Авторское пособие «Народная кукла» |
пт., 27.03.2015 |
Автор:
Реутова Светлана Юрьевна,
музыкальный руководитель
МАДОУ «Нижнетавдинский детский сад «Колосок»
Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте - движется вперёд. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней: дети растут, играют, познают мир. Поступает большой поток сложной информации. Дети, как взрослые, плывут по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. Современные игрушки не несут художественного смысла и выражения. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и культуре.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы и особое значение имеет народная кукла, она известна с древности. Народная кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты своего народа- в этом главная ценность народной куклы. Главная идея моего опыта заключается в организации фольклорного кружка для приобщения детей к духовной культуре русского народа, с использованием народной куклы, потешек, музыкального сопровождения, учитывая интеграцию образовательных областей: познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной.
Вся работа ведётся в соответствии с народным календарём, а также в соответствии с проводимыми мероприятиями в детском саду. Дети в процессе использования народной куклы знакомятся с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и с традициями русского народа, народным костюмом.
В работе с детьми использую различные формы: занятия, экскурсии-путешествия, традиционные праздники, целый ряд занятий построен в форме инсценировок-«посиделки в горнице». Вместе с детьми беседуем, играем в народные игры, читаем и обыгрываем произведения устного народного творчества, создали мини- музей. Играя с народной куклой дети чувствуют прошлое, представляют, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации.
Известно, что окружающая предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Поэтому очень важно, чтобы знания и навыки, приобретённые в процессе познавательной и совместной деятельности, дети могли использовать в свободной деятельности. Знакомство и изготовление народной куклы мы воплотили в проекте «Куклы наших бабушек».
Результатом нашей работы стал, созданный мини- музей народной куклы. Таким образом, сконструированный комплекс педагогических задач по – приобщению детей к народной культуре, позволил добиться положительных результатов в воспитании и развитии детей, помог обогатить внутренний мир ребёнка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях русского народа с использованием народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес к русской национальной культуре.