Участники выставки:
Кокорина Елена Александровна, воспитатель
Галдина Любовь Владимировна, воспитатель, высшая квалификационная категория
Шишкина Наталья Викторовна, воспитатель, первая квалификационная категория
МАДОУ ЦРР детский сад № 110 города Тюмени
Аннотация
На сегодняшний день особо актуально стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим мы задались вопросом, как построить развивающую предметно-пространственную среды так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Для эффективности использования пространственной среды нами было разработано многофункциональное, развивающее пособие «Чудо-дерево».
Пособие в соответствие с федеральным образовательным государственным стандартам дошкольного образования отвечает следующим требованиям:
- развивающее;
- трансформируемое;
- вариативное;
- доступное;
- безопасное;
- эстетически-привлекательное.
Целью данного пособия является формирование познавательных действий, становление сознания; развитие любознательности и познавательной мотивации.
Предназначено для детей от 3 до 6 лет. Данное пособие можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности по реализации задач образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; так и в индивидуальной работе, и в свободной деятельности детей.
С помощью данного пособия можно решать образовательные задачи:
- формировать количественный и порядковый счет от 1 до 10;
- давать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;
- развивать представление детей о геометрических фигурах; соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами; формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров;
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около);
- классифицировать предметы по общему признаку, выделять обобщающее слово;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания при групповой работе;
- способствовать развитию зрительного восприятия, внимания, мышления и памяти, познавательных и творческих способностей, речедвигательной координации.
Пособие состоит из следующих частей:
- дерево, изготовленное из самоклеющейся цветной пленки,
- крючки,
- декоративные петли-прищепки,
- цифры,
- геометрические фигуры разных размеров,
- картинки разной цветовой гаммы, предметные картинки.
Предлагаем картотеку игровых заданий к пособию «Чудо-дерево», с помощью которых решаются задачи образовательной области «Познавательное развитие».
«Веселый счет»
Цель: Закрепить количественный счет.
Материал. Карточки с цифрами, предметные картинки.
Инструкция: Воспитатель размещает на дерево осенние листья и предлагает детям посчитать их. А затем найти цифру обозначающее количество листьев.
2 вариант. Воспитатель размещает на дупло цифру и предлагает ребенку разместить на дереве столько же птиц.
«Птичий переполох»
Цель: закрепить умение классифицировать предметы по величине.
Материал. Птицы разных размеров, два гнезда – большое и маленькое.
Инструкция: Воспитатель размещает на дерево в произвольном порядке птиц. Детям предлагается расселить птиц в гнезда: больших птиц в большое гнездо, маленьких – в маленькое гнездо.
«Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Материал. Изображение геометрических фигур; предметные картинки.
Инструкция: Воспитатель вывешивает на дупло фигуру, предлагает детям выбирать те картинки, на которых нарисованы предметы такой же формы. Карточку ребенок вывешивает на дерево.
«Кто больше увидит»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Материал. Геометрические фигуры.
Инструкция: На дереве в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Воспитатель считает до трех и убирает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на дереве. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, воспитатель меняет количество фигур.
2 вариант. Воспитатель помещает на дерево предметы разной геометрической формы, и предлагает детям как можно больше найти предметов, напоминающих заданную форму.
«Что у нас какого цвета?»
Цель: Закрепить название основных цветов.
Материал. Карточки с изображением основного цвета, предметные картинки различной цветовой гаммы.
Инструкция: Воспитатель вывешивает на дупло карточки с изображением основного цвета, и предлагает детям найти предмет такого же цвета. Карточку ребенок вывешивает на дерево.
«Кто где находится?»
Цель: Учить детей ориентироваться на ограниченной территории.
Материал. Предметные картинки: птица, лист, яблоко, гусеница, бабочка.
Инструкция: Воспитатель показывает детям картинки. Предлагает детям назвать их, а потом предлагает расположить их на дереве в определенной последовательности. Например, в центре поместить яблоко, слева от яблока поместить птицу, справа от яблока поместить лист. Под деревом поместить гусеницу, над деревом - бабочку.
2 вариант. На дереве размещены карточки с разными предметами. Воспитатель предлагает детям назвать «Что находится справа от яблока?» и т.д.
«Три поросенка»
Цель: Учить детей располагать предметы и их изображения в указанном месте, отражать в речи их пространственное расположение.
Материал. Герои сказки «Три поросенка», три домика.
Инструкция: Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка». Затем дети располагают трех поросят в определенном порядке: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Последовательно вспоминая сюжет сказки, дети выстраивают его на дереве.
Воспитатель задает наводящие вопросы: Чей домик был первый? Кто спрятался во втором домике? Почему волк не смог сломать третий домик? Кто его построил?
«Что изменилось в расположении предметов»
Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти.
Материал. Предметные картинки.
Инструкция: Дети рассматривают на наборном полотне расположение предметных картинок, запоминают увиденное и закрывают глаза. Педагог меняет картинки местами. Детям нужно восстановить порядок расположения картинок.
«Четвертый лишний»
Цель: Научить детей исключать лишнее.
Материал. Предметные картинки по любым темам.
Инструкция: Воспитатель вывешивает на дерево картинки. Просит детей назвать, что изображено на них, и исключить лишнее.