Конспект ИОД по музыкальному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Музыка в сказке»

  вс., 16.02.2014

Авторы:

Горшунова Екатерина Петровна,

музыкальный руководитель,

Трунова Ирина Сергеевна,

воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 12",

ХМАО г. Нефтеюганска

Цель:

представление взаимодействия педагогов, через интеграцию образовательных областей художественно – эстетического (музыкального) развития и речевого развития, в соответствии с новыми стандартами дошкольного образования.

Задачи:

Образовательные:

ü    продолжать знакомить детей с произведениями композиторов – классиков;детских писателей;

ü    формировать умение слушать музыкальные произведения, соотносить их с литературными образами для наиболее полного понимания и описания литературного героя;

ü    формировать навыки связной речи, закреплять и расширять словарный запас детей через пересказ сказок; разучивания текста песен, закрепления музыкальных терминов;

Развивающие:

ü    развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и литературные произведения разного характера и содержания;

ü    развивать образное мышление, фантазию, умение передавать образы  вдвижении, в речи;

Воспитательные:

ü    приобщать детей к классической музыке; литературе;

ü    воспитывать культуру общения во взаимодействии с педагогом и со сверстниками; музыкальную культуру,

ü    воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде, эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания.

Предварительная работа: чтение сказок: «Гадкий утёнок», «Царевна Лягушка», «Приключения Буратино», «Три поросёнка», «Золушка», «Спящая красавица» - рассматривание иллюстраций.

Беседа: «Морское путешествие», просмотр слайд – шоу, на морскую тематику. Рисование героев сказок. Разучивание музыкально – ритмического упражнения «Веселые обезьянки», физкультминутки: «Мы команда моряков».

Материал и оборудование: макет корабля; мультимедийные презентации: «Письмо Русалочки», «Спящее королевство», «Баба Яга»; цветок со съемными лепестками (5 штук); сюжетные картинки - коллажи, для составления последовательности событий и рассказывания сказок; подарки – ракушки в подарок каждому ребёнку, музыкальное сопровождение.

Структура и содержание НОД:

Звучит музыка, в музыкальный зал заходит подгруппа детей с воспитателем, музыкальный руководитель находится в музыкальном зале.

М.р. Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы пришли, я вас с нетерпением ждала, у меня для вас важная новость! Нам пришло письмо!

Включается видео обращение Русалочки: «Здравствуйте, ребята, я – Русалочка, вы меня узнали? Я много хорошего  слышала про вас: вы очень добрые и отзывчивые ребята, и поэтому, решила обратиться за помощью именно к вам. Вчера на наш остров налетел злой волшебник Ураган, украл мой волшебный цветок и разбросал его лепестки по дальним островам. Дорогие ребята, помогите мне вернуть лепестки моего волшебного цветка, их было пять. Для того чтобы попасть на эти дальние острова и отыскать их, вам придётся отправиться в морское путешествие на корабле, но он заколдован. Чтобы его расколдовать, вам нужно отгадать загадки. Корабль расколдуется, и вы оправитесь в увлекательное путешествие, на поиски лепестков. Удачи вам ребята, надеюсь, вы справитесь, поможете мне.  До скорой встречи, буду ждать вас в своём царстве».

Восп.: Ребята  хотите, а вы хотите помочь Русалочке, и отправиться в увлекательное путешествие? Что нам нужно сделать, прежде чем отправиться в путешествие? О чём нас попросила  Русалочка? Молодцы!

М.р: Правильно, друзья, сначала нам нужно попасть на корабль, но как…, Русалочка сказала, что он заколдован, что нужно сделать, чтобы его расколдовать?

Восп: Ребята, а вы, сможете отгадать морские загадки? Тогда слушайте внимательно:

Полосатая рубашка,

Называется…..(тельняшка)

 

Нет тельняшки без полос,

Кто в тельняшке, тот…..(матрос)

 

Все моря и океан

Покорил наш…..(капитан)

 

От страны своей вдали

Ходят в море….(корабли)

 

Плещут волны на просторе,

Берегов не видно…..(в море)

 

Звучит волшебная музыка, корабль расколдован, воспитатель снимает ткань с корабля, дети подходят к кораблю…

Восп: Посмотрите, какой красивый корабль, хотите на нём отправиться в путешествие?

М.р. Но чтобы отправиться в путешествие нам не достаточно просто стать моряками, нам важно стать одной крепкой, дружной командой, так как в путешествии нас могут подстерегать разные опасности и трудности и справиться, можно будет, только общими усилиями… Вы справитесь?

Дети: Да!

Восп: Тогда надевайте морские воротнички и повторяйте за мной:

Мы команда моряков (маршируют)

Не боимся мы штормов, (движения руками «Плывем» от  себя)

Море пусть бушует рьяно (волна к себе)

Мы на вахте постоянно, (руки по швам и отдать честь)

Звучит торжественная музыка.

Восп: Готовы, отправляемся навстречу приключениям, отправляемся! Отдать швартовый! В путь!!! Назначить одного ребёнка капитаном. Во время этих слов воспитатель с детьми заходит в корабль, и выполняют движения,  плывут на корабле.

Восп: Внимание, (делает движение «бинокль») вижу остров. Причаливаем! Дети и воспитатель в корабле.

1 остров – развитие речи, «Лебедей»:

Восп: Ребята, я вижу на этом острове очень  интересную картину,  по – моему это какая – то сказка, Полина посмотри, может ты кого – то узнаешь? Ребята, кто написал эту сказку? Как герои сказки поступили с маленьким утёнком? Посмотрите с чего начиналась эта сказка?

М.р. (в начале - музыкальная загадка) Ребята, сейчас прозвучат два музыкальных фрагмента, выберите тот, который подходит по настроению для начала этой сказки. Почему? Как вы думаете, помогла нам музыка прочувствовать настроение, печаль маленького лебедя?

Восп: А, что случилось с утёнком потом? И чем она закончилась? В кого превратился гадкий утёнок? Педагоги следят за полными ответами детей, во время беседы.

М.р. И вот он превратился в красивого лебедя, такого же красивого как в произведение «Лебедь» композитора К. Сен-Санса, которая звучит сейчас, давайте полюбуемся на него и послушаем музыку.

Звучит «Лебедь» К. Сен- Санса

Восп: Есть птица красивая очень на свете,

Название лебедь имеет она.

Не встретить прекраснее её на планете,

Она из чудесного будто – бы сна.

 Ребята, так как называется эта сказка?

Восп: Молодцы, ребята, совершенно верно.

М.р: Ребята, как вы думаете, музыка помогла нам «нарисовать» музыкальный портрет? (ответы детей) Получайте свой первый лепесток.

Восп:  Ну, что ребята, нас ждут новые приключения, отправляемся в путь!

Шум моря.

Восп: Внимание, вижу остров. Причаливаем!

Дети и воспитатель выходят из корабля.

Звучит колыбельная песня.

2 остров – музыкальный, «Спящего королевства»:

М.р. Ребята, давайте внимательно послушаем музыку. Скажите, пожалуйста, какая она по характеру? (спокойная, ласковая). Что вам хочется делать  под эту музыку? Танцевать, петь, маршировать? Конечно, ее хочется петь, потому что в ней присутствуют…..? Послушайте внимательно, о чем здесь поется? Как называются такие песни и для чего они нужны?

Фильм о спящем королевстве.

Восп: Ребята, по - моему мы попали в какое-то королевство.

После просмотра фильма

М.р: Ребята, что вы видели? Почему звучала колыбельная песня?

Восп: А в какой сказке, всё королевство уснуло на сто лет? (ответы детей).А кто должен был разбудить принцессу?

М. р: А среди нас есть принцы?Тогда мы не имеем права будить принцессу, споём им колыбельную песню.

Исполнение детьми колыбельной песни.

  1. Ночь укрылась черным пледом,
    Согреваясь в свете звезд,
    И сплетает быль и небыль
    Из страны волшебных грез.
    Ночь показывает сказки
    И легенды старины:
    Непослушным - в серых красках,
    Милым - розовые сны.

    Припев:
    Закрывай принцесса глазки,
    Баю баю, ангел мой.
    Верь, когда-нибудь из сказки
    Принц придет и за тобой.
    Золоченая карета
    Повезет тебя к мечте -
    К встрече с утренним рассветом,
    К ясной утренней звезде.

    2. Оживают в старых книжках
    Трубодуры, короли,
    Вечно что-нибудь мальчишки
    Ищут на краю земли.
    И по свету принцы бродят
    По селеньям и лесам,
    И любовь свою находят,
    Так как верят в чудеса.

    Припев.
    Закрывай принцесса глазки,
    Баю баю, ангел мой.
    Верь, когда-нибудь из сказки
    Принц придет и за тобой.
    Золоченая карета
    Повезет тебя к мечте -
    К встрече с утренним рассветом,
    К ясной утренней звезде.

Восп: Ребята, мы заработали второй лепесток? Молодцы, ну а нам пора отправляться и продолжить наше увлекательное путешествие. Отдать швартовый, в путь!

Поплыли.

Дети заходят в корабль и выполняют движения под музыку.

Внимание, вижу остров. Причаливаем!

3 остров – развитие речи, «Остров Незнайки»: на полу лежит шляпа Незнайки.

Восп: Ребята посмотрите, кто-то шляпу потерял? А что вы знаете об этом герое? А где он жил? А чем любил заниматься? А кто были его друзья?

М. р.: Ну конечно, это Незнайка потерял шляпу, значит мы  у него в гостях.

Восп: (на мольберте - коллажи: «Золотая рыбка и фея Крестная», «Змей Горыныч и Кощей Бессмертного», «Три поросенка дружат с Буратино».)

Ребята, что за странные картинки, что-то здесь не так, вы так не думаете?

Муз. рук: Да, действительно, Незнайка научился читать, прочитал много сказок, и они у него в голове все перепутались, надо ему помочь, поможем? 

Восп: Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться в сказках. Вот посмотрите на эту картинку, кого мы здесь видим? Из каких сказок эти герои?

Молодцы, правильно всё рассказали, теперь герои этих сказок больше не будут путаться в голове у Незнайки.

Молодцы, как много сказок вы знаете,помогли Незнайке. Ребята, а вам не кажется, что у героев на одной картинке есть что-то общее? (настроение, характер) Тогда отгадайте музыкальные загадки. Будет звучать музыка, а вы подойдете к той картинке, настроение и характер которой соответствует музыке.

(Дети поднимают маленькие картинки, соответствующие коллажам и характеру услышанной музыки).

М. р.: Молодцы! Получайте  ещё один лепесток от волшебного цветка.Продолжаем наше путешествие!

Звучит шум волн

Включается веселая музыка.

Восп. Ребята, я вижу остров, с которого доносится очень веселая музыка, Сделаем остановку на этом острове? дети: Да!!!

4 остров: «Веселых обезьянок» (музыкальный):

М.р. Ребята, послушайте музыку и определите какое у нее настроение? Музыка, как мы знаем, всегда нам о чем-то рассказывает и кого-то «рисует» с помощью звуков, подумайте, какого героя рисует нам эта музыка? А какие обезьянки? Расскажите и покажите. Да, конечно, они веселые, заводные, задорные. Чтобы точно убедиться, кто живет на этом острове, нам нужно отгадать загадку:

Строит рожицы, играет,                             

На деревья залезает.

Длиннорукая, смешная

И проказница такая!

Жить не может без банана…

Кто же это?.....(обезьяна)

А может под эту музыку что-то хочется делать? Ну, конечно же, танцевать!

Молодцы,тогда веселые обезьянки  приглашают вас танцевать.

Танец обезьянок

М.р. Молодцы, ребята, как вы думаете, мы справились с заданием на этом острове? За это нам обезьянки возвращают четвертый волшебный лепесток для цветка Русалочки.

Восп: Ну что, ребята, повеселились на этом острове, тогда отправляемся в путь, навстречу новым приключениям!?

Восп: Ребята, мы уже с вами выполнили много заданий, посмотрите, сколько лепестков мы собрали? Значит, нам осталось посетить еще один остров, т.к. Русалочка сказала, что в ее цветке пять лепестков. Ребята, вы хотите получить последний лепесток? Тогда в путь!

Шум моря, все в корабле

Восп. Вижу остров! Звучит музыка П.И.Чайковского «Баба Яга» Ой, ребята, что – то не нравится мне эта музыка, мне становится страшно, давайте выйдем с корабля, но постоим в сторонке.

5 остров – музыкальный, «Остров Бабы Яги»,включается музыка.

М. р.: Ребята, давайте внимательно послушаем музыку, что она нам подсказывает, кто живет на этом острове? Добрый герой или злой?

Восп. Ребята, давайте пофантазируем, как Баба Яга проводит свой день?

Придумывание.

М.р. Ребята, а хотите посмотреть, чем Баба Яга сейчас занимается?

Видеопрезентация

Ой, какая Баба Яга злая, никто ее не любит и все ее боятся, как хорошо, что она улетела!

М.р. Ребята, посмотрите, она лепесток от волшебного цветка обронила.

Заберем его.

Восп: Вот мы и собрали все лепестки. Нужно сложитьцветок и вернуть его Русалочке.

Появляется на экране Русалочка: «Здравствуйте, ребята. Я очень рада, вас видеть. Молодцы, вы добрались до моего царства, преодолели все препятствия и собрали все лепестки моего волшебного цветка. Спасибо вам большое!

М.р. Ребята, мы сегодня молодцы, мы настоящая команда!

Восп. Понравилось ли вам путешествие? Какие задания были для вас самыми трудными? А какие были лёгким? Что было самым интересным?

М.р. Ребята, скажите, для чего нужна музыка в сказках? Помогала она нам понять героев сказок или нет?

М.р. На этом наше путешествие закончилось и Русалочка в знак благодарности дарит вам волшебные ракушки.

 

Список литературы

  1. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей» учебное пособие. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС – 1997, 606 с.
  2. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -288 с.
  3. http://detochki-doma.ru/kolyibelnyie-dlya-dochki/

    Самоанализ непосредственной образовательной деятельности,

на тему: «Музыка в сказках».

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое (музыкальное) развитие и речевое развитие.

Цель:представлениевзаимодействия педагогов в реализации  и интеграции образовательных областей, в соответствии с новыми стандартамиобразования.

В соответствии с целью, мы определили следующиезадачи:

Образовательные

ü    продолжать знакомить детей с произведениями композиторов – классиков; детских писателей;

ü    формировать умение слушать музыкальные произведения, соотносить их с литературными образами для наиболее полного понимания и описания литературного героя;

ü    формировать навыки связной речи, закреплять и расширять словарный запас детей через пересказ сказок, разучивания текста песен, закрепления музыкальных терминов;

Развивающие

ü    развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и литературные произведения разного характера и содержания;

ü    развивать образное мышление, фантазию, умение передавать образы  в движении, в речи;

Воспитательная

ü    приобщать детей к классической музыке; литературе;

ü    воспитывать культуру общения во взаимодействии с педагогом и со сверстниками; музыкальную культуру,

ü    воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде, эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания.

С детьми была проведена следующая предварительная работа:

чтение сказок, беседа и рассматривание иллюстраций по ним;

просмотр слайдов, беседа: «Морское путешествие».

Разучивание музыкально – ритмического упражнения «Веселые обезьянки», физкультминутки «Мы команда моряков».

Рисование  сказочных героев.

Слушание музыкальных произведений разного характера, беседа по ним.

Разучивание колыбельной песни «Колыбельная принцессе».

Во время непосредственной образовательной деятельности нами были использованы  следующие методы и приёмы:

 - словесный:  вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрения;

 - наглядный – мультимедийные презентации, коллажи;

 - практический – слушание музыкальных произведений, пение песен, исполнение танцевальных упражнений;

 - игровой - сюжет: «Морское путешествие»;

 - метод контроля – анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности.

Структура непосредственной образовательной деятельности:

Вводная часть – организационный момент 3 минуты.

Основная часть – практическая деятельность 24 минуты.

Заключительная часть – рефлексия, подведение итога непосредственной образовательной деятельности, 3 минуты.

Мы считаем, что данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственной образовательной деятельности, направлена на решение определённых педагогических задач, и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.

Вводная часть непосредственной образовательной деятельности – это организация детей, переключение внимания и установка на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, объяснение. Этого мы добились с помощью игрового сюжета: «Морское путешествие», которое происходило по сказочным островам. Непосредственно образовательная деятельность была направлена  на решение проблемно - игровой ситуации: нахождение лепестков  от волшебного цветка. Для повышения мотивации у детей, был введён сказочный персонаж Русалочка. На протяжении всей непосредственной образовательной деятельности дети выполняют задания, а после успешного выполнения получают лепестки от волшебного цветка.

Основная часть непосредственной образовательной деятельности: в основную часть непосредственной образовательной деятельности  были включены задания на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и литературные произведения разного характера и содержания, а также задания на повторение и закрепление  изученного материала, на систематизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, навыков в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности детей с педагогами.

Задания на первом острове «Лебедей» - направлены на формирование навыков связной речи, закрепление и расширение словарного запаса детей, через пересказ сказки, соотнесение музыкального образа с литературным, закрепления музыкальных терминов.

Задания второго острова «Спящее Королевство» - было дано с целью формирования умений слушать музыкальные произведения, соотносить их с сюжетом сказки для наиболее полного пониманиявоспроизведения музыкального материала (колыбельной песни).

На третьем острове «Незнайки» – детям были предложены задания на развитие умений  творческого рассказывания, воображения (разгадывание музыкальных загадок), воспитание культуры общения во взаимодействии с педагогами и со сверстниками.

Задания четвёртого острова «Весёлых Обезьянок» – были направлены на воспитание чувства коллективизма, умение работать в команде, эмоциональную отзывчивость.

Задания пятого острова «Бабы Яги»направлены наразвитие эмоциональной отзывчивости на музыку и литературные произведения разного характера и содержания, развитие образного мышления, фантазии, умение передавать образы  в движении, в речи.

С целью снятия усталости, утомляемости, и повышения работоспособности, была проведена физкультминутка: танец «Весёлых обезьянок».

Непосредственная образовательная деятельность была построена с использованием современных образовательных технологий: информационно – коммуникационных, индивидуального подхода к каждому  ребёнку, усовершенствованного наглядного материала, в виде коллажей, необходимого оборудования для сюжета непосредственной образовательной деятельности.

Для достижения каждым ребёнком результатов, на протяжении всейнепосредственно образовательной деятельности, мы использовали индивидуальный подход, задавая вопросы: «А, как думает, Семён?»  «Саша, ты согласен со своим товарищем?» Побуждая данными вопросами, детей, к умению делать выводы, анализировать, высказывать своё мнение по поводу тех или иных событий.

Для решения образовательных задач использовали наглядный материал – для формирования и развития связной речи; музыкальные произведения, для формирования и развитие певческих, развития эмоционального восприятия.

Использование в непосредственной образовательной деятельности мультимедийных презентаций, музыкального сопровождения каждого острова, бесед в форме «вопрос – ответ», использования метода ТРИЗ, способствовали решению всех поставленных задач.

В заключительной части непосредственной образовательной деятельности: мы провели итог – рефлексию, для этого мы использовали, следующие методы: метод – анализа успешности выполнения заданий, метод самооценки детьми своих возможностей.

По итогам проведения непосредственной образовательной деятельности, можно сделать следующие выводы:  - дети успешно справились с заданиями, решили проблемную ситуацию – собрали и вернули волшебный цветок Русалочки, тем самым получив удовлетворение от своей деятельности.

Дети закрепили имеющиеся навыки по музыкальному и речевому развитию.

У детей сформировались новые знания, умения и навыки, по образовательным областям: художественно – эстетического (музыкального) развития и речевого развития.

Поставленные нами задачи были выполнены в полной мере. Логичность построения различных видов детской деятельности, позволило нам отобразить  интеграцию образовательных областей – музыкальной и речевой.

Спасибо за внимание!!!

 

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002377-0002378

Штрих код (№ квитанции) 62502670052063  Дата отправки 26 февраля 2014 г

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3472
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.