ИОД с использованием элементов технологии ТРИЗ во 2 мл. группе «В гости к солнышку»

  пт., 02.05.2014

Автор:

Манченко Любовь Григорьевна,

воспитатель

МБДОУ д.с "Ромашка" г.Лянтор

Программное содержание:

Коммуникация

 Связная речь: учить детей составлению небольшого описательного  рассказа вместе с воспитателем. : продолжать учить детей работать по схеме; учить детей отгадывать загадки-забавлялки; активизировать в речи детей слова – названия диких животных, насекомых; формировать понимание обобщающего слова «звери», «насекомые»; учить подбирать слова, обозначающие признаки и действия. 

Словарь: активация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.

Грамматика: соединять в законченное смысловое целое не только слова, но и отдельные предложения.

Звуковая культура речи: учить выделять звуки, мягкие и твердые согласные.

Познание 

Величина: учить сравнивать предметы по длине и ширине.

Ориентировка в пространстве: учить определять направления относительно себя. Геометрические фигуры: продолжать учить называть, узнавать и различать геометрические фигуры, закрепление названий цветов.

Художественное творчество

 Учить использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнца - главной приметы весны. Развитие мелкой моторики рук.

Физическая культура

Упражнять в прыжках, беге.

  ТРИЗ:

-  игра по обучению сужения поля поиска, горизонтальная линейная «Да-нетка» из 5 предметов.

- составление рассказа на тему «Белочка» по опорным схемам.

 - упражнение на раскрытие функций предмета.

Задачи:

Развивающие:

Развивать мологическую речь, творческую инициативу.

Воспитательные: Воспитывать активность, инициативность, способствовать развитию положительных эмоций.

 Здоровьесберегающие: 

1. Сохранение уровня здоровья детей;

2. Обеспечение смены динамических поз в непосредственно образовательной деятельности

Информационные:

Обеспечение необходимого уровня информационно-коммуникативной компетентности детей младшего дошкольного возраст

Оборудование: изображение «Солнца» Дерево с птицами, плоскостные цветы.

Игрушки- Петушок, , комарик,бабочка, пчела;

Картинки- лиса, белка, медведь, заяц, дятел

2-полоски («ручьи») узкая - длинная и широкая - короткая;

Аудиозапись- «Голоса птиц»,

Раздаточный материал: конверт с геометрическими фигурами, подносы с крупой (кукурузная или пшенная крупа)

Монологическая таблица и опорные схемы для составления рассказа.

Ход занятия:

Организационный момент:

Мимическое упражнение «Улыбнёмся друг другу»

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. (Дети улыбаются друг другу).

Приятно, когда вам улыбаются и дарят улыбки, когда у всех становится хорошее настроение?

- Да! Приятно!

 Дети, а когда вам бывает грустно?

 -Бывает грустно, когда заболеешь, когда плохая погода, когда долго ждёшь маму.

Сюрпризный момент:

- Стук в окно. Ребята, кто там стучит? Сейчас посмотрю (открывается окно). К нам в гости пришел Петушок-Золотой гребешок.

-Проходи, Петушок не стесняйся.

-Здравствуйте, ребята (дети здороваются с Петушком). Я, Петя, Петя, Петушок, просыпаюсь очень рано, вместе с Солнцем. Ребята, Солнышко попросило меня доставить Вам Приглашение. Держите, вот оно.

Отдает приглашение,(солнышко приглашает к себе в гости на весеннюю лесную полянку)

-Ребята, вы хотите отправиться в гости к солнышку .

-Но как же нам добраться до леса, ведь он находится далеко? (на автобусе, машине, поезде)

- А что тут еще в конверте? Да это  же билеты на автобус. Видимо солнышко хочет, чтобы мы ехали на автобусе (раздаются ребятам билеты в форме геометрических фигур)                          - Ребята, на что похожи ваши билетики? (на геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг)

-Посмотрите  внимательно на свои билеты и найдите в автобусе свои места. Места будем искать по форме геометрических фигур. Все правильно сели, молодцы, отправляемся в путешествие в весенний лес.

–Ну а пока мы едем, скажите- какое время года сейчас? Что происходит в природе весной? (ответы детей) Вот и доехали до леса.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

 Послушайте, как поют птицы

Кто из вас знает, откуда к нам весной прилетают птицы? (из теплого края) А что они здесь делают? (вьют гнезда, высиживают птенцов).

-Смотрите, нас уже встречают жители леса. Кто это?

Отгадывание загадок на тему «Кто живёт в лесу?»

Хитрая плутовка,

У ней рыжая головка,

Есть пушистый хвост-краса,

Да ведь это же… (лиса)

На ветке не птичка –

Сидит зверёк-невеличка,

Мех его тёплый, как грела,

Кто же это? (Белка)

Он всю зиму в шубке спал

И лапу бурую сосал,

А проснулся, стал реветь,

Этот зверь большой… (медведь)

Зверёк мчится без оглядки,

Лишь его сверкают пятки,

Мчится, что есть духу,

Хвост его – короче уха.

Живо угадай-ка,

Да ведь это… (зайка)

В лесу под щебет птиц и свист

Лесной стучит телеграфист:

«Здравствуй, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (дятел)

 Ребята посмотрите на лесных жителей, и скажите кто здесь «лишний».

 Это дятел, ведь он птица, а остальные – звери.

-Ребята, одна из зверушек пришла к вам с просьбой о помощи а кто это вы узнаете сыграв со мной в игру «Да-нет»

Проводится игра по обучению сужения поля поиска, горизонтальная линейная     «Да-нетка» из 5 предметов. 

Цель игры:
· развивать умение сужать поле поиска объекта на линии;
· обучать умению ориентироваться в линейном пространстве;
· обогащать словарь терминами: ««середина», «право – лево».
Игровая задача: в линейно пространственном ряду необходимо угадывать объект, загаданный ведущим. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве.

Условие: не допускается перечисления объектов;   принимаются вопросы , содержащие в себе понятия: «середина», «право – лево», «между

Молодцы ребятки это и в самом деле –белочка

Появляется Белочка(игрушка).

Белочка -Я всегда веселой была, Но сегодня  загрустила. 

- Что случилось?

  Белочка: Моя мама дала мне вот эти  картинки, а что с ними делать не сказала.

- Покажи, пожалуйста, свои картинки (показ детям). Ребята, как вы думаете, что белочка может  сделать с этими картинками?

Правильно, с их помощью белочка может рассказать нам о себе. Белочка оставайся с нами, мы тебе покажем, как надо работать по схеме.

- Давайте попробуем составить о белочке небольшой рассказ, о том, что любит белка, чем питается, где живет, как выглядит? А поможет нам в этом вот такая схема (показ общей схемы) .

Составление рассказа на тему «Белочка» по опорным схемам. 

1. Название животного.

2. Описание внешнего вида.

3. Где живет животное.

4.  Что умеет делать.

5. Чем тебе нравится это животное.

Разбор по каждой отдельной картинке.

Какая белочка? Какими словами можно про неё рассказать? (Маленькая, Рыженькая. Пушистая, быстрая). Что умеет делать белочка? (Прыгать, грызть орехи, лущить шишки). Где живёт белка? (В лесу, в дупле).

 Воспитатель с помощью детей составляет рассказ о белке, строя морфологическую таблицу: Это… (белка); Она… (маленькая, рыженькая); У неё пушистый хвостик и кисточки на ушах. Она любит… (грызть орехи, лущить шишки); Она умеет… (прыгать с ветки на ветку)Живет белочка на дереве в дупле.  

 Повтор всего рассказа по отдельным картинкам (все на магнитной доске).

-Белочка, тебе понравился наш рассказ? Ты поняла, для чего тебе мама дала картинки?

Ну а нам пора идти дальше

 Физминутка:

 

Физзарядку каждый день

Делать белочке не лень.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Вправо-влево целый день

Прыгать белочке не лень.

Раз – присядка, два – присядка.

Это белочки зарядка.

А бельчата как проснуться

Любят долго потянуться

Обязательно зевнуть

Ну и хвостиком вильнуть

Вот бельчонок спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

 

-Ребята, посмотрите, нам дорогу загородили ручейки. Сколько их? (2) 

 Какие они? (один узкий и длинный, а другой широкий, но короткий). Как можно перебраться через ручьи? (через узкий можно перешагнуть, а через широкий перепрыгнуть). 

Молодцы!

-Вот мы и добрались до весенней полянки. Как тут красиво! Растут красивые цветы (какого они цвета) и летают насекомые. Каких насекомых вы видите: пчела, бабочка, комарики. 

-летают пчелки и жужжат, собирая пыльцу на цветах. Ж-ж-ж (дети изображают насекомых)  

- Смотрите, комарики проснулись и запели свою песенку З-з-з(повтор звука детьми) 

-Бабочки крыльями машут по полянке летают.(показ детьми)

- А вот и Солнышко наше. Давайте все вместе дружно скажем: «Спасибо солнышко за приглашение»

Воспитатель читает стих:

Солнышко красно. Гори, гори ясно!

В небо пташкой залети. Нашу Землю освети,

В небе рыбкой поплыви. Нашу Землю оживи!

Всех на свете ребятишек обогрей, оздорови!

А что может солнышко (упражнение на раскрытие функций предмета)

-Солнышко может светить, греть, спрятаться за тучку, выглянуть из-за тучи, утром поднимается в небо, а вечером отпускается вниз.

- Можно сказать, что солнышко лучистое? Почему? С какой фигуры вы бы начали рисовать солнышко? (нарисовать круг). После того, как нарисуем круг, что следует нарисовать? Сколько лучиков нарисуем (много). Давайте мы все нарисуем себе солнышки, и тогда в весеннем лесу будет еще светлее и теплее. Рисовать мы будем пальчиками на крупе, которая по цвету похожа на  солнышко. (Дети подходят к подносам с крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе-пшенная,кукурузная).

- Какие замечательные солнышки у нас получились!

-Ребята, вам понравилась наша прогулка в весенний лес? Что особенно вам запомнилось? Вы все, ребята, молодцы, ловко справились со всеми заданиями. Ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Чтобы быстрей вернуться, давайте полетим на самолете, итак заводим моторчики: Р-р-р полетели! .

Используемая литература:

  1. Творческие задания в работе с дошкольниками / Под общ. ред. 
    Т. А. Сидорчук. — Челябинск, 2000.
  2.  Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998. 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6076
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.