Наглядно-дидактическое пособие «Юбка-сказка» |
пт., 04.04.2014 |
Автор:
Бохонко Равиля Равильевна,
воспитатель высшей категории
МАДОУ ЦРР д/с № 163 города Тюмени
Красочные иллюстрации познакомят детей с многообразием окружающего мира. Юбку-сказку можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий в детских садах.
Юбка – сказка сшита из четырех клиньев, которые символизируют времена года. На синем фоне сказки, которые относятся к зимнему времени года, на желтом фоне - сказки осени, весна – красна на красном фоне и зеленый цвет символизирует лето.
Дети любят рассматривать картинки, особенно с изображением на них известных персонажей, окружающих их предметов. Картинки способствуют формированию у детей навыков речевого общения, развитию зрительного внимания. Наибольшей популярностью среди детей пользуются герои сказок в картинках. Поэтому я решила создать свои картинки в необычной, волшебной Юбке. «Юбка-сказка» способствует развитию: тактильного ощущения, эмоционального восприятия, зрительной памяти. Я использую свое пособие для рассказывания сказки, зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, пересказывания и драматизаций.
Для каждого ребенка сказка – это не просто фантазия писателя, а особая реальность в мире чувств. При прослушивании сказки дети глубоко сопереживают персонажам. У них пробуждается импульс к оказанию помощи нуждающимся, к их защите. Для дошкольника восприятие сказки является его специфической деятельностью, выражающейся в игровой форме. Это позволяет ему свободно фантазировать, мечтать.
«Юбка-сказка» нашла широкое применение в развивающих играх. Например, рассмотрим дидактическую игру «Угадай-ка сказку». Ее основной задачей является закрепить у ребят навыки угадывать сказку по указанным признакам, а также находить и описывать героев.
Перед детьми «Юбка-сказка» с изображением разных сказок. Каждому из них раздают картинки героев русских народных сказок.
Например, «Колобок», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди». Вначале дети их внимательно рассматривают, а затем выстраиваются по очереди один за другим. При этом держат в руках свои картинки. Потом воспитатель загадывает загадки. А когда задает вопрос: «Что это за сказка?», каждый ребенок подбегает к ЮБКЕ с изображенной соответствующей сказкой. Затем дают всем несколько минут, чтобы подготовиться и дать четкие ответы на вопросы о героях сказки и какие действия они в ней выполняют. Необходимо дать каждому из них определенную характеристику.
Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят» (3-4 года)
Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Количество играющих: 5-6 детей
Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий
Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»
Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки
Количество играющих: 4-6 детей
Игровое правило: внимательно слушать собеседника
Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя «Юбку-сказку». Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).
Словесно-дидактическая игра «Курочка - рябушка»
по сказке «Курочка Ряба»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей
Игровое действие: воспитатель предлагает найти на юбке персонаж -рябенькую курочку и предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
- Курочка Ряба, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)
Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей
Количество играющих: неограниченно
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам
Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Игра «Расскажи, какие на ощупь»
Цель: учить образовывать антонимы: гладкий - шершавый, большой -маленький и т.д.
«Юбку-сказку» - можно использовать - как развлечение, проводимое во вторую половину дня - для закрепления у детей знаний о различных сказках. Яркие иллюстрации позволяют снять тревожность и агрессию, развить эмоциональность и общительность.
Надеюсь, что « Юбка- сказка» принесет детям радость общения с героями сказок, взрослым – радость общения с детьми.
Истользуемые интернет-ресурсы:
http://steshka.ru/rechevoe-razvitie-detej-rannego-vozrasta
http://steshka.ru/skazka-pro-moego-rebenka
http://steshka.ru/igry-kartochki-dlya-malishey-po-skazkam
За эту работу отдано 11 голосов.
Слизала идею с этого же сайта с данного раздела. Своего-то ума нет?