ребята! Скажите, вы любите чай? Я для вас приготовила несколько сортов чая. Хотите попробовать?

Педагог: Поставьте перед собой тарелку №1. Что вы видите на ней?

Правильно, это чаинки. Давайте рассмотрим их в лупу. Какие они по цвету, размеру? На что похожи?

Педагог: Ребят, кто из вас знает, почему чай называют черным? ( по цвету).

Педагог: Действительно, чёрным чай называли из-за его цвета. Такой чай приготовить не просто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Их сортируют по размеру и  вялят на тёплом воздухе. Затем скручивают и сушат. После сушки получается вот такой чёрный рассыпчатый чай. (показ картинок с чаем). Теперь пододвиньте к себе тарелку №2. Какой чай на ней? Какие чаинки? Какого цвета?

Педагог: Как же называют такой чай? (зелёный).

Верно. Зелёный чай готовят точно из таких же чайных листочков, что и чёрный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому и чаинки у него крупные и зелёные. А ещё чай бывает красным и жёлтым в зависимости от обработки чайного листа. Мы убедились, что чай бывает разных цветов. Давайте посмотрим содержание тарелки №3. Пододвиньте её поближе. Рассмотрите всё в лупу, понюхайте. Чем пахнет этот чай? Только ли листочки чая находятся на тарелке? Что на ваших тарелочках? (чай с кусочками фруктов; чай с лепестками цветов).

        Воспитатель. Действительно, чай бывает с разными добавками. Я приглашаю вас отведать разные сорта чая. Пройдите, пожалуйста, в зал дегустации, для вас накрыты столы. Мы в зале для дегустации чая. Мы - дегустаторы. А вы знаете, кто такие дегустаторы?

Дегустаторы - люди, которые пробуют еду и напитки на вкус и определить их качество. Я для вас заварила чай, предлагаю его попробовать и определить, что это за чай и какой у него вкус. (Дети пьют чай с разными добавками. Педагог расспрашивает детей какой чай они пьют). (малиновый, апельсиновый и.т.д.).

 Педагог: Сегодня мы рассматривали чай в лупу, нюхали его, пробовали на вкус. Узнали, что чай бывает чёрный, зелёный, красный, желтый, у него может быть разный вкус. Я вам рассказа, как собирают чай. А теперь давайте поиграем. Мы будем подбирать определения к слову чай. Я начну, а вы продолжите. Чай ароматный (вкусный, крепкий, терпкий, сладкий, чёрный, зелёный и.т.д.). Молодцы, как много интересных, точных слов вы подобрали к слову чай. Ребята, посмотрите, у меня в чашке очень тёмный чай. А у вас?

Кто из вас знает, как можно изменить цвет чая, осветлить его? А у меня есть подсказка. Я вам сейчас дам кое-что попробовать, а вы скажите, что это. Скажите, чем я вас угостила? (лимоном). Молодцы! Это лимон. Опустите дольку лимона в чашку с чаем, надавите на него ложкой. Изменится ли цвет чая? Каким станет его вкус? Вы отлично справились с заданием. А теперь вернёмся к нашей карте. Чай, ребята, растёт не только в Китае, но ив Индии, Японии, Турции. Давайте найдём на карте эти страны. (дети ищут и прикрепляют на них зелёные листочки). В нашей стране тоже выращивают чай, в Краснодарском крае. В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком. Русские люди изобрели специальный сосуд для кипячения воды для чая, а какой, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Правильно, это самовар. С давних времён в России зародилась традиция чаепития. Чай пили дома, в саду. Обычно чаепитие устраивалось по поводу торжественных событий, праздников. За чаем общались с друзьями, родственниками, вели интересные беседы. Поскольку чай - один из любимых напитков в нашей стране, русские люди сочинили много пословиц и поговорок о чае ( спросить у детей). На память о нашей встрече я хочу вам подарить пакетики с ароматным чаем. А сейчас приглашаю всех на чаепитие.

ЛИТЕРАТУРА

    Журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №2/2011; №9 2010; № 11/2011;

     Аникин В.П. Русские народные пословицы и поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. М. 1996.

    Павлова А. Фольклор для маленьких. Дошкольное воспитание.1990 № 4.

     Криницына Н. Дети любят потешки. Дошкольное воспитание 1991 № 11.

     Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений . М.2003.

     Позднякова Я.Ю. «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010876, 0010877

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1130
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.